Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
Оценка 4.6
Лекции +2
docx
родителям
2 кл
12.03.2018
В данном материале рассказывается о причинах - почему дети не любят читать и плохо пишут, а также приведены некоторые методические рекомендации. Раскрываются понятия: дислексия и дисграфия, их разграничения. Как развивать навык чтения. Что нужно делать, чтобы привить ребёнку любовь к чтению, к книге. Приведены примеры работы над дислексией и дисграфией.
Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет.docx
Немчинова Л.,
учитель начальных классов,
МКОУ «Махнёвская СОШ»
Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет
Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем
приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и
родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости
исключительно в лени ребёнка: «Он просто не старается». Но вот специалисты
считают, что 80 % проблем с учёбой вызваны вовсе не ленью.
Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим
сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из
нескольких параметров:
способ чтения по слогам, целыми словами, группами слов (в 12
классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 34 классе
слово и группа слов);
скорость чтения (например, к концу 4 класса ребёнок должен читать не
менее 90100 слов в минуту);
правильность, автоматизированность (так называемая беглость);
понимание прочитанного.
Беглым и выразительным чтение ребёнка становится, как правило, к 5 классу.
Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, всё равно продолжают
читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких
отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребёнка.
Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения) напрямую влияют на
учебные успехи учащегося. Такие нарушения называются дисграфия
(нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Дислексия становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников.
Ребёнок, предрасположенный к дислексии, долго не способен овладеть
слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
У
некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с работой
мозга некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания
определённых зон коры головного мозга. Психологи отмечают, что наиболее часто
дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей. Такие
дети могут читать и писать слова справа налево, переставлять слоги в словах,
переворачивать буквы в зеркальном изображении. Плохое чтение очень часто
сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других
нарушений развития, включая неловкость движений.
Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма дисграфия.
Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например,
ребёнок заменяет гласные («часто» «чосто») или пропускает их («лежит» «лжт»),
путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» «луди», «пальцы» «палцы») и т. п.
Обнаружить дисграфию можно в возрасте 7 9 лет.
Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие
дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определённого типа носят
стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки
отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной
позиции, т.е. её отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно
написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в
середине слова («лошка») может любой ребёнок, плохо усвоивший правило.
Очень важно познакомить родителей с некоторыми причинами,
связанными с неуспеваемостью учащихся начальных классов, с терминами
«дислексия», «дисграфия», с приёмами занятий с детьми, дать ряд
рекомендаций.
1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребёнок в любом тексте,
кроме газетного, зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной,
затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например,
букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а
также те, в произношении которых или в их различии у ребёнка имеются
проблемы. Например: «р» – «л», «с» – «ш» и т.д. Через 2–2,5 месяца таких
упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается
качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст
не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты по 150 –
200 слов с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на
полях зелёной, чёрной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!).
Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Ребёнок имеет возможность не
зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута:
ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном
состоянии.
3. Давайте ребёнку упражнения на медленное прочтение с ярко
выраженной артикуляцией и списывание текста.
Важно помнить несколько основных правил:
на всём протяжении занятий ребёнку необходим режим
благоприятствования, он должен почувствовать хоть маленький, но
успех;
нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками
(подлежащими исправлению);
подход «больше читать и писать» успеха не принесёт, лучше меньше,
но качественнее; не читайте больших текстов и не пишите больших
диктантов;
не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не
огорчайтесь, когда у ребёнка чтото не получается. Что нужно делать, чтобы привить ребёнку любовь к чтению, к книге? Учителя и
психологи считают: нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто
неинтересно читать. У современных детей недостаточно развито образное мышление.
В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен
представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.
Совсем другое дело мультики или компьютерные игры. Вот тутто и
ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть
образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным
детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком
много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости чтото пред
ставлять, додумывать.
Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события
вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей.
Помочь в этом также смогут родители, используя следующие упражнения.
Инсценируйте с ребёнком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте
сюжет. Например, пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малыша.
Рисуйте с ребёнком иллюстрации к прочитанным книгам, придумывайте, как может
выглядеть тот или иной герой. Переносите события, происходящие в книгах в
реальную жизнь. Например, как вы оказались на необитаемом острове или в Стране
невыученных уроков. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним
фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссёр включил в кино или
телеверсию, а что нет, что бы вы добавили в фильм.
Учите детей пользоваться цитатами из прочитанного. Например, увидев
весной цветущую черемуху, процитируйте стихи С. Есенина: «Черемуха душистая с
весною расцвела...». Благодаря этому приёму ребёнок соотнесёт повседневную
жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным,
понятным и необходимым для него.
Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные
ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточным количеством
свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для
этого с домашними очерёдность. Используйте рекомендации учителя и читайте
книгу «понемногу» каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по
ролям или по очереди (например, ребёнок читает по абзацу, а вы по странице).
По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более
любознательными, их словарный запас в дватри раза больше, чем у сверстников.
Многие специалисты считают, что читать ребёнку вслух нужно до 12 лет, даже
когда он сам умеет это делать. Для ребёнка чтение это огромная работа, а
когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает
чувства героев.
Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатление.
Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понравилось, что
чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?
Используя эти рекомендации в повседневной жизни, можно не только
развить навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты
обучения ребёнка в будущем.
Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.