Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Оценка 5
Работа с родителями
doc
воспитательная работа +1
7 кл—10 кл
11.04.2018
Лекция о половом воспитании детей очень актуальна, а порой просто необходима родителям. Многие из них просто не знают как общаться со своим ребенком. который впервые влюбился. Впадают в панику. когда видят своего ребенка целующимся, просматривающим эротический журнал или фильм. Перед проведением данной лекции можно провести с подростками анонимную анкету (прилагается) и озвучить ее результаты детям. а потом и их родителям
Половое воспитание в семье.doc
Родительское собрание на тему
Половое
воспитание в
семье
Казакова Н. Ю.
Классный руководитель
10 класса
МОУ СОШ № 10 Ваш ребенок прячет о вас глаза, часто запирается у себя в комнате, подолгу шепчется по
телефону, не говорит куда и с кем пошел гулять… Может быть он влюбился?
Даже если он не станет скрывать от вас, что у него появился объект симпатии, вопросов у вас не
станет меньше. Любовь подростковая, любовь юношеская, как утверждают психологи, – это нечто
особенное. Все впервые, все необычно, а главное – рискованно. Поэтому родителям очень важно
знать об особенностях психологии ребенка в данной период, чтобы не совершить поступков,
которые могут навредить вашему сыну или дочке.
Что делать, если вы застали своего ребенка целующимся? Ничего страшного в этом нет.
Ведь он уже вырос настолько, чтобы интересоваться вопросами пола, секса и любви. 14, а тем более
1516 лет это достаточно зрелый возраст, чтобы начать проявлять внимание к противоположному
полу.
Как вести себя? Ни в коем случае не кричать, не запрещать встречаться «с этим мальчиком»
или «с этой девочкой», не пытаться запретить ему чтолибо вообще. Запретный плод, как известно,
самый сладкий. А бунтовать – это неотъемлемое свойство молодости. Лучше просто в
доверительной беседе обсудить несколько вопросов: что чувствует ваш сын или дочь к объекту
своей любви, как в целом представляет перспективы отношений.
Но даже при самых лучших отношениях со своим ребенком не следует обольщаться насчет его
открытости и думать, что в трудный момент он сам придет к вам с вопросами. Даже самые
раскованные дети не решаются заговорить о сексе. Исследования показывают, что часто родители
находятся в плену иллюзий относительно сексуального развития своих детей.
Ответы подростков на вопрос «Что вы рассказываете родителям о своей сексуальной
жизни?» распределяются примерно следующим образом:
Мальчики
Девочки
45%
26%
29%
9%
51%
23%
15%
11%
Ответ
Говорю о сексе вообще, а не о себе
Ничего не рассказываю
Рассказываю только то, что одобряют родители
Делюсь с ними почти всем
То есть только каждый десятый подросток откровенен с родителями. И если вы будете ждать,
пока ваши сын или дочь придут к вам с вопросами, то рискуете опоздать. Лучше действовать с
некоторым опережением. При этом важно помнить, говоря чтото, вы можете иметь в виду одно, а
ваш ребенок услышит третье, весьма далекое от ваших замыслов. Помните, что смысл общения
гораздо богаче содержания слов, в общении вы обмениваетесь с собеседником взглядами, жестами,
мимикой, интонацией, паузами, и они, образуют как бы второй слой, «подводное течение», вашего
разговора. И этот второй план общения очень важен в таком щепетильном вопросе, как секс. Даже
ваше молчание может иметь определенный смысл. Оно может быть понято ребенком как: «секс –
это запрещенная тема» или «родителей не интересует моя жизнь».
Особенностью старшего подросткового возраста и ранней юности является своеобразная
«революция», которая идет внутри организма и в сознании. Мощными темпами идет гормональное
развитие, половое созревание. Это бурный и проблемный период. Настроение ребенка может
меняться по несколько раз в день, он и сам чаще всего не может объяснить таких перемен.
Ваш ребенок меняется и внешне и поэтому ему очень важно, как его оценивают ровесники. Все
это требует от родителей максимально тактичного поведения. Любое замечание, касающееся
внешности, даже прически, макияжа или одежды может зародить в ребенке комплекс
неполноценности. Ваша задача помочь подростку сохранить самоуважение, лучше перехвалите его,
чем недохвалите.
Другой из особенностей первой любви является частая или резкая «смена влюбленностей». Есть
дети, которые могут влюбляться по несколько раз в месяц. И всякий раз считать, что это всерьез и надолго. Это, конечно, не значит, что ваш сын или дочь не способны на серьезное и долгое чувство.
История и литература, обычная жизнь знают немало примеров серьезной любви, возникшей в юном
возрасте, которая потом длилась долго, а порой и всю жизнь. Вспомните, во сколько лет
влюбилась в Ромео юная Джульетта?
Только родители могут объяснить своему ребенку, что любовь – трудная душевная работа, и ее
не каждый осилит, и что, мечтая о любви в 14 или 16 лет, он может принимать за любовь и желание
нравиться, и попытку уйти от одиночества. Если ты обмениваешься взглядом с тем, кто тебе
нравится, и при этом ощущаешь в сердце толчок – это еще не значит, что ты любишь. Таких
толчков ваш ребенок еще испытает много, а настоящая любовь многократно не повторяется. И
очень жаль, что когда придет настоящее чувство, ваш взрослый ребенок изза разочарований и
ранних травм уже не сможет получить от нее полноценной физической и душевной радости. Ранние
переживания и разочарования притупляют остроту чувств.
