Родительское собрание "Готовность детей к школе"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 01.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родительское собрание (с родителями будущих первоклассников) Тема: Готовность ребенка к школе Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: • Познакомить родителей с проблемами первоклассников их причинами и способами коррек-ции. • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Иконка файла материала Беседа с родителями о готовности детей к обучению в школе..docx
Родительское собрание (с родителями будущих первоклассников) Тема:  Готовность ребенка к школе Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи:  Познакомить родителей с проблемами первоклассников  их причинами и способами коррекции.  Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе. Ход собрания Добрый день, уважаемые мамы и папы! Если Вы сегодня здесь, значит, Ваши дети скоро   пойдут   учиться   в   школу.   Осталось   не   так   много   времени,   и   Ваши   дети   из дошкольников   станут школьниками, а Вы – родителями учеников. Сегодня мы здесь с Вами для того, чтобы обсудить проблему готовности к школе. Что это такое, нужно ли детей готовить к школе? Надеюсь, что наша встреча будет интересна и познавательна. Решите, пожалуйста, уравнение. ­Трудно? Не получается? Почему? Вот и детям, когда они приходят учиться в школу, трудно, и, чтобы они смогли справиться с программой, чтобы успешно учились, необходима  подготовка к школе. Как   Вы   думаете,   что   значит   готовый   к   школе   ребенок?   Это   какой     ребенок? (Ответы родителей) Действительно,   по   мнению   многих   родителей   готовый   к   школе   ребенок это   тот,   кто   умеет   читать,   считать,   хотя   бы   до  20,   правильно   держит   в руке карандаш.               Но на современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой   перед   первоклассником,   акцент   со   знаний,   умений   и   навыков   переносится   на формирование   общей   культуры,   развитие   «качеств,   формирование   предпосылок учебной   деятельности,   обеспечивающих   социальную   успешность».   Вот   портрет старшего дошкольника, готового к обучению в школе:          Физически   развитый,   овладевший   основными   культурно­гигиеническими навыками.   У   ребенка   сформированы   основные   физические   качества   и   потребность   в двигательной   активности.   Самостоятельно   выполняет   доступные   возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.                Любознательный,   активный,   интересуется   новым,   неизвестным   в   окружающем мире.   Интересуется   новым,   неизвестным   в   окружающем   мире   (мире   предметов   и вещей,   мире   отношений   и   своем   внутреннем   мире).   Задает   вопросы   взрослому,   любит экспериментировать.   Способен   самостоятельно   действовать   (в   повседневной   жизни,   в различных   видах   детской   деятельности).   В   случаях   затруднений   обращается   за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.                Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается  на эмоции близких людей и   друзей.   Сопереживает   персонажам   сказок,   историй,   рассказов.   Эмоционально реагирует   на   произведения   изобразительного   искусства,   музыкальные   и художественные произведения, мир природы.             Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.   Ребенок   адекватно   использует   вербальные   и   невербальные   средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с   детьми   и   взрослыми   (договаривается,   обменивается   предметами,   распределяет действия при сотрудничестве).Способный   управлять   своим   поведением   и   планировать   свои   действия, направленные   на   достижение   конкретной   цели.   Ребёнок   на   основе   первичных ценностных   представлений,   соблюдающий   элементарные   общепринятые   нормы   и правила   поведения.   Поведение   ребенка   преимущественно   определяется   не сиюминутными   желаниями   и   потребностями,   а   требованиями   со   стороны   взрослых   и первичными   ценностными   представлениями   о   том   «что   такое   хорошо   и   что   такое плохо».   Ребенок   способен   планировать   свои   действия,   направленные   на   достижение конкретной   цели.   Соблюдает   правила   поведения   на   улице   (дорожные   правила),   в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)              Способный   решать   интеллектуальные   и   личностные   задачи   (проблемы), адекватные  возрасту.   Ребенок   может   применять   самостоятельно   усвоенные   знания   и способы   деятельности   для   решения   новых   задач   (проблем),   поставленных   как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения   задач   (проблем).   Ребенок   способен   предложить   собственный   замысел   и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.                  Имеющий   первичные   представления   о   себе,   семье,   обществе,   государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности   других   людей   к   определенному   полу;   о   составе   семьи,   родственных отношениях   и   взаимосвязях,   распределении   семейных   обязанностей,   семейных традициях;   об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.           Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции                Овладевший   необходимыми   умениями   и   навыками.   У   ребенка   сформированы умения   и   навыки,   необходимые   для   осуществления   различных   видов   детской деятельности.   Вы видите что, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка.                                      Как Вы думаете, кто же должен заниматься подготовкой ребенка к школе?  ДОУ (В садах это делают, проводят занятия по определенной программе) Школа (В   школах   организуются   подготовительные   курсы   для   детей,   не посещающие ДОУ)     Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители (Семья). Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех. Так как же помочь своему ребенку стать успешным учеником? На что стоит обратить внимание?   Нужно ли готовить ребенка к  школе родителям? Когда начинать подготовку? Как лучше это сделать? Чему и как учить?          Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним ребенком надо больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учит по «минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно. И все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится САМ, поможет ему быть успешным в школе. Когда говорят о «готовности к школе», то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определённый набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Вообще,   готовность   к   школе   включает   в   себя (Слайд   ) психологическую,    физиологическую и социальную готовность. Физиологическая готовность – это  состояние здоровья физическое развитие развитие анализаторных систем развитие мелких групп мышц координация движений в соответствии с возрастной нормой готовность организма ребенка к учебным нагрузкам    Об этом лучше смогут рассказать медики. Существует   филиппинский   тест   определения   физиологического   здоровья,   он учитывает длину верхних конечностей.           