Публикация является частью публикации:
Родительское собрание. Тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: познакомить и рассказать родителям о том, что такое эмоциональное благополучие и как поддерживать его в жизни ребёнка.
Задачи:
· привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей;
· создать условия для обмена семейным опытом;
· обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания;
· выработать единые требования по теме собрания.
План проведения:
1. Вступительная часть.
2. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.
3. Обсуждение результатов домашнего задания.
4. Игра с мячом «Добрые слова».
5. Советы для родителей «Минуты нежности».
6. Заключительная часть.
Предварительная работа:
1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка»
2. Подготовка советов для родителей.
3. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.
Организационный этап:
На столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, черного и красного цветов); столы и стулья расставлены по кругу.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент (выбор секретаря и обсуждение регламента)
II. Вступительная часть (выступление педагога)
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья. В наше время дети часто подвержены негативным влияниям окружающей среды, но нам важно стараться сохранять его эмоциональное состояние, а чтобы это осуществлять, мы должны знать основные причины, которые к этому приводят, как избегать подобных ситуации и выстраивать с ребёнком тёплые, доверительные отношения. И с этим всем мы вас сегодня познакомим.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.
Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.
Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.( все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза – зеркало души»
Слово, как и взгляд, имеет огромное значение.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста.
Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов.
- Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
II. Анализ и обсуждение результатов анкетирования
Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.
Причины:
· Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
· Нарушение режима дня.
· Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
· Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
· Неблагополучное положение в семье.
· Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
· Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
· Снижение двигательной активности.
· Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.
Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, поднимите зеленое сердечко, если два - синее сердечко. Если три и более — черное сердечко.
Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка.
Родители выполняют задание. Далее обсуждаются результаты.
Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.
III. Обсуждение результатов домашнего задания
Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».
— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.
— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?
— Какое у него при этом было настроение?
— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?
Выступления двух-трех родителей.
IV. Игра с мячом «Добрые слова»
Чтобы ободрить ребёнка и поднять его эмоциональный настрой мы должны его поддерживать, говорить ласковые слова, использовать тактильные контакты ( поглаживания, поцелуи, объятия). И сейчас мы предлагаем вам по очереди сказать пару ласковый слов, которые вы используете по отношению к своему ребёнку, например, если он вам помогает или достиг чего-то.
Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.
Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.
V. Советы для родителей «Минуты нежности»
Предложить родителям сначала привести примеры из семейного опыта.
Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»
1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.
Спрашивайте себя так: – Что случилось бы, если б я не вмешался?
Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.
5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет положить сушить варежки, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Пусть он попробует одеть сырые варежки и пойти в них домой. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда у него войдет в привычку сушить варежки после прогулки, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.
6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.
7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»
8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.
VIII. Заключительная часть
Наша встреча подходит к концу. Сейчас возьмите все по одному красному сердечку, напишите на нём любое доброе пожелание для своего ребёнка, подписав его имя и передайте мне. А завтра Ирина Владимировна прочитает их всем детям и каждый ребёнок прижмёт к сердцу ваше доброе пожелание. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.
В заключение родителям выдается памятка с советами. Принятие решений, запись в протокол.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.