ВИД СОБРАНИЯ: Информационно-просветительское (посвященное рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).
Задачи:
В собрание входит:
1. Анкета для родителей
2. Правила чтения для учащихся (памятка)
3. Как готовить домашнее задание по чтению (памятка)
4. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
5. Рекомендации В.Н. Зайцева по развитию техники чтения
6. Советы родителям
Вступительная беседа
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. А.П. Чехов Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. Ричард Бах Можно жить и быть счастливым, не овладев
математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно
искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда. Чтение – вот лучшее учение. А.С. Пушкин Чтение выстраивает целые судьбы. В. Шукшин |
II. Проведение собрания
1. Анализ учебных достижений
Итоги техники чтения.
2. Ознакомление родителей с состоянием читательского интереса
Анализ анкеты учащихся
СИТУАЦИЯ 1
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?
Вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Анализ анкеты родителей
Вывод: Не все дети любят читать. Родители читают детям очень редко, но прочитанное стараются обсуждать. Для увлечения чтением можно записать ребенка в библиотеку, читать ему книги, рассказывать о прочитанном, увлекать своим примером. Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям. Если ребенок не хочет читать или устал, родители разрешают ему немного поиграть, а потом предлагают продолжить читать.
СИТУАЦИЯ 2
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?
3. Психолого-педагогическое просвещение
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8–10 лет мы часто становимся участниками диалога: «Ну, как книга?» – «Ничего, нормально», – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми – стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него мать и отец открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.
Совет 1 Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех. |
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту.
Рекомендации В.Н. Зайцева по развитию техники чтения
Совет 2 Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок
чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и
старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как
вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже
детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной
беседы – это согреет его сердце. |
Совет 3 Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую
чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой
яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же
времени – на дальний объект, находящийся на улице. |
4. Обсуждение организационных вопросов
5. Советы родителям
ПРИЛОЖЕНИЕ №1:
(При использование этих игр, были получены очень хорошие результаты. )
1.Использование игр на развитие концентрации внимания:
2.ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ:
3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ:
III. Осмысление итогов собрания
1. Родители делятся своим опытом, по
использованию игр на развитие концентрации внимания (КУЗОВКИНА Н.В.)
2. Мнение родителей о пользе собрания.
3. Решение собрания. Учитывая большую роль родителей в воспитании у
детей интереса к книге, поставим себе цель:
Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.
Выписать детские журналы и приучить детей их читать.
Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.
Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину и т.д.
Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.
Учитель. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.