Родительское собраниеи "Домашние библиотеки. Рекомендации по организации"
Оценка 4.9

Родительское собраниеи "Домашние библиотеки. Рекомендации по организации"

Оценка 4.9
docx
10.05.2024
Родительское собраниеи "Домашние библиотеки. Рекомендации по организации"
ЗНАНИО.docx

Татьяна Александровна Хомченко

МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской

 Федерации А.Б.Буханова» г.Смоленска

                                                                                     педагог-библиотекарь

 

 

Родительское собрание «Домашние библиотеки.

Рекомендации по организации»

 

Если путь прорубая отцовским мячом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почём, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

В. С. Высоцкий

 Цель занятия – помочь родителям сформировать семейную культуру общения   посредством книги.

Задачи- обратить внимание родителей на значимость наличия в семье домашней библиотеки для разностороннего развития личности ребёнка;

помочь в формировании семейного круга чтения;

Ход собрания

 Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас в школьной библиотеке. Сегодня у нас с вами не совсем обычная встреча и тема её – воспитание ребёнка посредством книги и, самое главное, через семейное чтение, которое имеет особое значение для читательской, и не только, судьбы вашего ребёнка. Ведь совместное чтение собирает вместе  всех членов семьи, сближает их, наполняет важным содержанием радостные и порой редкие минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

    Вы, конечно, что 2024 год в нашей стране Указом Президента РФ был объявлен Годом семьи. Такое решение было принято как нельзя кстати, так как  современная жизнь характеризуется многими проблемами, среди которых важными являются:

- падение роли, влияние и престижа семьи;

- чтение перестало быть национальной ценностью;

  

   Решение этих проблем взаимосвязано: возрождение семейного чтения может начинаться через семейное воспитание, а возрождение семьи – через семейное чтение, ведь именно семья, семейное воспитание оказывают решительное воздействие на чувства ребёнка, его душевные качества. Только читающий ребёнок может войти в ритм современной  жизни, и только чтение научит его быстро и рационально  мыслить. И только от нас с вами зависит, каким будет будущее для наших детей, что будет излучать наша земля – свет и добро или зло и агрессию. Семья – ячейка общества, а библиотека, созданная в семье, это новая ячейка, созданная всеобщей мировой культурой.

 

   Мне ,как библиотекарю с большим стажем работы, хочется дать несколько рекомендаций по организации домашней библиотеки.

 Традиция иметь домашние библиотеки всегда была распространена в нашем обществе. Какие нужны книги, чтобы в семье подрастал маленький умница, эрудированный без зазубривания и давления взрослых?

   Нельзя дать точного рецепта для комплектования домашней библиотеки. Каждый подбирает книги по своему вкусу, да и не каждый родитель – родитель-педагог. В старой России настоящие дворяне могли доверить английский и французский своего ребёнка гувернанткам, а вот чтением своих детей руководили сами: понимали, насколько это важно.

   Есть книги, которые оказывают на психику ребёнка не благотворное, но разрушающее влияние. Речь идёт о некоторых произведениях  низкопробной массовой литературы – ужастики, мистика, примитивные детективы, внедряющие жестокость и насилие, легкомысленное отношение к смерти и страданиям, к ценностям жизни вообще. Исключить их из репертуара ребёнка волевым усилием нельзя, но можно противопоставить им полноценную гуманную литературу.

   Выбор хорошего круга чтения – большой родительский труд. Не стоит увлекаться количеством: домашняя библиотека тем лучше, чем меньше в ней книг, которые после прочтения ставятся на полку и больше не снимаются. Хорошая библиотека – это продуманное собрание книг, в котором случайные книги появляются редко и , обычно, не задерживаются. Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку, которая бы органически влилась в вашу семейную библиотеку.

- Хорошо, если в комнате вашего ребёнка на стене с самого детства будет висеть зоогеографическая карта мира с яркими материками, морями и животными, их населяющими. Это может быть и алфавит, и  таблица умножения и множество других полезных карт. До школы ещё далеко и не надо ничего учить, всё само запомниться, и когда придёт время, у вас не будет проблем ни с местом нахождения Нигерии, ни с таблицей умножения. Главное, понять, что ребёнок запомнит в игре (и на всю жизнь) гораздо раньше всю информацию, чем зададут в школе и без зазубривания и без давления.

- Хорошо в доме иметь большие атласы: России и мира. Они стоят недёшево, поэтому подскажите родственникам: это хороший подарок и на всю жизнь. Конечно, нельзя воспитать ребёнка без лыж, коньков и велосипедов.  Но вот что интересно: лыжи будут уже сломаны, коньки не налезать на ногу, а атлас будет «работать» всегда, сколько бы не прошло лет. Придёт время, и вы покажете своему ребёнку, где проходило путешествие Нильса с дикими гусями, где именно находится штат Канзас, в котором началось путешествие Элли, а уж потом он сам захочет почитать Жюля Верна с атласом в руках.

- Дома надо иметь словари, как минимум, два: орфографический и толковый. Энциклопедии и научно-познавательную литературу  приобретать ту, которой будут пользоваться долгие годы.

- Золотой фонд детской научно-популярной литературы можно сформировать из книг Е. Чарушина,  Г. Снегирёва, В. Бианки, Н. Сладкова.

 К. Паустовский, М. Пришвин – лучшие представители натуралистической школы. В их произведениях звенящая красота природы, богатое сочное русское  слово, мораль и нравственность.

