Родительское собрание
(с родителями будущих первоклассников)
Тема: Готовность ребенка к школе
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• Познакомить родителей с проблемами первоклассников их причинами и способами коррек-ции.
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Родительское собрание
(с родителями будущих первоклассников)
Тема: Готовность ребенка к школе
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки
ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с проблемами первоклассников их причинами и способами коррекции.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Если Вы сегодня здесь, значит, Ваши дети
скоро пойдут учиться в школу. Осталось не так много времени, и Ваши дети из
дошкольников станут школьниками, а Вы – родителями учеников. Сегодня мы здесь с
Вами для того, чтобы обсудить проблему готовности к школе. Что это такое, нужно ли
детей готовить к школе? Надеюсь, что наша встреча будет интересна и познавательна.
Решите, пожалуйста, уравнение.
Трудно? Не получается? Почему? Вот и детям, когда они приходят учиться в
школу, трудно, и, чтобы они смогли справиться с программой, чтобы успешно учились,
необходима подготовка к школе.
Как Вы думаете, что значит готовый к школе ребенок? Это какой ребенок?
(Ответы родителей)
Действительно, по мнению многих родителей готовый к школе ребенок
это тот, кто умеет читать, считать, хотя бы до 20, правильно держит в
руке карандаш.
Но на современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых
школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на
формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность». Вот портрет
старшего дошкольника, готового к обучению в школе:
Физически развитый,
овладевший основными культурногигиеническими
навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в
двигательной активности.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем
мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и
вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит
экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в
различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за
помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе.
Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей
и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
реагирует на произведения изобразительного искусства,
музыкальные и
художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия
с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет
действия при сотрудничестве).Способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных
ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое
плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в
общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и
способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы
решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и
воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных
традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности
к нему; о мире.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями
работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы
умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской
деятельности.
Вы видите что, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка.
Как Вы думаете, кто же должен заниматься подготовкой ребенка к школе?
ДОУ (В садах это делают, проводят занятия по определенной программе)
Школа (В школах организуются подготовительные курсы для детей, не
посещающие ДОУ)
Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь
ребенку так, как способны помочь родители (Семья). Ведь только вы знаете своего ребенка с момента
рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы
все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.
Так как же помочь своему ребенку стать успешным учеником? На что стоит обратить внимание?
Нужно ли готовить ребенка к школе родителям? Когда начинать подготовку? Как лучше это сделать?
Чему и как учить?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним ребенком надо больше говорить,
другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учит по «минуточкам» сидеть и
внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно. И все, чему вы научите ребенка
сейчас, а главное – чему он научится САМ, поможет ему быть успешным в школе.
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют ввиду не отдельные умения и знания,
а их определённый набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Вообще, готовность к школе включает в себя (Слайд ) психологическую,
физиологическую и социальную готовность.
Физиологическая готовность – это
состояние здоровья
физическое развитие
развитие анализаторных систем
развитие мелких групп мышц
координация движений в соответствии с возрастной нормой
готовность организма ребенка к учебным нагрузкам
Об этом лучше смогут рассказать медики.
Существует филиппинский тест определения физиологического здоровья, он
учитывает длину верхних конечностей.
Под социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой
для себя роли – роли школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на
него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со
сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какието ограничения.
К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не
могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять
уроки, если в это время за окном играют их друзья.
Чтобы ребенок чувствовал социальную готовность к школе, родителям на какомто этапе необходимо
«отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам
устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции,
«помогая» ему знакомиться.
Если у Вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы
приучать его к коллективу.
Очень важна для формирования социальной готовности ребенка к школе его адекватная
самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и
другое создаст ему проблемы при обучении в школе
Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность
(включает интеллектуальную и волевую готовность) к школьному обучению.
Для исследования интеллектуальной зрелости проводится графический тест Керна –
Йерасека.
Ребенку предлагается нарисовать мужчину, скопировать фразу и срисовать группу
точек. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале (причем 1 высший бал; 5
низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям.
К 6–7и годам ребенок должен знать: (должен уметь рассказать о себе)•
•
•
•
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
•
•
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца
или матери.
Рассмотрим важные психологические процессы (память, мышление, внимание) (по слайдам)
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – является подготовленная рука
ребёнка. (графический тест Керна Йерасека)
Подготовку к последующему обучению письму необходимо начинать с развития силы
руки, её ловкости, с формирования умения правильно держать ручку и последовательно
менять тонус мускулатуры руки.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим,
указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца.
Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша
направлен в плечо.
Для того, чтобы подготовить ребенка к школе – приучить руку к письму, научить держать ручку,
координировать движения – тогда необходимы прописи… без букв. Такие, в которых требуется
обводить узоры, палочки и закорючки. Отличная подготовка к школе (умение вести тетрадь, умение
выполнять задание, усидчивость, и собственно умение вести ровную линию «от сих до сих», в том
числе линии, необходимые в написании букв).
Развитие речи и кругозора ребенка.
Это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно
заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. Сведения и информация должны
быть логически взаимосвязаны между собой и «извлекаться» при первой же
необходимости, т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость
представлений.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет
занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не
должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например,
если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно
отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок
теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
ИТАК, вот что является важным при подготовке ребенка к школе.И еще несколько известных советов.
Собрание мне хочется закончить словами Леонида АбрАмовича Венгера (советский и
российский психолог, один из ведущих исследователей психического развития
дошкольников) «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть
готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться".
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Желаю успехов вам и вашим детям!
Раздать родителям буклетпамятку
У родителей, которые готовят своих детей к поступлению в школу, возникает множество вопросов.
Попробую ответить на некоторые из них
Обязательно ли ребенок
должен уметь читать и
писать к 1 классу?
Обязательна
школьная форма в 1
классе?
ли
Можно ли носить в
школу
мобильный
телефон?
Есть ли в 1 классе
домашние задания?
Почему учителя не
ставят оценки в 1
классе?
Как быть, если ребенок
леворукий?
уроке.
• Велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на
уроке в электронную игру.
Не обязательно.
Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать.
Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию
не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по
специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и
буквах).
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного
текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Да. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим
дошкольника от ученика. А именно об этом, как правило, и мечтают в
первую очередь при поступлении в школу все дети они теперь
первоклассники
• В нашей школе запрещено пользование мобильным телефоном на
• Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес
одноклассников, можно потерять .
Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у
своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не
отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить
учитель.
• В 1 классе обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем,
что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого
года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности
младшего школьника.
• В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного
труда. Словесная или условнознаковая оценка тоже зачастую
присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была
позитивной.
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка.
Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме
того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в
частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму
и леворуких детей» автора М. М. Безруких, ручки и карандаши изогнутой
формы. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носятНужен
первокласснику
дневник?
ли
Можно ли носить в
школу игрушки?
повышенная
нарушение сна,
психоневрологический характер:
возбудимость.
Дневник стандартного образца должен заполняться учеником по всей
форме, а первокласснику сделать это трудно он еще не ориентируется в
графах и не умеет хорошо писать. Поэтому в начале учебного года
учитель заполняет дневник, со временем дети сами учатся делать записи в
дневнике. С его помощью осуществляется обратная связь с родителями.
Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка
зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с
одноклассниками.
Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Практически у каждого дома есть интернет, возможно ктото из вас знает, что есть детский портал
Солнышко. Там очень много тестов, советов о готовности ребенка к школе.