В пору влюбленности подростки рвутся на улицу. Причины вполне понятны – жажда общения,
желание видеть любимого человека и друзей, с которыми хочется все обсудить. Ребенку трудно
выдержать колоссальное напряжение новых чувств и желаний, у него еще не отработаны нормы
поведения и недостаточно развит самоконтроль. Поэтому бесполезно требовать беспрекословного
послушания, а важнее показать ребенку, что с вами он может обсуждать любые свои проблемы.
Сексуальная сторона отношений между юношами и девушками часто и не связана с первой
влюбленностью. Гормональные перемены влекут взрыв гиперсексуальности порой и в том случае,
если объекта влюбленности еще просто нет. Что делать, если ваш сын и дочь интересуются
эротическими и порнографическими журналами и фильмами?
Не следует бурно реагировать, ели они обнаружили их у ребенка или застали его за просмотром.
Если мы стимулируем интерес к знаниям об окружающем мире вообще, то такие фильмы и
журналы и книги не должны быть исключением. Лучше помогите подобрать хорошие фильмы,
книги и журналы, которые дадут вашему ребенку правильную информацию о половой жизни и
вопросах секса. Вы должны быть готовы обсуждать с ребенком любые вопросы сексуальной жизни,
которые возникнут у ребенка. Забудьте про стеснение и неловкость. Иначе обо всем, что
интересует вашего ребенка, ему расскажут его сверстники. А насколько они осведомлены в этих
вопросах, остается только гадать.
Не нужно думать, что грязные сальные анекдоты, порнографические картинки и рисунки – это
удел только испорченных мальчишек и девчонок. В сознании подростка очень часто откровенный
секс и возвышенный идеал сосуществуют, пересекаясь. Поэтому подростковая сексуальность
сложная психологопедагогическая проблема. Если вы будете выражать возмущение неприличными
вопросами ребенка, то только обострите его интерес к ним. Если попытаетесь наказать, то он будет
искать ответы на эти вопросы на стороне. Уклонение тот ответов или неправда только отдалят вас
от детей. Содержание ваших ответов всегда должно акцентировать внимание ребенка на
нравственной стороне того, что вы обсуждаете. Именно от родителей в первую очередь, зависит,
насколько успешно овладеет подросток культурой общения с лицами противоположного пола,
насколько его половое воспитание будет пересекаться с его нравственным воспитанием.
С другой стороны, в подростковом возрасте очень важен и принцип невозбуждения полового
влечения. Если ваш сын или дочь встречаются с лицами противоположного пола, проводят вместе
время, не следует не доверять им, подозревать, а тем более выслеживать. Все это только
спровоцирует раннее пробуждение сексуальности или безответственное сексуальное поведение.
Также не следует насмешливо относиться к тем или иным проявлениям полового поведения. Это
может обидеть подростка. Если к вашей дочери пришел друг, некорректно говорить, что «к ней
пришел ее жених или ухажер», или у сына, пригласившего в гости друзей обоего пола,
спрашивать: «которая из приглашенных девушек твоя невеста?».
Ваш ребенок должен знать, что вы его друг. Первые чувства – часто бывают безответными и
болезненно переживаются молодыми людьми. Иногда подросткам даже может показаться, что это
«катастрофа», «все кончено», ведь «он (она) меня не любит!». Постарайтесь дать ребенку совет,
вариант решения проблемы, дайте ему понять, что вы уверены в том, что он и сам способен сделать
свой выбор. Вы должны объяснить своему ребенку, что сохранить и удержать любовь очень трудно.
Это наука, которую и взрослым мужчинам и женщинам постичь нелегко. Как предупредить раннее начало половой жизни? Важно знать, что в такую ситуацию чаще
всего попадают подростки с ограниченным кругом интересов или с несформировавшимися
нравственными понятиями. Подросток должен знать, что ранняя половая жизнь может нести
угрозу здоровью, поставить под сомнение получение образования, профессии, т.е. исказить
будущее. Ранняя половая жизнь может нести угрозу полноценному материнству. В 1416 лет
девочка (девушка) не планирует, как взрослая женщина, близость с партнером, практически не
думает о контрацепции, а наоборот чаще всего психологически не готова к этому. От мальчика или
юноши и вовсе нелепо ждать, чтобы они позаботились о предупреждении беременности у
партнерши. Роды в 1415 лет могут стать крайне опасными для матери и ребенка. Аборт в этом же
возрасте нередко приводит к тому, что детей не будет уже никогда.
Родители должны внушить ребенку, что половая близость доставляет радость тогда, когда есть
любовь, взаимная симпатия, уважение, а без этого она теряет смысл, уподобляет человека
животным, которые живут инстинктами. Подростки, девушки и юноши должны понимать, что
настоящее взросление – это не вступление в половую связь, а возможность нести свою
ответственность за эти отношения.
Мама должна объяснить влюбленной дочери, что молодой человек, которого она любит, соткан
из плоти и крови, ему гораздо труднее сдерживать свои сексуальные порыв, чем ей. И если она еще
не готова к интимным отношениям или не хочет их, то не следует мучить и провоцировать
любимого. Если она считает, что дальше поцелуев еще идти рано, то не должна подавать надежд и
будить в нем зверя. Мужчина всегда сильнее женщины физически, а если его гормоны одолеют
разум, то можно стать жертвой изнасилования. Специалисты по судебномедицинской экспертизе,
юристы утверждают, что 50% изнасилований происходит по вине потерпевшей. В анкете на
вопрос, кто совершил насилие, ответы девушек распределяются примерно следующим
образом:
Ответ
Парень, с которым встречалась регулярно
Знакомый
Сосед
Родственник
Неизвестный
Групповое изнасилование
В тоже время, по наблюдениям сексологов, случаи насилия один на один, когда речь идет о
сверстниках – крайне редки.
