Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
Оценка 4.6

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
родителям
2 кл
12.03.2018
Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
В данном материале рассказывается о причинах - почему дети не любят читать и плохо пишут, а также приведены некоторые методические рекомендации. Раскрываются понятия: дислексия и дисграфия, их разграничения. Как развивать навык чтения. Что нужно делать, чтобы привить ребёнку любовь к чтению, к книге. Приведены примеры работы над дислексией и дисграфией.
Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет.docx
Немчинова Л., учитель начальных классов, МКОУ «Махнёвская СОШ» Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет Много   неприятностей,   сложностей,   разочарований,   досады   и   проблем приносят   родителям   нарушения   речи,   чтения   и   письма   у   их   детей.   Часто   и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребёнка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учёбой вызваны вовсе не ленью.  Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?  Рассмотрим сначала   проблемы   с   формированием   техники   чтения.  Навык   чтения   состоит   из нескольких параметров:   способ   чтения   по   слогам,   целыми   словами,   группами   слов  (в   1­2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3­4 классе ­ слово и группа слов); скорость чтения (например, к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 90­100 слов в минуту);  правильность, автоматизированность (так называемая беглость);  понимание прочитанного. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится, как правило, к 5 классу. Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и родителей, всё равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо  понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребёнка. Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения) напрямую влияют на учебные   успехи   учащегося.   Такие   нарушения   называются  дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). Дислексия  становится препятствием в обучении  от 2 до 10% школьников. Ребёнок,   предрасположенный   к   дислексии,   долго   не   способен  овладеть слогослиянием,   чтением   целыми   словами,   плохо   понимает   прочитанное.  У некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга   ­   некоторым   повреждением   нормального   процесса  роста   и   созревания определённых зон коры головного мозга. Психологи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей. Такие дети могут  читать  и  писать   слова  справа  налево,  переставлять   слоги  в  словах, переворачивать   буквы   в   зеркальном   изображении.   Плохое   чтение  очень   часто сопровождается плохим почерком, а также может быть  связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма ­  дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребёнок заменяет гласные («часто» ­  «чосто») или пропускает их («лежит» ­ «лжт»), путает звонкие и глухие  согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» ­ «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» ­ «луди», «пальцы» ­ «палцы») и т. п. Обнаружить дисграфию можно в возрасте 7­ 9 лет. Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией.  Но   только   у   дисграфиков   ошибки   определённого   типа   носят стойкий   характер,   повторяются   изо   дня   в   день.   Дисграфические   ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции,  т.е.  её  отчетливо   слышно.  Например,  в  слове  «ложка»  неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка»)  может любой ребёнок, плохо усвоивший правило. Очень   важно   познакомить   родителей  с   некоторыми   причинами, связанными  с неуспеваемостью учащихся начальных классов, с терминами «дислексия»,   «дисграфия»,   с   приёмами   занятий   с   детьми,   дать   ряд рекомендаций. 1.  Ежедневно  в  течение  5  минут  (не  больше)  ребёнок  в  любом  тексте, кроме газетного, зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем   перейти   к   согласным.   Варианты   могут   быть   самые   разные.   Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также   те,   в   произношении   которых   или   в   их   различии   у   ребёнка   имеются проблемы. Например: «р» – «л», «с» – «ш» и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений   (но   при   условии   –   ежедневно   и   не   более   5   минут)   улучшается качество письма. 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты по 150 – 200 слов с проверкой.  Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зелёной, чёрной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Ребёнок имеет возможность не зачёркивать,   а   стереть   свои   ошибки,   написать   правильно.   Цель   достигнута: ошибки   найдены   самим   ребёнком,   исправлены,   а   тетрадь   в   прекрасном состоянии. 3.   Давайте   ребёнку   упражнения   на   медленное   прочтение   с   ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.  Важно помнить несколько основных правил:  на   всём   протяжении   занятий   ребёнку   необходим   режим благоприятствования, он должен почувствовать хоть маленький, но успех;  нельзя   давать   упражнения,   в   которых   текст   написан   с   ошибками (подлежащими исправлению);  подход «больше читать и писать» успеха не принесёт, лучше меньше, но качественнее; не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов;  не   хвалите   сильно   за   небольшие   успехи,   лучше   не   ругайте   и   не огорчайтесь, когда у ребёнка что­то не получается. Что нужно делать, чтобы привить ребёнку любовь к чтению, к книге? Учителя и психологи   считают:   нелюбовь  к   чтению  связана   ещё  и   с  тем,  что  детям   просто неинтересно читать. У современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем   другое   дело   ­   мультики   или   компьютерные   игры.   Вот   тут­то  и ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, что современным детям действительно не хватает  воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что­то пред­ ставлять, додумывать. Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом также смогут родители, используя следующие упражнения. Инсценируйте с ребёнком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Например, пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малыша. Рисуйте с ребёнком иллюстрации к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или  иной герой. Переносите события, происходящие в книгах в реальную жизнь. Например, как вы оказались на необитаемом острове или в Стране невыученных   уроков.   Сравнивайте   прочитанные   книги   со   снятыми   по   ним фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссёр включил в кино ­ или телеверсию, а что ­ нет, что бы вы добавили в фильм. Учите детей пользоваться цитатами из прочитанного. Например,  увидев весной цветущую черемуху, процитируйте стихи С. Есенина: «Черемуха душистая с весною расцвела...». Благодаря этому приёму ребёнок соотнесёт повседневную жизнь   с   прочитанными   произведениями.   Это   делает   чтение   увлекательным, понятным и необходимым для него. Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что современные ритмы   жизни   не   позволяют   взрослым   располагать   достаточным   количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очерёдность. Используйте рекомендации учителя и читайте книгу «понемногу»  каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям или по очереди (например, ребёнок читает по абзацу, а вы ­ по странице). По   наблюдениям   психологов,   дети,   которым   читают,   развиваются  более любознательными, их словарный запас в два­три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребёнку вслух нужно до 12 лет, даже когда он сам умеет это делать. Для ребёнка чтение ­ это огромная работа, а когда   читает   взрослый,   он   лучше   воспринимает   содержание   и   переживает чувства героев.  Ваше   отношение   к   происходящему   в   книге   усиливает   впечатление. Активизируйте   чтение   вопросами:   что   тебе   больше   всего   понравилось,   что чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте? Используя   эти   рекомендации  в   повседневной   жизни,   можно   не   только развить навыки чтения и воспитать интерес к нему, но и повлиять на результаты обучения ребёнка в будущем.

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"

Родительское собрание на тему"Почему ребёнок не любит читать и плохо пишет"
Скачать файл