Материал представляет фрагмент родительского собрания на тему "Безопасность ребёнка в Интернете..." цель: Познакомить родителей с различными рисками и опасностями в сети Интернет. Дать рекомендации по безопасному использованию Интернета
основные вопросы: Предварительное анкетирование обучающихся (анализ анкет, статистические данные). Анкетирование родителей. Лекционный материал по теме (беседа). Рекомендации родителям .
Автор (ФИО,
образовательное
учреждение):
Название модуля и
тема внутри модуля
(ненужное удалить):
Форма (ненужное
удалить):
Класс:
Тема урока (собрания,
выступления и т.д.):
Цель:
Основные вопросы
Необходимые
материалы:
Дополнительные
материалы по теме:
Зайцева Татьяна Евгеньевна, МБОУ СОШ №
13
Модуль 2. Информация в Интернете.
Информация в Интернете: возможности
и риски
Возможности поиска в Интернете
Достоверность информации в
Интернете
Авторское право в Интернете
родительское собрание (фрагмент
родительского собрания)
5-8 классы
«Безопасность ребёнка в Интернете: что
могут сделать родители?»
1. Познакомить родителей с различными
рисками и опасностями в сети
Интернет
2. Дать рекомендации по безопасному
использованию Интернета
1. Предварительное
обучающихся
статистические данные)
(анализ
2. Анкетирование родителей
3. Лекционный материал по теме (беседа)
4. Рекомендации родителям
анкетирование
анкет,
раздаточный материал
проектор,
ПК,
(анкеты), презентация (ppt)
Ссылки на сайты
Тема родительского собрания: «Безопасность ребёнка в Интернете: что
могут сделать родители?»
Возраст учащихся 1014 лет (58 классы)
Форма проведения: беседа
Заранее проводится с учащимися анкетирование, проводится анализ анкет.
Результаты предоставляются родителям (статистические по классу)
1.Анкетирование детей (анализ анкет, результаты)
1. Как часто ты пользуешься Интернетом в день?
12ч,
34ч,
более 4 ч2. Какие сайты ты посещаешь чаще всего? (_______)
3. С какой целью ты пользуешься Интернетом?
•
•
•
•
•
пообщаться,
найти информацию,
поиграть,
посмотреть видео(послушать музыку),
свой вариант ответа)
4. Зарегистрирован ли ты в какойлибо социальной сети?
5. Есть ли у тебя виртуальные друзья?
•
•
•
•
Виртуальных друзей нет
Есть друзья по электронной почтовой переписке
Есть друзья в ICQ
Есть друзья в системе виртуальных дневников
6. Сколько времени ты проводил бы в Интернете, если бы получил неограниченный доступ?
(___________)
2.Анкетирование родителей.
Для начала я предлагаю вам анкету.
Прошу вас ответить на следующие вопросы:
1.Есть ли у вас дома Интернет?
2.Какие сайты в Интернете посещает Ваш ребенок?
3.С какой целью ваш ребенок пользуется Интернетом?
4.Знаете ли Вы сколько времени Ваш ребенок проводит в Сети Интернет?
5.Правила пользования Интернетом. Знакомы ли Вы с ними?
6.Знаете ли вы что такое цифровые образовательные ресурсы?
3.Лекция для родителей.
В настоящее время остро стоит проблема обеспечения безопасности наших детей во
Всемирной Сети. Так как изначально Internet развивался вне какоголибо контроля, теперь он
представляет собой огромную базу информации, причем далеко не всегда безобидную.
Возраст, в котором человек начинает пользоваться Internet, становится все меньше, возникает
проблема обеспечения безопасности детей. А кто им может помочь, если не родители?
Следует понимать, что, подключаясь к Internet, ребенок становится подвержен целому ряду
угроз, о которых он может даже и не подозревать. Рассказать об этом должны родители перед тем,
как разрешить ему выходить в Сеть. Какие угрозы наиболее очевидны?
∙ Угроза заражения вредоносными программами.
∙ Доступ к нежелательному содержимому.
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.
Неконтролируемые покупки.
Internet это прекрасная возможность для общения, обучения и отдыха. Но следует понимать, что,
как и реальный мир, Всемирная Паутина может быть весьма опасна.
Вот несколько рекомендаций, позволяющих сделать использование Internet менее опасным для
детей:1. Путешествуйте по Internet вместе с детьми. Поощряйте их стремление делиться с вами
своими успехами и неудачами в деле освоения Internet.