Разговаривая с дочерью, мать не должна отбить у нее желание встречаться с мальчиком, ведь
получать удовольствие от ухаживаний – это законное право юности. Но она должна рассказать ей,
что есть немало способов, позволяющих избежать насилия:
1. Если ты изначально сомневаешься, стоит ли идти кудато или оставаться наедине с тем или
иным человеком, лучше не делай этого. Инстинкты на, как правило, редко обманывают.
%
16
30
9
13
29
4
2. Остерегайся парней, откровенно ищущих тесного контакта. Дай им понять твердо и сразу, что
тебе это неприятно.
3. Будь осторожна с людьми эгоистического склада или с авторитарными замашками, которые,
как правило, не считаются с чужим мнением, часто раздражаются, плохо владеют собой.
4. Не связывайся с парнями, ведущими уличный образ жизни, потому что в кампании ребята часто
подталкивают друг друга к сексуальному насилию, чтобы доказать самому себе и всем свою
«мужественность»
5. Избегай вечеринок с употреблением спиртных напитков. Сам факт присутствия на таком
мероприятии, а тем более употребление спиртного может быть истолкован как признак
интереса к сексуальным контактам, потому что под влиянием спиртного молодые люди плохо
владеют собой, да девушка трезво мыслить и сопротивляться порой бывает неспособна. Именно
в таких кампаниях чаще всего и происходят групповые изнасилования. 6. Не пренебрегай правилами осторожности на улице, особенно вечером, избегай темных улиц,
парков, по проезжей части иди лицом к движущемуся транспорту, чтобы в случае чего видеть
нападающего. В случае нападения поднимай крик, при этом лучше кричи не: «Караул,
насилуют, грабят!», а «Пожар! Горим!». Можно носит собой свисток или баллончик с
аэрозолью (это может быть даже лак для волос или антистатик). Но лучше всего возвращаться
домой с надежным человеком.
7. Не доверяй случайным провожатым, даже, если они тебе симпатичны. Возвращаясь поздно,
предупреди о своем возвращении близких, попроси тебя встретить.
8. Отправляясь на свидание, продумай заранее, что ты будешь делать (говорить), если друг будет
склонять тебя к сексу. В случае сексуально принуждения реакция должна быть быстрой и
однозначной. Есть три способа избежать насилия: убежать, отбиться или позвать на
помощь. Решительные действия и сопротивление чаще всего охлаждают пыл насильника.
9. Если насильник угрожает оружием, невменяем, не сопротивляйся. Он преступник, вы –
невинная жертва. Винить себя в этом случае неуместно.
10. Иногда пассивное сопротивление (уговоры) расхолаживают насильника, а лучше шокировать его
и завладеть инициативой (притворится истеричкой, сказать, что у тебя венерическое
заболевание, СПИД, симулировать потерю сознания или рвоту), это оттолкнет от тебя
насильника.
Что движет девушкой, решающейся в юном возрасте на физическую близость со свом
другом?
Либо желание утвердиться, потому что у ее подруги (подруг) это уже было, либо страх
потерять человека, в которого она влюблена. Мать должна объяснить ей, что и в том и в другом
случае – это рискованный шаг. Попытка утвердиться нередко оборачивается унижением. В
большинстве своем мальчикиподростки и юноши не отличаются скромностью и склонны
преувеличивать свои победы. Сплетни распространяются со скоростью звука, и вот уже все
знакомые ребята будут ждать от тебя уступок. Во втором случае, мама должна разочаровать дочь,
т. к. за сексуальным интересом парня просто нет никакого чувства. Если парень угрожает
разрывом в случае несогласия на близость, то ему интересен лишь «процесс». Есть хорошая
американская пословица; мужчины используют любовь, чтобы получить секс, женщины используют
секс, чтобы получить любовь.
Отец влюбленного юноши должен посоветовать сыну, как вести себя с девушкой, если она
провоцирует его к началу интимных отношений и какие последствия это может иметь. Далее он
должен объяснить сыну и другое, что сила это не главное достоинство мужчины, а любое
принуждение к сексу вопреки желанию партнера – это изнасилование. Парни, заставляющие
своих подруг уступить под любым предлогом, должны осознавать, что совершают насилие, а
изнасилование, как известно, уголовное преступление.
Большинство подобных историй не предается огласке, но от этого скрытое насилие не
становится менее безобразным. И, к сожалению, по мере взросление риск изнасилования не
уменьшается.
Более того, эмоциональная травма, нанесенная знакомым, а тем более другом, порой сильнее, чем
от нападения чужого человека. Девушка теряет доверие к мужчинам вообще, а к сексу в
дальнейшем может испытывать отвращение. Она может начать упрекать себя за неспособность
защититься.
Обо всех этих вопросах нелегко говорить с детьми, но говорить об этом надо, а главное вы
должны дать ребенку уверенность в том, что чтобы с ним не случилось, вы его поймете, не
осудите, поможете выбраться из сложившейся ситуации.
