Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»
Оценка 4.7
Лекции
docx
классное руководство
7 кл
30.08.2018
Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»»
родителей. Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении. В. А. Сухомлинский.
Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе на первом месте.
В настоящее время мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья.Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»»
file22.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
ПетропавловскКамчатского городского округа
г. ПетропавловскКамчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 8(4152) 210370
Родительское собрание как один из
методов формирования единого
пространства «Семья – школа»»
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для
родителей. Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми
главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и
отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о
повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл
воспитания и работать с ними в одном направлении. В. А. Сухомлинский.
Действующий Закон об образовании гласит, что образование это
«воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства».
Обращает на себя внимание тот факт, что слово «воспитание» стоит в законе
на первом месте.
В настоящее время мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и
учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с
воспитанием молодого поколения. Школа всегда стремилась к тому, чтобы
включить семью в воспитание детей. При этом часто школа пыталась и
пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна
решать семья.
Семья и школа – это те общественные институты, в которых дети
познают ценности и ожидания своего общества, нормы поведения в нём.
По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные
полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях.
Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и
ребёнком с целью его социальной защиты .
У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его
родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка,
расширить его кругозор. И воспитание детей в школе не должно подменять
родительского воспитания. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь
в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи
и помогает семье в становлении и взрослении детей. Приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к.
система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и
сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном
понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин.
1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких
условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими
братьями и сестрами.
2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей;
влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые
отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и
«лежит поперек лавки, а не вдоль».
4. Происходит осложнение семейного воспитания изза обострения
социальноэкономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный
минимум или высокие доходы)
5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители
увлекаются просмотром передач политического или художественного
характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их
воспитание не хватает времени.
Психотерапевтическая поддержка родителей.
Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только
информационнопедагогическую поддержку, но и эмоциональную. Многие
конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги
вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их
деятельности – психотерапевтическая .
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из
самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений
сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не
находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются
в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях:
неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
Сегодня не нужно доказывать, что школа нуждается в активной
деятельности родителей, в создании общественной родительской организации,
которая может и должна стать её постоянным социальным партнёром. Но активный поиск форм вовлечения родителей в реальный, неформальный
процесс управления образованием заставляет сделать вывод: организовать
родительское сообщество непросто, потому что развитию партнёрских
отношений между семьёй и школой мешает пассивность
родителей. Родительские собрания в школе – один из вернейших способов
налаживания этого партнёрства и создание условий для успешной
профилактики многих проблем, появляющихся у ребенка, как в школе, так и
дома, а так же для уже существующих. От тесного контакта родителей с
педагогами, активного сотрудничества выигрывают, прежде всего, наши дети.
Но родители не торопятся помочь учителю. Не желая усложнять себе жизнь,
предпочитают оставаться в стороне.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного
руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности
учебновоспитательного процесса. Родительское собрание – это не просто
форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической
информации. В чём же состоит назначение родительского собрания?
Собрание является чуть ли не единственным источником информации
для педагогического коллектива об образовательных запросах родителей,
степени их удовлетворённости условиями пребывания детей в школе,
качеством предоставляемых образовательных услуг, семейных ценностях,
традициях и нравственных нормах. Встречи с родителями помогают школе
утвердиться в правильности выбранных направлений развития и успешнее
конкурировать с другими школами на рынке образовательных услуг.
ЦЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно
воспитательного процесса в школе
2) повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний
по вопросам воспитания ребенка в семье и школе (например, об особенностях
конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.);
3) содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение
родителей в жизнедеятельность класса (конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе
ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной
повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий
Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные
актуальной
теме,
Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит
подведение результатов развития детского коллектива за определенное
время.
Собрания, совместные с учениками и родителями. Собрания, на которых
учитель отвечает на вопросы родителей.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Собрание родителей по параллели ( обсуждение важнейшей проблемы ,
касающейся только учащихся этой параллели – выпускной вечер)
Чтобы родительское собрание достигло своей цели , его надо правильно
подготовить и провести.
Подготовка родительского собрания.
1. Определения его тематики.
2. Тщательно продумать сценарий родительского собрания ;
3. Заранее договориться с учителямипредметниками, социальным
педагогом, школьным психологом;
4.Подготовить иллюстрации, документы, раздаточный материал
5. Заблаговременно сообщить о месте и времени собрания.
6. заранее попросить родителей и детей заполнить анкеты, которые
помогут учителю составить более конкретное представление о том предмете,
который предполагается обсудить.
7. Продумать оформление класса . Помещение должно быть убрано и
проветрено Подумать о том, чтобы родители чувствовали себя комфортно.
8..Собрание не должно превышать 1,5 часов.
9. Обращаться к родителям по имени и отчеству.
10. Помнить о «золотом правиле» педагогического анализа: начинать с
позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями
на будущее.
11. Заранее подготовить благодарственные письма тем родителям, чьи
дети принимали активное участие в конкурсах олимпиадах. Проведение родительского собрания.
1. Определение темы, повестки дня собрания.
2. Сообщение классного руководителя, членов родительского комитета о
выполнении решений предыдущего собрания.
3.Психологопедагогическое просвещение родителей на педагогическую
тему (в форме лекции, беседы)
4. Выступление родителя
5. Обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу Анализ учебных
достижений учащихся класса.
6. Ознакомление родителей с состоянием социальноэмоционального
климата в классе.
7.Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера)
8.Подведение итогов родительского собрания.
Итоги родительского собрания.
Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения.
Наметить план работы на новый месяц. Распределить поручения для
родителей. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию
(можно подготовить анкеты для оценок и пожеланий родителей. Например,
примерные вопросы анкеты: Ваше мнение о проведенной встрече? Ваше
мнение о представленной информации? и т.д. Сообщить о проведении
следующего родит. собрания, о его повестке дня Примечание:
Все родительские собрания, как и заседания родит. комитета,
протоколируются. Документация хранится у учителя.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями
включает психологопедагогическое просвещение родителей.
Родительское собрание должно просвещать родителей,
а не
констатировать ошибки и неудачи детей. Тема собрания должна учитывать
возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический,
так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей
учащихся. К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.
Можно использовать презентации,
видеофильмы при проведении
родительских собраний. Родительское собрание – мостик, который соединяет всех участников
воспитательного процесса.
Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»
Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»
Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»
Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»
Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»
Родительское собрание как один из методов формирования единого пространства «Семья – школа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.