Под социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роли школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него   вместе   с   новой   ролью.   Школьник   должен   быть   готов   к   взаимодействию   со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие­то ограничения.        К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья. Чтобы ребенок чувствовал социальную готовность к школе, родителям на каком­то этапе необходимо «отделиться»   от   него   и   дать   ему   возможность   общаться   с   разными   людьми.   Пусть   ребенок   сам устанавливает   контакты,   не   надо   его   подталкивать   или   частично   брать   на   себя   его   функции, «помогая» ему знакомиться.            Если у Вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.             Очень   важна   для   формирования   социальной   готовности   ребенка   к   школе   его   адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе       Одним   из   самых   необходимых   моментов   является   психологическая   готовность (включает интеллектуальную и волевую готовность) к школьному обучению.    Для исследования интеллектуальной зрелости проводится графический тест Керна – Йерасека.   Ребенку предлагается нарисовать мужчину, скопировать фразу и срисовать группу точек. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале (причем 1 ­ высший бал; 5 ­ низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям.  К 6–7­и годам ребенок должен знать:  (должен уметь рассказать о себе)• • • • свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. • • Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Рассмотрим важные психологические процессы (память, мышление, внимание) (по слайдам) Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – является подготовленная рука ребёнка. (графический тест Керна Йерасека) Подготовку к последующему обучению письму необходимо начинать с развития силы руки, её ловкости, с формирования умения правильно держать ручку и последовательно менять тонус мускулатуры руки. Правильный   захват   карандаша   подразумевает,   что   его   держат   тремя   пальцами:   большим, указательным  и средним  (щепоть).  При  этом  карандаш лежит  на левой  стороне  среднего  пальца. Большой   палец   поддерживает   карандаш   слева,   а   указательный   сверху.   Верхний   конец   карандаша направлен в плечо. Для того, чтобы подготовить ребенка к школе – приучить руку к письму, научить держать ручку, координировать   движения   –   тогда   необходимы   прописи…   без   букв.   Такие,   в   которых   требуется обводить узоры, палочки и закорючки. Отличная подготовка к школе (умение вести тетрадь, умение выполнять задание, усидчивость, и собственно умение вести ровную линию «от сих до сих», в том числе линии, необходимые в написании букв).  Развитие речи и кругозора ребенка. Это   должны   быть   прежде   всего   знания   из   жизни   и   о   жизни,   а   не   насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. Сведения и информация должны быть   логически   взаимосвязаны   между   собой   и   «извлекаться»   при   первой   же необходимости,   т.е.   главным   является   качество   знаний,   степень   осознанности,   четкость представлений. Волевая готовность предполагает наличие у ребенка: Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если   ребёнок   сел   рисовать,   но   не   приготовил   заранее   всё   необходимое,   то   он   будет   постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым. ИТАК, вот что является важным при подготовке ребенка к школе.И еще несколько известных советов. Собрание мне хочется закончить словами Леонида АбрАмовича Венгера   (советский и российский   психолог,   один   из   ведущих   исследователей   психического   развития дошкольников) «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться".   ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Желаю успехов вам и вашим детям! Раздать родителям буклет­памятку У родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу, возникает  множество вопросов. Попробую ответить на некоторые из них Обязательно ли ребенок  должен   уметь   читать   и писать к 1 классу?   Обязательна   школьная   форма   в   1 классе? ли Можно   ли   носить   в школу мобильный телефон?   Есть   ли   в   1   классе домашние задания? Почему   учителя   не ставят   оценки   в   1 классе? Как   быть,   если   ребенок леворукий? уроке. • Велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру.  Не обязательно. Умение   складывать   из   слогов   слова   еще   не   является   умением   читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию ­ не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).  Основными   умениями   при   чтении   являются   понимание   прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.  Да.     Форма   дисциплинирует   детей,   является   атрибутом,   отличающим дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую   очередь   при   поступлении   в   школу   все   дети   ­   они   теперь первоклассники • В   нашей   школе   запрещено   пользование   мобильным   телефоном   на • Кроме  того,  дорогой  телефон   может  возбудить  нездоровый   интерес одноклассников, можно потерять . Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего   ребенка   качественные   навыки   письма,   чтения,   счета,   то   не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель. • В 1 классе обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.  • В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда.   Словесная   или   условно­знаковая   оценка   тоже   зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.  Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того,   сейчас   издаются   специальные   пособия   для   леворуких   детей,   в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» автора М. М. Безруких, ручки и карандаши изогнутой формы.   Последствия  переучивания  леворуких  детей  чаще  всего  носятНужен первокласснику дневник? ли Можно   ли   носить   в школу игрушки?   повышенная   нарушение   сна, психоневрологический   характер: возбудимость.  Дневник   стандартного   образца   должен   заполняться   учеником   по   всей форме, а первокласснику сделать это трудно ­ он еще не ориентируется в графах   и   не   умеет   хорошо   писать.   Поэтому   в   начале   учебного   года учитель заполняет дневник, со временем дети сами учатся делать записи в дневнике. С его помощью осуществляется обратная связь с родителями.  Игровая   деятельность   ещё   значимая   для   ребёнка,   любимая   игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.  Практически у каждого дома есть интернет, возможно кто­то из вас знает, что есть детский портал Солнышко. Там очень много тестов, советов о готовности ребенка к школе.