Как помочь, если подростка не удалось уберечь от сексуального насилия – по его ли
собственному легкомыслию или без всякой его вины? Если ваша дочь или сын стали жертвой
насилия, и это для них огромная не только физическая, но и моральная травма. Подростки
скрытны и вы можете узнать об этом даже не от них, а совсем из другого источника. В любом
случае ребенку надо выразить свое сочувствие и поддержку. Если один из родителей будет
молчать, то ребенок подумает, что он его осуждает и это усугубит страдание. Даже, если вы считаете, что ваш ребенок был виноват в том, что произошло, не говорите ему об этом, он уже
достаточно наказан за свое легкомыслие.
Подростки часто и скрывают произошедшее, боясь, что при этом выяснится: они делали нечто,
что им не разрешалось. Дайте понять своему ребенку, что вы на его стороне независимо ни от чего.
Хорошо, если ребенок выразит свои чувства по поводу произошедшего. Не мешайте ему плакать,
кричать, топать ногами: чтобы успокоится, надо выплеснуть чувства наружу. Будьте внимательным
и сочувственным слушателем. Если ваш ребенок будет упрекать себя, дайте ему понять, что
независимо от его поведения не может быть оправдания насилию над другим человеком.
Если ваш ребенок не хочет говорить о том, что произошло, не настаивайте, пока он сам не
захочет рассказать столько, сколько посчитает нужным. Рано или поздно ему все равно будет
необходимо выговориться. Если он не хочет говорить с вами, покажите ему, что вас это огорчает и
подумайте, почему ребенок избегает этого разговора с вами, постарайтесь расположить его к себе.
Если ребенок заговорил об этом, дайте ему понять, что вы цените его доверие. В любом случае
убеждайте своего ребенка в том, что секс – это выражение любви, и он должен быть приятным для
обоих и что рано или поздно у него будет именно такой партнер. Если насильником вашей дочери
стал ее постоянный приятель, подтвердите ей, что право устанавливать границы физической
близости должно всегда сохраняться за ней.
Обращаться ли к врачу, если ваш ребенок стал жертвой насилия? Если вы видите, что
травма слишком глубока, то вам лучше обратится за помощь к психологу или психотерапевту, при
этом не плохо б выяснить его профессионализм, т. к. неопытный врач может только усугубить
травму. Девушке ставшей жертвой насилия следует обратиться к гинекологу, чтобы избежать
нежелательной беременности. Также следует сдать анализы, чтобы избежать заболеваний,
передающихся половым путем (ЗППП), вы должны знать, что сделать это можно и анонимно.
Обращаться или нет к помощи закона? Это должен решить ваш ребенок. Не настаивайте, если
он не хочет еще раз возвращаться к деталям произошедшего и огласки, более того, мы знаем, как
порой некорректны бывают с жертвами насилия работники правоохранительных органов. Если,
конечно, травма так сильна, что ваш ребенок попал в больницу, скрыть произошедшее уже не
удалось, берете дело в свои руки и не оставляйте своего ребенка без моральной поддержки ни на
минуту, окажите ему всемерную помощь на всех этапах рассмотрения дела.
Естественно, что и сами вы будете подавлены произошедшим, станете винить себя, но не
увлекайтесь самобичеванием, а лучше сконцентрируйте силы на помощи своему ребенку.
Что делать, если уже обнаружилось, что ваш ребенок, к примеру, в 1516 лет начал
половую жизнь? Социологические исследования показывают, что до 17 лет вступили в половую
жизнь около 30% нынешних мужчин и 3% женщин, а современные юноши и девушки куда более
активны в своей сексуальной жизни. Соцопросы показывают, что сегодня в половую жизнь до 17
лет вступают более 40% представителей обоего пола. В этом случае родителям следует
незамедлительно проинформировать ребенка о разных способах безопасного секса и
предупреждения беременности. При необходимости родителям девушки желательно
посоветоваться с врачом, благо, что сейчас это можно сделать без боязни огласки в ряде
медицинских поликлиник и консультаций, например, в Ставрополе или другом городе. При этом
родители должны поставить своих детей в известность, что зачатие может произойти и без
нарушения девственности, при отсутствии полового акта во время ласк, если сперма попала на
наружные половые органы.
Но даже если, ваша дочь определилась со способом контрацепции, успокаиваться рано. Вы
должны рассказать ей о том, что, гормональные таблетки и курение, гормональные таблетки и
спиртные напитки – недопустимое сочетание. Кроме того, она должна четко знать, что пить
гормональные таблетки надо строго в соответствии с инструкцией, ее несоблюдение может
ослабить их эффект, а передозировка привести к кровотечениям, различным осложнениям и
гинекологическим заболеваниям. Часто противозачаточные препараты несовместимы с другими
лекарствами (антибиотиками, противовоспалительными препаратами и т. д.); ваш ребенок должен
это знать. Любые изменения в организме: острая боль в животе, боль и уплотнения в молочных
железах, необъяснимое ухудшение настроения, частая головная боль и др., повод для обращения
к врачу. Рассказать это следует родителям, дети вряд ли станут подробно читать инструкции к препарату, тем более что написана она очень мелким шрифтом. Мама должна объяснить дочери,
что не все средства предупреждения беременности для нее хороши, так, например,
внутриматочные контрацептивы для нерожавшей девушки нежелательны, т. к. в будущем это может
ей помешать иметь детей.
Ваши дети должны знать, что ни одно из средств контрацепции не дает 100% гарантии от
нежелательной беременности.
Что делать, если вы узнали, что ваша дочь беременна или, что сын «осчастливил» свою
подружку? Ежегодно это случается более чем с миллионом девушек в возрасте от 15 до 18 лет.