  -  Библиотека одной книги. В дореволюционное время, особенно, у крестьян в доме была лишь одна книга  - Библия, Книга книг. Учитывая её огромный информационный материал, она фактически заменяла целую библиотеку.  Библия для детей вернулась в детское чтение после долгого перерыва. Все народы мира знакомят детей с основными постулатами своих религий, растят на них. Мы не должны стать исключением, в нашем народе сильны православные традиции. Читайте ребёнку Библию, её поэзия  даст силы для труда души; ходите с ним в Храм – это настроит его сердце на возвышенный лад и вызовет стремление к праведной, добродетельной жизни, а в дни утрат утешит и укрепит .

   - Художественная литература. Какая? В каких изданиях? Классиков можно почитать вместе – Фета, Тютчева. Опросы школьников выявили интересный факт: если в доме есть классика, её обязательно прочитают, а взятая в библиотеке книга – скучная и неинтересная. Как это может быть? Очень просто: нельзя читать в спешке, к завтрашнему уроку. Литература на то и называется художественной, что читать её надо с удовольствием, ясно представляя и мысленно сопереживая развитию сюжета. Всякая торопливость здесь важна по сути. Пушкин! От чтения его книг дети будут богаче знанием, радостью. Слово  «Пушкин  сольётся в их сознании со словами красота, поэзия, Родина. Не бойтесь, что дети чего-то не поймут, всё поймут отлично. Дети ведь несравненно умнее, чем думают о них некоторые взрослые. А ум надо питать, а уж кому его питать, как не Пушкину»  В. Ф. Панова.

   - Доброта фольклора представлена  в русских сказках. Сказка – ступень вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К. И. Чуковский, «сказка есть самая здоровая пища, не лакомство, а самый насущный и питательный хлеб». Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение. Для этих целей  можно использовать  русские народные сказки, народные сказки народов мира, литературные сказки А. Н. Толстого, В. И. Даля, А. Погорельского, А. Волкова , Л. Гераскиной и др.

   - Традиционна сильна английская детская литература ( Л. Кэррол,  А. Милн,  Д. Толкиен, Д. Биссет), скандинавская (Г. Х. Андерсен, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Т. Янссон). Сказки Шарля Перро хорошо сочетать с рассказом о самом авторе, его насыщенной интересной жизни, из которой он черпал прообразы для своих произведений. И  многие другие представители зарубежной классической литературы. Возьмём всё лучшее, что есть в мире, но не за счёт своего, национального, потому что народа без культуры не бывает. Не случайно, в годы войны гитлеровцы, стремясь уничтожить наш народ, разрушали памятники культуры, такие как усадьба Л. Толстого Ясная Поляна, дом П. И. Чайковского в Клину, дворцовые усадьбы под Ленинградом.

   Огромная россыпь детских  книг об истории нашего Отечества, о доблести предков, о тех, кто старается для Отечества сегодня щедро утолит потребность вашего ребёнка любить родную страну.  Ещё в прошлом веке великий педагог К. Д. Ушинский советовал растить детей на произведениях русского народного творчества, с помощью которого ребёнок познает язык и мораль своего народа, его многовековой нравственный опыт.  Это – книга И. С. Шмелёва «Лето Господне», серия книг С. Алексеева из истории нашей Родины, книги о ВОВ. Грустно и обидно бывает, когда встречаешь подростков, которые ничего не знают о величайшем подвиге своего народа, спасшего человечество от фашизма, не знают имён Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Александра Матросова. В домашней библиотеке должно найтись место для таких книг.

   Для библиотечных книг в домашней библиотеке должна быть отведена отдельная полочка, чтобы  они «не растворились» среди других книг.

   Если вы решили «почистить » свою домашнюю библиотеку, не надо ничего выбрасывать, как не надо выбрасывать кусочек хлеба. Вы поступите правильно, если отнесёте их в библиотеку, которой пользуетесь.

     Очень важно, чтобы у ребёнка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своём книжном шкафу. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся  книги. Жизнь этих книг может быть долгой: их читали дедушки, бабушки, папы, мамы, а теперь они станут друзьями ребёнка. Такая семейная традиция воспитает не только бережное отношение к книге, оно дополнится чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке, и конечно совместное чтение и обсуждение прочитанного.

 

 Библиография:

Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. – М.: РШБА, 2014. – 464 с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю».  Вып. 4- 6)

Тихомирова И. И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения: метод. пособие для руководителей детского чтения, снабжённое текстами литературных произведений для обсуждения с подростками. – М.: РШБА, 2015. – 344 с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека» Серия 1. Вып. 3)

Тихомирова И. И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004

   Семейное чтение в год семьи / сост. Т. Д. Жукова, - М.: РШБА, 2008. – 320 с.

Кубасова О. В. Как помочь ребёнку стать читателем: метод. пособие. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, 2004. – 237 с., ил. – (Библиотека учителя начальной школы).

Родительское собрание по детскому чтению: сборник. М.:РШБА.- 2007.

Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти. – СПб., 2000.

Разгон Л. Э. Чёрным по белому. – М.: Малыш, 1982. – 31 с.

Интернет-ресурсы.


 

Татьяна Александровна Хомченко

Татьяна Александровна Хомченко

Мне ,как библиотекарю с большим стажем работы, хочется дать несколько рекомендаций по организации домашней библиотеки

Мне ,как библиотекарю с большим стажем работы, хочется дать несколько рекомендаций по организации домашней библиотеки

Золотой фонд детской научно-популярной литературы можно сформировать из книг

Золотой фонд детской научно-популярной литературы можно сформировать из книг

Поляна, дом П. И. Чайковского в

Поляна, дом П. И. Чайковского в

Родительское собрание по детскому чтению: сборник

Родительское собрание по детскому чтению: сборник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2024