2. Объясните детям, что если в Internet чтолибо беспокоит их, им следует не скрывать
это, а поделиться с вами.
3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного
обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), участии в онлайниграх и
других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите
ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
4. Расскажите ребенку, почему нельзя выдавать личные данные, такие как домашний
адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например номер школы,
класс, любимое место прогулок, время возвращения домой, место работы отца или матери и
т.д.
5. Объясните ребенку, что, как и в реальной жизни, в Internet надо знать, «что такое
хорошо и что такое плохо».
6. Научите ваших детей уважать собеседников в Internet. Они должны понимать, что
правила хорошего тона в Internet и в реальной жизни важны одинаково.
7. Скажите им, что не стоит спешить встречаться с людьми, с которыми они
познакомились через Internet. Ведь эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя
выдают.
8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Internet
правда. Приучите их спрашивать родителей о том, в чем они не уверены.
9. Не забывайте контролировать использование детьми Internet с помощью специального
программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровать небезобидное содержимое
Сети, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
В возрасте от 1314 лет обычно весьма сложно контролировать детей, которые об Internet уже сами
знают больше родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Internet
безопасности соглашение между родителями и детьми.
Кроме того, следует как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Internet.
Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей
администраторов) в секрете и на строгость этих паролей.
Подростки активно используют поисковые машины, электронную почту, службы мгновенного
обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву
сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых».
Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они в большей степени подвержены
сексуальным домогательствам в Internet.
Что посоветовать в этом возрасте? Читать правила пользования сайтами.
В качестве примера приведу выдержки из правил самого любимого нашими детьми сайта
ВКонтакте.ру:
«5. Обязанности Пользователя ВКонтакте.ру
5.3. Пользователю при использовании Сайта запрещается5.3.4. загружать, хранить, публиковать, распространять и предоставлять доступ или иным
образом использовать любую информацию, которая: содержит угрозы, дискредитирует,
оскорбляет, порочит честь и достоинство или деловую репутацию или нарушает
неприкосновенность частной жизни других Пользователей или третьих лиц; нарушает права
несовершеннолетних лиц; является вульгарной или непристойной, содержит нецензурную
лексику, содержит порнографические изображения и тексты или сцены сексуального
характера с участием несовершеннолетних».
Объясните детям, что Интернет общественное место, и вести себя в нем надо в соответствии
со своим статусом в реальной жизни. Главное помнить, что в Интернете информация никуда
не исчезает.
Компьютер желательно поставить в общей комнате и иногда просматривать сайты, которые
посещают подростки.
Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните,
что по закону дети не могут играть в эти игры. Не разрешайте детям загружать программы без
вашего разрешения.
Составьте список домашних правил посещения Internet при участии подростков и требуйте
безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы
работы в Internet (это можно настроить при помощи средств родительского контроля Kaspersky
Internet Security 7.0), руководство по общению в Internet (в том числе в чатах).
Как осуществлять контроль поведения детей в Internet?
Обеспечивать родительский контроль в Internet помогает различное программное обеспечение.
Об этом можно узнать на сайте http://www.osp.ru/win2000/2007/08/4661116/
Родителям следует помнить, что чрезмерное виртуальное общение, незаметно для самого
ребенка, способно перевернуть его жизнь, заменив реальный мир виртуальным. В этом случае
уже стоит вести речь об Интернет зависимости, которая характеризуется рядом признаков:
постоянное увеличение времени, проводимого в Интернет; изменение круга интересов,
постоянные мысли о следующем выходе в Сеть; увеличение частоты участия в социальных
сетях и online – играх.
Часто некоммуникабельные дети ищут способ уйти от проблем или заглушить чувства
беспомощности с помощью Интернета.
Дети становятся замкнутыми, происходит вытеснение прежних жизненных мотивов, пропадает
желание учиться, посещать школу. Общаясь с детьми на переменах, в свободное от учебы
время я сделала вывод, что больше всего они любят рассказывать об играх в сети Интернет.