Следовательно, 2 миллиона подростков и почти 4 миллиона их родителей расхлебывают
последствия этого далеко нерадостного для юных события.
Для девушки – это глубокий эмоциональный стресс, неминуемо несколько дней, а может и
недель она проведет в сомнениях: рассказывать ли об этом родителям. Даже, если ваша дочь
откровенна с вами, в доме неизбежно возникнет нервозная обстановка. Миссия родителей дать ей
почувствовать, что в любом случае вы ее друзья и не оставите ее наедине с возникшей сложной
ситуацией.
За короткое время она, сама почти ребенок должна обдумать сложившееся взрослое положение и
принять решение, которое во многом повлияет на ее будущее. Задача родителей помочь ей принять
решение, связанное с минимальным ущербом для вех участников драмы. Главное, что должны
помнить родители: у них нет морального права решать за нее. Ваше право в другом – склонить ее к
наиболее разумному решению, но ни в коем случае не давлением, а попыткой объяснения
последствий каждого из шагов.
Многое зависит и от позиции юноши, но последнее слово всегда за девушкой. Сознание того, что
друг не оставил ее в трудную минуту, облегчает ее состояние и принятие решения. Конечно,
принимать решение надо исходя из возраста девушки, ее здоровья, характера отношений в семье и
обязательно мнения врача. Иногда состояние здоровья, обстоятельства (прием лекарств, которые
могут негативно повлиять на развитие плода, и т. д.) не оставляют выбора для решения.
Родители юношей должны внушать им чувство ответственности по отношению к подругам.
Юноше в сложившейся ситуации следует взвесить, насколько он привязан к своей подруге и хочет
ли он связать с ней жизнь. Но при этом родителям и юноши и девушки следует помнить, что
вынужденные браки в дальнейшим редко бывают счастливыми и чаще распадаются. Но даже, если
молодые люди не будут вместе, долг мужчины велит ему поддержать свою девушку в момент
выбора.
В любом случае родители не должны воспринимать происходящее, как личную трагедию и,
прежде всего, думать о здоровье и судьбе своих детей, о том, как помочь им пережить
нелегкий период в жизни.
В заключение хотелось бы сказать о том, вы всегда должны помнить, что решающая роль в
половом воспитании всегда принадлежит именно родителям, семье, а не школе и тем фильмам,
передачам по ТВ, которые смотрит ваш ребенок, или книгам и журналам, которые он читает.
Почему эта роль не может принадлежать целиком школе? Потому что уже к тому времени,
когда ребенок пошел в школу, а тем более дорос до телепередач, фильмов, книг и журналов,
основы полового воспитания уже были заложены родителями живым примером и общением
буквально с первых дней жизни ребенка. И эти уже было предопределено отношение ребенка и к
школьным беседам или лекциям классного руководителя, учителя или медицинского работника, и
к книгам, и к фильмам и т. д.
Образ будущих отношений с человеком противоположного пора у него в общих чертах уже
сформировался, потому что уже в раннем детстве половое воспитание ребенка шло по типу
отождествления себя с родителем своего пола и подражания ему. Родители – первые воспитатели.
Сын в поведении отца находит образец своей будущей половой роли, а в образе матери – прообраз
своей будущей избранницы; то же самое можно сказать о дочери, для которой образцом поведения
служит мать, а прообразом будущего избранника – отец. Поэтому для правильного
психосексуального развития детей так важны оба родителя.
К сожалению далеко не все семьи у нас полные. В неполной семье, состоящей чаще всего из
матери и детей, отсутствует образец мужского поведения, формирующий собственную роль поведения у мальчиков и прообраз партнера у девочек. А при отсутствии другого взрослого
(родственника, учителя, знакомого, например, отца друга), в той или иной мере замещающего отца,
формирование мужского типа поведения часто искажается. Аналогичная ситуация происходит в
семье, где детей воспитывает только отец. У девочки нет образца поведения, формирующего
собственную роль, а у мальчика отсутствует прообраз будущей партнерши.
Отношения родителей служат для детей моделью взаимоотношения полов. «Когда мать и отец
любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок», писал В. И. Кочетков. Именно
эмоциональные связи, т. е. взаимные чувства членов семьи, являются главным фактором для
правильного формирования личности и чувств детей. Бывает так, что семья фактически распалась,
но родители продолжают жить под одной крышей, хотя уже нет взаимной привязанности и
нежности, остались лишь недовольство друг другом, озлобление, а порой и ненависть. Такая
ситуация очень тяжело отражается на детях, часто даже хуже, чем развод и утрата одного из
родителей.
Дети из конфликтных семей, неблагополучных семей, перешившие разрыв родителей, в
дальнейшем чаще испытывают трудности в становлении хороших отношений с лицами
противоположного пола, в отношениях в своей собственной семье или вообще разочаровываются в
существовании таких отношений.
Дети из таких семей чаще примыкают к асоциальным группам, чем дети из семей, где
присутствовал положительный пример родителей. Такие подростки обычно раньше начинают
половую жизнь, которая может носить характер кратковременных и поверхностных связей без
эмоциональной и личной заинтересованности.
Чаще всего, конечно, половым воспитание занимается мать. Иногда собственное отношение
родителей, в особенности матери к представителям противоположного пола под влиянием
жизненных неурядиц, оказывается искаженным и это искаженное представление они прививают
своим детям.
