Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

  • Презентации учебные
  • Работа с родителями
  • doc
  • 27.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация для родительского собрания "Адаптация пятиклассников"

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Выступление на родительском собрании Адаптация пятиклассников.doc
Классный руководитель  5 А класса Савченко Ольга Борисовна МБОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей» Тема: «Пятиклассник – новый статус младшего школьника» Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Сегодня   мы   обсудим   важную   тему   о   трудностях   адаптации   младшего школьника   в   среднем   звене,   рассмотрим   вопросы   физиологических   и психологических   особенностей   пятиклассников,   с   какими   проблемы встречаются наши дети в этом возрасте, и изучим пути их решения.   Притча о путнике и проводнике  Один путник  оказался в незнакомой стране перед высокой горой. Ему надо было   перейти   через   нее,   но   он   понимал,   что   ему   нужен   проводник. Проводник пришел, и перед тем, как начать путь, он сказал: ­ Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт.  Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по пути, предложенному мной – это будет твой выбор.  В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.   Я с тобой временно. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил. И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору. И они отправились в путь. Это было нелегко, были и отчаяние, и новая надежда.   А   незадолго   от   вершины   проводник   покинул   путника.   И   он дошел,   и   увидел   восход   Солнца.   А   с   другой   стороны   горы   оказался цветущий сад.                   Любые   переходные   периоды   в   жизни   человека   всегда   связаны   с проблемами.   Переход   учеников   из   начальной   школы   —   это   сложный   и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами   они   сталкиваются,   и   определить,  какую   реальную   помощь   мы можем оказать.          Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма.   Начало   его   перестройки   связано   с   активизацией   деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны 1которого   стимулируют   рост   тканей   и   функционирование   других   желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.           Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности   нервной   системы,   у   подростков   наблюдается   повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.            Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество   замечательных   составляющих.   Подростковый   возраст   —   это возраст   кипучей   энергии,   активности,   больших   замыслов,   активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности  во   всем,   его   уже   не  устраивает   простое   заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.             В 5­м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема   адаптации   к   новым   условиям   обучения   (новый   статус)   Под адаптацией   принято   понимать  —  в   широком   смысле  —  приспособление   к окружающим условиям.  Основные   трудности,   с   которыми   сталкиваются   пятиклассники, заключаются в следующем: ­ в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой­ то степени, а сегодня   социальная   ситуация   обучения   такова,   что   необходимо   понять, принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.    ­ так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие   этого   может   произойти   временное   снижение   успеваемости   у некоторых   учащихся,   но   высокий   познавательный интерес   и   стремление хорошо   учиться   во   второй   четверти   помогут   восстановить   привычную успеваемость, а может и улучшить ее. Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка   адекватное   отношение   к   ошибкам,   умения   использовать   их   для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление,   а   показатель   того   к   чему   еще   можно   стремиться   и   что   нужно исправить.  Чем же вы, родители, можете помочь вашему подростку? Во­первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях, стремлениях, чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений  с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном   и   тесном контакте   с   классным   руководителем   и   учителями   ­ 2предметниками,   чтобы   вовремя   оказать   помощь   ребенку   в   возникших трудностях.  Сравнительная таблица о распределении учебной нагрузки  № п/п 1  2  3  4  4 класс 8 – 9 предметов  20 – 22 часа  1 – 3 учителя  1 ­ 2 часа  5 класс  12 – 14 предметов  25 – 27 часов  8 – 10  учителей  2 ­2,5 часа Новый статус пятиклассника может вызвать следующие реакции организма ребенка:   Интеллектуальная  ­   нарушение   интеллектуальной   деятельности. Отставание в развитии от сверстников.   Поведенческая  ­   несоответствие   поведения   ребёнка   правовым   и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).   Коммуникативная  ­   затруднения   в   общении   со   сверстниками   и взрослыми.   Соматическая ­ отклонения в здоровье ребёнка.   Эмоциональная  ­   эмоциональные   трудности,   тревоги   по   поводу переживания проблем в школе.  