(Советы можно частично представить в слайдах или в опорных текстах
картинках)
СОВЕТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ 10 – 13 ЛЕТ ПРИ
ПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТОМ Старайтесь держать компьютеры с
подключением к Интернету в общих комнатах, в которых можно легко
осуществлять визуальный контроль над тем, что делает ваш ребенок в
Интернете. Преступнику гораздо труднее завязать отношения, если экран
компьютера хорошо вами просматривается. Убедитесь в том, что ваш
ребенок знает и выполняет правила поведения для детей более раннего
возраста, если он только начинает пользоваться Интернетом. Создайтеребенку собственную учетную запись с ограниченными правами, чтобы он
не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома. Создайте при
участии подростков и поддерживайте соблюдение списка домашних
правил при работе в Интернете. Следует указать список сайтов,
запрещенных для посещения, часы нахождения в Сети и руководство по
общению в Интернете (в том числе и в чатах). Настаивайте, чтобы дети
никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету без
вашего присутствия.
СОВЕТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ 10 – 13 ЛЕТ ПРИ
ПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТОМ Используйте средства фильтрования
нежелательного материала (наподобие MSN Premiums Parental Controls) как
дополнение, но не замену к родительскому контролю. Используйте
фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных
людей или содержащих определенные слова или фразы. Требуйте от
детей никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию,
имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес
электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в
программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату
рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена
сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при
регистрации на конкурсы в Интернете. Требуйте от детей не загружать из
Интернета программы без вашего разрешения. Кроме того, объясните
детям, что, делая файлы общими или загружая из Интернета тексты,
фотографии или рисунки, они могут нарушать чьи-то авторские права.
СОВЕТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ 10 – 13 ЛЕТ ПРИ
ПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРНЕТОМ Приучите детей сообщать вам, если что-либо
или кто-либо в Сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными
и напомните детям, что они в безопасности, поскольку рассказали вам о
новых угрозах. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай
повторится. Настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к
своей электронной почте, чтобы вы могли убедиться, что они не общаются
с незнакомцами. Контроль лучше всего осуществлять ненавязчиво, уважая
личное достоинство и право ребенка на самостоятельность. Расскажите
детям об ответственном, достойном поведении в Интернете. Ребята ни в
коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства,
распространения сплетен или угроз другим людям. Беседуйте с детьми об
их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь
шла о друзьях в реальной жизни. Расскажите детям о порнографии в
интернете и направьте их на хорошие сайты о здоровье и половой жизни.
Родителям рекомендую ознакомиться с материалами
http://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/gamingonline.mspx
сайта
Вам будут интересны подсказки для родителей: как защитить детей во время игр через интернет.
На сайте по адресу: http://www.onlandia.org.ua/ruRU/pages/pupils1114 предлагается изучить
проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. Кроме сведений
об информационной безопасности, в рассказах также содержатся задания и вопросы, которые
следует принять во внимание.На сайте «Защита детей от вредной информации в сети Интернет» http://www.internetkontrol.ru/
посетите раздел «Статьи», там вы найдете полезную информацию о защите детей в Интернете.
• В разделе «Поисковики» рассказывается о всевозможных поисковых сервисах, созданных
специально для детей.
• В разделе «Настройки Windows » вы узнаете, как обеспечить защиту детей, с помощью настроек
операционной системы
• Раздел «полезный софт» расскажет вам какие бывают программы для защиты детей в Интернет.
По результатам анкетирования учащихся и родителей можно сделать вывод, что кроме общения
наши дети пользуются Интернетом для получения информации. Предлагаю вам, уважаемые
родители, адреса сайтов, которые помогут Вашим детям учиться.
На сайте "Всем кто учится" http://www.alleng.ru/ представлены общероссийские порталы и
сайты по всем предметам.
ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/gramota/about/) – универсальный интернетпроект,
посвященный русскому языку и адресованный всем, кто его знает, изучает или хочет выучить.
На сайте Каталога Детских ресурсов KINDER.RU http://www.kinder.ru/ представлены
тематические разделы: увлечения и отдых, знакомство и общение, искусство и культура, природа,
компьютеры и Интернет, образование, в помощь учащимся, родителям, библиотека. В разделе
«Помощь учащимся» представлены ссылки на сайты по предметам.
В заключении хочется сказать о том, что в воспитании детей следует быть готовым к познанию
внутреннего мира своего ребёнка и быть там, где наши дети проводят свое время, чтобы они
чувствовали себя в безопасности. Играйте вместе и учитесь вместе!
4.Рефлексия.
Уважаемые родители прошу ответить на следующие вопросы:
1.Узнали ли вы чтото новое для себя на нашем собрании?
2.Считаете ли Вы полученную информацию полезной для себя?