Хотелось бы привести несколько типичных неправильных установок и ошибок в половом
воспитании:
1. Негативная установка, т. е. отрицательное отношение ко всем мужчинам вообще. Дочери
внушается установка, что все мужчины подлецы, и, если отец не живет семьей, то ему чинятся
всяческие препятствия во встречах с дочерью. Дочери внушают, что цель каждого мужчины –
обмануть девушку, а потом бросить. Негативизм в отношении мужчин проявляется и в том, что
дочери внушается установка: «мужчинами надо руководить, их надо прибрать к рукам и держать в
ежовых рукавицах». Негативизм в отношении женщин проявляется и в том, что мать внушает
сыну: «все женщины неверные, изменяют мужчинам, стремятся подчинить мужчин своему
влиянию, что от мужчины им нужны только деньги и другие материальные блага».
Отрицательное отношение к представителям противоположного пола внушается и тогда, когда
девочке говорят о том, что все мальчики хулиганы, а мальчикам постоянно ставят девочек в
пример.
Иногда отрицательное отношение к противоположному полу внушается не в связи со своим
жизненным опытом, а просто понаслышке или для профилактики.
Родителям было б гораздо полезнее научить своих детей разбираться в людях, отличать истинное
от показного. А для этого стиль отношений к другому полу должен быть естественным,
доброжелательным, внимательным и заинтересованным. Только так можно научиться разбираться в
людях. Отрицательные установки, внушаемые с детства, мешают ребенку быть объективным.
2. Аскетическая установка, т. е. отрицательное отношение к половой жизни как таковой. Детям
внушается, что половой жизни, а тем более ранней надо бояться, что половая жизнь порочна, грязна
и безнравственна. Поэтому девочкам запрещают играть с мальчиками, подавляют их проявления
женственности, не покупают красивые наряды, украшения, запрещают делать прическу, макияж,
вместо того, чтобы привить хороший вкус и прекрасную привычку следить за собой. Такие
родители брак не отрицают, но поскольку ими выработано отрицательное отношение к интимности,
то, скорее всего, брак они связывают с необходимостью и расчетом. Но при этом они прекрасно
понимают, что браки, построенные по такому принципу, непрочны. Подобные родительские
установки не только замедляют поиски партнера, но и вступление в брак. 3. Потребительская установка наиболее характерна для воспитания девочек. Выбор партнера
превращается в этом случае в охоту за материальными и жизненными благами. Такая установка
основана на неуважении к человеку, на пренебрежении к человеческим чувствам вообще. Но
возможны и потребительские установки мужчин по отношению к женщинам. Они чаще всего
выражаются в стремлении обольстить девушку любой ценой и имеют целью самоутверждение за
счет другого и половое удовлетворение.
4. Собственническая установка основана на отношении родителей к детям как безраздельной
собственности, а потому убежденности в том, что они просто обязаны руководить поведением
ребенка в любых ситуациях, т. е. и в выборе партнера, и в устройстве семейной жизни. Но при этом
хотелось бы напомнить родителям, что мы – не хозяева жизни наших детей, мы не можем знать их
судьбы, мы даже не можем однозначно знать, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому
нам следует быть осторожными во всех решениях, которые могут повлиять на судьбу детей.
Иногда и ранний брак бывает счастливым и продолжительным, а порой те, кто встречался со своим
будущим мужем (женой) много лет, расходится в первый год совместной жизни.
5. Паническая установка свойственна тем родителям, которые, опасаясь любых проявлений
сексуального интереса у детей, не просто запрещают им контакты с лицами противоположного
пола, а постоянно держат их дома под жестким контролем, заподозрив интерес к сексуальности,
выставляют его как болезнь и начинают водить своего ребенка по врачам.
6. Безразличная установка состоит в том, что родители считают, что жизнь сама научит ребенка
всему, а поэтому нет необходимости заниматься его половым воспитанием. Дети таких родителей
часто остаются неосведомленными в жизненно важных вещах, а свои знания о половой жизни
черпают на улице от своих сверстников.
Родители должны знать, что половое воспитание – это грамотная и осознанная помощь
ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии, и цель его – это формирование у
детей правильного отношения к вопросам пола, подготовка к браку и семейной жизни.
Составной частью полового воспитания является половое просвещение, направленное на
усвоение детьми определенной системы знаний о половых различиях и взаимоотношении
полов.
При этом родители должны твердо усвоить, что половое воспитание и просвещение
направлены не на то, чтобы спасти или уберечь детей от сексуальных отношений. Они
нацелены на то, чтобы помочь правильному гармоничному развитию детей, повысить
уровень их сексологических знаний, способствовать полноценному формированию
детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие свое, своей
будущей жены (мужа) и детей.
Закончить этот разговор мне бы хотелось словами А. С. Макаренко: «Наши дети – это
будущие отцы и матери. Они будут воспитывать своих детей. Наши дети должны
вырасти хорошими отцами и матерями. Но и это не все. Правильной воспитание – это
наша счастливая старость; плохое воспитание – наше горе, наши слезы...». Это наша вина
перед нашими внуками. А разве мы хотим видеть несчастными наших детей и внуков?
Литература
1. Берн. Э. Секс в человеческой любви. П., 1990
2. Гейл. Дж. Сексуальное воспитание подростков: руководство для родителей. М., 1991
3. Голубева И. Чего боится мама. журнал «Здоровье», 1990, № 11, с. 2021.
