Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно, когда на пороге маячит старость...
Pаметки к слайдам:
Слайд 3
В 9 классе гормональный фон постепенно выравнивается, но появляется переизбыток
энергии, который срочно нужно кудато девать. Подросток в этом возрасте живет по
принципу "сила есть ума не надо".
Столь же прямолинейна и его логика, он делит мир только на "хорошее" и "плохое". В
"хорошее" попадает то, что ему по душе прогулы школы, курение, мат, выпивка и
бесшабашные компании. Так жить весело и "стильно". Кроме того, ему кажется, что, не
подчиняясь воле "предков", он "сохраняет" чувство собственного достоинства". В
категорию "плохого", увы, часто попадает все, что касается скучных взрослых любое
слово родителей и учителей воспринимается в штыки.
слайд 4
С развитием в подростковом возрасте самосознания:
∙ появляется чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний,
способностей.
∙ Подростки становятся более обидчивыми.
∙ Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление.
∙ Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться.
Подростков следует принимать такими, какие они есть (безусловное принятие), давать
им возможность высказаться до конца, когда это необходимо. Важно поддерживать их
инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.
В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство,
стремление освободиться изпод опеки и контроля взрослых. Они могут
демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать
слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены
в ее правильности.
Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть
услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда
их перебивают, не дослушав. Взрослым следует разговаривать с ними на равных, но не
допускать панибратства.
У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми.
Они часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому у многих детей в
этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов, как со сверстниками, так
и с более взрослыми людьми. Чтобы этот процесс был менее болезненным, надо
поддерживать и подбадривать их, развивать адекватную самооценку у неуверенных в
себе.
Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению,
более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои
«подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным
поступкам; появляется стремление к эпатажности. Подростки могут не высказывать
свою точку зрения, если она расходится с мнением группы, и болезненно воспринимают
потерю авторитета в группе.
Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной
эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на
деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не
думают о собственной безопасности.
В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Если у
1ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной»; это может
выражаться в боязни высказывать свое мнение. Некоторые подростки, не имеющие
своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения,
оказываются «ведомыми» и совершают какието поступки, часто противоправные, «за
компанию» с другими, более сильными психологически и физически.
У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать
необдуманно, вести себя неадекватно.
Несмотря на то, что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и
другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они
проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей
профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям.
Взрослым надо научиться относиться к подросткам подругому, стараться общаться с
ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые
нуждаются в помощи и поддержке.
слайд 5
Взрослые думают, якобы послушания можно достичь нравоучительными беседами о том,
"что такое "хорошо" и что такое "плохо". Но вопреки этому подросток становится еще
более неуправляемым. И тогда родители совершают непростительное: кричат и
бранятся. В результате чадо уходит из семьи, начинает ненавидеть мать и отца, либо,
следуя принципу "вы считаете меня плохим, и я им буду", пускается во все тяжкие.
А самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) усматривать в
"недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне
вредное заблуждение!
У подростков в душе кипят страсти. Но они не умеют рассказать о том, что творится с
ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми,
плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные
вопросы типа "почему" и "как ты мог" подросток и сам не знает ответа. Часто все
происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не "друг Коля",
способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире. Поэтому:
∙ Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира
подростка.
∙ Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.
∙ Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада
тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим,
поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...
∙ Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях
родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные
карапузы.
∙ Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте
свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.
∙ Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.
∙ Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а
займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под
гитару.
∙ Делитесь своими чувствами.
∙ Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем в учебе, спорте и т.д.
∙ Помогайте, когда он просит вас об этом.
2А что остается?
Да, подросшие дети не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и
спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило,
ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с
подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение. Такая предсказуемость
поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно
взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья это
родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.
Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно, когда на пороге
маячит старость...
3