Родителям необходимо обратить внимание на слова, которые поддерживают и которые разрушают  веру в себя: Слова поддержки:  Зная тебя, я уверен, что вы все  сделали, хорошо.  Ты делаешь это очень хорошо.  У тебя есть некоторые соображения  по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен.  Что ты готов к нему.  Слова разочарования:  Зная тебя и твои способности. Я  думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.  Эта идея никогда не сможет быть  реализована.  Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Способы преодоления тревожности:  Не сравнивайте ребенка с окружающими.   Доверяйте ребенку.   Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.   Демонстрируйте   образцы   уверенного   поведения,   будьте   во   всем примером ребенку.  3 Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.   Будьте   последовательны   в   воспитании   ребенка.   Не   запрещайте   без всяких причин того, что разрешали раньше.   Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.   Используйте наказание лишь в крайних случаях.   Не унижайте ребенка, наказывая его.   Общаясь   с   ребенком,   не   подрывайте   авторитет   других   значимых взрослых   людей.   Например,   нельзя   говорить   ребенку:   «Много   ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».   Помогите ему найти дело по душе.  ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников 1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. 2. Регулярно беседуйте с классным руководителем и   учителями вашего ребенка   о   его   успеваемости,   поведении   и   взаимоотношениях   с   другими детьми. 3.   Не   связывайте   оценки   за   успеваемость   ребенка   со   своей   системой наказаний и поощрений. 4.  Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. 5.   Помогайте ребенку  выполнять  домашние задания,  но  не  делайте их сами. 6.   Не   следует   сразу   ослаблять   контроль   за   учебной   деятельностью ребёнка,  если  в  период  обучения  в начальной  школе  он  привык  к  вашему контролю. 7.   Особенные   усилия   прилагайте   для   того,   чтобы   поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. 8.   Помогите   ребёнку   выучить   имена   новых   учителей,  предложите   ему описать их, отметить какие­то особые черты. 9.   Обратите   внимание   на   занятия   спортом   или   прогулки,   правильное питание, витаминизацию. В   заключение   нашего   собрания   предлагаю   вам     один   флештренинг, который называется «Мудрец и бабочка». (Показать флештренинг по притче «Мудрец»)  Притча Мудрец и бабочка Это   произошло   давным­давно.   В   одном   городе   жил   мудрец.   Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый 4ответ.   Как­то   один   человек   решил   перехитрить   мудреца.   Поймал   он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я:   какая   у   меня   в   руке   бабочка   –   живая   или   мертвая?   Если   мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее,   пусть   летит».   Так   и   сделал:   поймал   человек   бабочку   и   пошел   к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках». То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках»… Желаем удачи! Благодарю всех за внимание! ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников 1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. 2. Регулярно беседуйте с классным руководителем и   учителями вашего ребенка   о   его   успеваемости,   поведении   и   взаимоотношениях   с   другими детьми. 3.   Не   связывайте   оценки   за   успеваемость   ребенка   со   своей   системой наказаний и поощрений. 4.  Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. 5.   Помогайте ребенку  выполнять  домашние задания,  но  не  делайте их сами. 6.   Не   следует   сразу   ослаблять   контроль   за   учебной   деятельностью ребёнка,  если  в  период  обучения  в начальной  школе  он  привык  к  вашему контролю. 7.   Особенные   усилия   прилагайте   для   того,   чтобы   поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. 8.   Помогите   ребёнку   выучить   имена   новых   учителей,  предложите   ему описать их, отметить какие­то особые черты. 9.   Обратите   внимание   на   занятия   спортом   или   прогулки,   правильное питание, витаминизацию. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей пятиклассников 51. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. 2. Регулярно беседуйте с классным руководителем и   учителями вашего ребенка   о   его   успеваемости,   поведении   и   взаимоотношениях   с   другими детьми. 3.   Не   связывайте   оценки   за   успеваемость   ребенка   со   своей   системой наказаний и поощрений. 4.  Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. 5.   Помогайте ребенку  выполнять  домашние задания,  но  не  делайте их сами. 6.   Не   следует   сразу   ослаблять   контроль   за   учебной   деятельностью ребёнка,  если  в  период  обучения  в начальной  школе  он  привык  к  вашему контролю. 7.   Особенные   усилия   прилагайте   для   того,   чтобы   поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. 8.   Помогите   ребёнку   выучить   имена   новых   учителей,  предложите   ему описать их, отметить какие­то особые черты. 9.   Обратите   внимание   на   занятия   спортом   или   прогулки,   правильное питание, витаминизацию. 6