4. Гудкович Л. Н. , Жельвис В. И. Для мальчиков и девочек. Ставрополь, кн. издво, 1983
5. Гудкович Л. Н. , Жельвис В. И. Любви все возрасты покорны. – Ставрополь, кн. Издво, 1987
6. Гудкович Л. Н. , Жельвис В. И. О тебе и обо мне. Ставрополь, кн. Издво, 1977
7.Гудкович Л. Н. , Жельвис В. И. Шипы и розы Гименея. Ставрополь, кн. Издво, 1986
8. Кардашенко Б. Я. Знать, чтобы не оступиться… М., «Медицина», 1989
9. Колесов Д. В.Беседы о половом воспитании. – М. 1989
10. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., «Медицина», 1989
11. Кон И. С. Введение в сексологию. – М., «Медицина», 1989 12. Лисицына О. Странности подростковой любви. – газета «Аргументы и факты», 2007, № 52
13. Лосева О. К. Половое воспитание детей и подростков в семье. – М., 1990
14. Ременник Л. И. Наука быть вдвоем. – Ставрополь, «Кавказская библиотека», 1990
15. Соковня И. У любви свои законы. – журнал «Здоровье», 1991, № 1, с. 3435.
16. Феодориди Е Радость любви. Ставрополь, кн. Издво, 1990
Далее родителям можно предложить ознакомиться с результатами анонимной анкеты, которая
проводилась с учся (анкета прилагается)
Анкета
1. Если у тебя есть друг (будет друг) противоположного пола, тебе кажется ты:
А) чувствуешь (почувствуешь) разнообразие;
Б) чувствуешь (почувствуешь) себя защищенным;
В) чувствуешь (почувствуешь) признание окружающих;
2. Тот, у кого есть такой друг:
А) уравновешеннее, чем другие;
Б) скорее несчастен;
В) испытывает целый калейдоскоп различных чувств.
3. Человек твоей мечты должен:
А) иметь такие же интересы, как ты;
Б) не иметь с тобой ничего общего;
В) прежде всего, должен быть красивым и модным.
4. Сколько времени, потвоему мнению, должны быть знакомы люди, чтобы вступить в
интимные отношения?
А) один вечер;
Б) пока не придет любовь;
В) пока не появится полное доверие.
5. Что может послужить поводом для разрыва отношений?
А) ревность;
Б) скука;
В) ссора изза пустяка;
Г) измена;
Д) привычка;
Е) несовместимость с его (ее) компанией;
6. Насколько возраст важен для любви?
А) Любви все возрасты покорны;
Б) Настоящая любовь возможна лишь после 18 лет;
В) Настоящая любовь возможна лишь после нескольких разочарование, для истинной любви
нужен жизненный опыт. 7. Если ты идешь на дискотеку, то собираешься:
А) встретить друзей, найти новых;
Б) изменить другу;
В) идешь с другом, чтобы развлечься;
Г) это дурацкое место, и ты туда не ходишь.
8. Ты идешь с двумя друзьями по улице. Где твое место?
А) посередине;
Б) слева;
В) справа;
Г) это не важно.
9. Легко ли тебе говорит на сексуальные темы?
А) да;
Б) нет;
В) только с близкими друзьями.
10. Твоя реакция, если тебе не повезет в любви:
А) тут же начнешь искать другую;
Б) начнешь печалиться по ускользнувшему счастью;
В) будешь искать утешение в компании друзей.
11. Мальчики:
А) стремятся к сексу больше, чем девочки;
Б) не хотят длительных отношений;
В) также чувствительны, как и девочки.
12. Как часто ты используешь слова «Я тебя люблю»?
А) никогда;
Б) часто и с удовольствием;
В) только в момент интимности.
13. В каких ты отношениях со своими родителями:
А) в хороших;
Б) поразному бывает;
В) в плохих.
14. Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
А) да;
Б) нет;
В) поразному бывает
15. Трудно ли тебе заплакать при друге?
А) да;
Б) нет;
В) все зависит от ситуации.
16. Когда ты смотришь в зеркало, то:
А) у тебя улучшается настроение;
Б) ты раздражаешься;
В) у тебя появляется желание корчить рожи.
17. Когда ты разрываешь отношения с другом, то:
А) он (она) полностью перестает для тебя существовать;
Б) вы остаетесь друзьями;
В) вы остаетесь врагами на всю жизнь.
18. По части секса твой партнер должен быть:
А) опытнее тебя;
Б) также опытен (не опытен), как и ты;
В) должен иметь довольно мало опыта.
19. Какое место занимает для тебя секс в любви:
А) очень важное;
Б) это самое главное;
В) он имеет второстепенное значение. 20. Какой предмет мог бы стать символом большой любви?
А) скала;
Б) река;
В) солнце;
Г) цветок;
Д) широкая лента;
Е) золотая цепочка.
Таблица подсчета голосов
1. а4, б2, в0.
2. а3, б1, в5.
3. а5, б4; в1.
4. а1, б3, в5.
5. а4, б3, в3; г 1, д2, е2.
6. а1, б5, в3.
7. а4, б3, в2, г1.
8. а5, б2, в4, г3.
9. а6, б1, в3.
10. а1, б2, в5.
Подсчитайте сумму своих очков.
11. а2, б3, в4.
12. а1, б4, в3.
13. а2, б4, в6.
14. а1, б6, в3.
15. а2, б6, в3.
16. а6, б1, в3.
17. а5, б1, в2.
18. а1, б4, в2.
19. а5, б3, в1.
20. а2, б5, в6, г4,д3,е1.
9375 б. Ты уже достаточно разумен для того, чтобы иметь постоянного друга. Возможно, ты уже
связан с кемто прочными отношениями. А может быть, ты только собираешься это сделать.
Главное: что «Мы» для тебя важнее, чем «я». В одиночку ты чувствуешь себя неуверенно. Но
иногда тебе не достает здорового эгоизма. Порой ты чувствуешь себя обманутым, после этого
рушится очередная любовь.
Уделяй больше внимания собственным интересам, не пытайся раствориться в любимом
человеке, ведь любовь и заключается в том, что сходятся разные люди со своими взглядами,
целями, желаниями, интересами, а жить друг без друга уже не могут
7448 б. Ты отлично разбираешься во всем, что касается взаимоотношений с противоположным
полом. Берешь на себя ответственность за самого себя, свои поступки и всегда готов прийти на
помощь другу. Ты обо всем можешь говорить с ним открыто. Ты умеешь добиваться, чего хочешь,
однако, уважаешь желания своего друга, всегда чувствуешь, когда можно и нужно уступить.
Все отлично, так держать! Однако, не задирай нос: помни, в личных делах никогда всего в
жизни постичь нельзя, постоянно появляется и происходит чтото новое, чего ты не знаешь, чему
нужно учиться. Наверное, этот и есть счастливая любовь.
4722 б. Постоянный друг? Тебя бросает в дрожь при одной мысли об этом. Ты пока не готов к
серьезным отношениям. Наверное, ты слишком, молодили немножко эгоист. А может, ты
сознательно хочешь понабраться жизненного опыта, поэкспериментировать. У тебя сегодня сотня
убедительных доводов против «закабаления» постоянным любимым партнером: будет ущемлять
свободу, сделает зависимым, может быть, даже несчастным, нарушит привычный стиль общения с
друзьями. Все это действительно возможно, однако совсем необязательно, что будет именно так.
Любовь приносит радость, внутренне обогащает, поэтому отказываться от нее неразумно. Анализ анкетирования Вопрос
1.Если у тебя есть друг (будет
друг) противоположного пола, тебе
кажется ты:
2. Тот, у кого есть такой друг:
3. Человек твоей мечты должен:
4. Сколько времени, потвоему,
должны быть знакомы люди,
чтобы вступить в интимные
отношения?
5. Что может послужить поводом
для разрыва отношений?
6. Насколько возраст важен для
любви?
7. Если ты идешь на дискотеку, то
собираешься:
8. Ты идешь с двумя друзьями по
улице. Где твое место?
9. Легко ли тебе говорит на
сексуальные темы?
10. Твоя реакция, если тебе не
повезет в любви:
11. Мальчики:
Вариант ответа, количество учся, давших на него ответ в (%)
А) чувствуешь
33
(почувствуешь)
разнообразие;
А) уравновешеннее,
чем другие;
Б) чувствуешь
(почувствуешь) себя
защищенным;
33
33
В) чувствуешь (почувствуешь)
признание окружающих
В) испытывает целый
калейдоскоп различных
чувств.
А) иметь такие же
интересы, как ты;
А) один вечер;
А) ревность;
А) Любви все
возрасты покорны;
А) встретить друзей,
найти новых;
А) посередине;
А) да;
А) тут же начнешь
искать другую;
А) стремятся к сексу
больше, чем
девочки;
58
8
33
67
67
8
25
33
67
Б) не иметь с тобой ничего
общего;
Б) пока не придет любовь;
25 В) прежде всего, должен быть
красивым и модным
16 В) пока не появится полное
доверие.
Б) скука;
16 Г) измена;
Б) Настоящая любовь
возможна лишь после 18
лет;
В) идешь с другом, чтобы
развлечься;
В) справа;
16 В) Настоящая любовь
возможна лишь после
нескольких разочарований…
25 Г) это дурацкое место, и ты
туда не ходишь.
16 Г) это не важно.
Б) нет;
16 В) только с близкими
друзьями.
Б) начнешь печалиться по
ускользнувшему счастью;
Б) не хотят длительных
отношений;
33 В) будешь искать утешение в
8
компании друзей.
В) также чувствительны, как и
девочки.
16
58
16
75
50
16
8
75
58
33
25 А) в хороших;
А) да;
А) да;
А) у тебя улучшается
настроение;
А) он (она)
перестает для тебя
существовать;
А) опытнее тебя;
А) очень важное
67
50
25
58
25
50
8
12. Как часто ты используешь
слова «Я тебя люблю»?
13. В каких ты отношениях со
своими родителями:
14. Веришь ли ты в любовь с
первого взгляда?
15. Трудно ли тебе заплакать при
друге?
16. Когда ты смотришь в зеркало,
то:
17. Когда ты разрываешь
отношения с другом, то:
18. По части секса твой партнер
должен быть:
19. Какое место занимает для тебя
секс в любви:
20. Какой предмет мог бы стать
символом большой любви?
Б) также опытен (не
опытен), как и ты;
Б) это самое главное;
50
75
50
8
В) он имеет второстепенное
значение.
Е) золотая цепочка.
Б) река;
В) солнце;
8
25
Г) цветок;
Д) широкая лента
Б) часто и с
удовольствием;
Б) поразному бывает;
Б) нет;
Б) нет;
75 В) только в момент
интимности.
33
8
В) поразному бывает
В) все зависит от ситуации.
В) у тебя появляется желание
корчить рожи.
Б) вы остаетесь друзьями;
75
16
50
58
25
8
8
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Родительское собрание на тему "Половое воспитание в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.