Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"
Оценка 4.6

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Оценка 4.6
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
28.01.2018
Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"
Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка- первоклассника. Задачи: • Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях. • Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем. • Овладение приемами и поддержки ребенка принимающего новую социальную роль. Форма проведения: заседание семейного клуба.
Родительское собрание.docx
Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»" Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка­ первоклассника. Задачи:  Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях.  Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем.  Овладение приемами и поддержки ребенка принимающего новую социальную роль. Форма проведения: заседание семейного клуба. Этап подготовки   Тест   для   первоклассника: 1. Изучение мотивации учения и адаптации ребенка к школе 2. 3. Анкетирование детей по оценке уровня школьной мотивации. 4. Работа классного “почтового ящика” с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи. 5. Подготовка памяток и текстов бесед для родителей. 6. 7. Информационный пакет для родителей.   “Что   мне   нравится   в   школе?”.   родителям   Советы   первоклассника. Этап проведения Учитель: Добрый   день,   дорогие   участники   нашего   сегодняшнего   заседания   семейного клуба. Главным итогом его должно стать определение проблем адаптации ребенка в новых условиях обучения и координация усилий воспитывающих взрослых по их разрешению. Спасибо за то, что вы сегодня с нами, что вы неравнодушны и открыты для диалога. Завершился   первый   учебный   месяц   для   вашего   первоклассника.   Вы   с   достоинством выдержали   натиск   детских   капризов   по   поводу   раннего   вставания   в   школу   и   первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны родителей других детей, со стороны родных и знакомых. Знаете ли вы , как менялся ваш ребенок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но с начала – о самом понятии “школьная адаптация”.    Адаптация   ­   привыкание,   “вписывание”   человека   в   какую   –   то   среду. Противоположностью   ей   является   дезадаптация.   Это   понятие   стало   использоваться сравнительно   недавно   для   описания   различных   проблем   и   трудностей,   возникающих   у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами. Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную общность­ школу­ входит с трудом. Он бессознательно стремится   к   отчуждению,   не   принимает   норм.   Обобщенную   картину   школьной дезадаптации   я   представила   в   таблице,   которую   предлагаю   вашему   вниманию   (раздаю тексты и комментирую их содержание) Учитель: Мы еще вернемся к этой таблице в конце нашей встречи и поработаем с ней, а сейчас   я   прошу   вас,   уважаемые   родители,   перевернуть   лист   и   выполнить   небольшое задание. Первая его часть ­ отнести в соответствии с вашим видением своего ребенка к одной из семи групп в трех сферах общения. В каждой из трех сфер обведите кружочками ту группу, к которой вы отнесли своего ребенка. Получите три цифры, соответствующие номеру той группы, к которой вы отнесли ребенка, например: 4, 3, 5. Семья 1. Друг. 2. Привязан к родителям. 3. Замкнут, отгорожен. 4. Конфликтен. 5. Примыкает к одному из родных. 6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает). 7. Выталкивается из семьи. 8. Коллектив. 1. Руководитель. 2. Авторитетный помощник. 3. Формальный помощник. 4. Имеет временные роли. 5. Не имеет определенной роли, но авторитетен. 6. Не имеет связи и поддержки в коллективе7 7. Изолирован. Сфера неформального общения 1. Лидер. 2. Приветствуемый. 3. Независим в группе. 4. Примыкает к группе без проблем. 5. Вне группы, но пользуется авторитетом. 6. Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый). 7. Отвергаемый. Нанесите точки на каждом из трех изображенных у вас направлениях и соедините их отрезками   прямой.   Вы   получите   треугольник   “Вытянутость”   его   в   какую­то   сторону указывает   на   проблемы   адаптации   ребенка   именно   в   этом   направлении.   Чем   больше вытянут   треугольник,   тем   хуже   идет   адаптация.   Ни   с   кем   не   обсуждая   полученный результат, подумайте над ним, и, если нужно, проконсультируйтесь у меня. Анкета “Оценка уровня школьной мотивации” Детям   предлагается   ответить   ответы   на   10   вопросов,   которые   оцениваются   от   0   до   3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла). Вопросы анкеты 1. Тебе нравится в школе или не очень? 2. Утром,  когда  ты  просыпаешься,  ты  всегда  с радостью  идешь в  школу  или  тебе хочется остаться дома? 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам , ты пошел бы в школу или остался дома? 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие­ нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы? 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9. У тебя в классе много друзей? 10. Тебе нравится твои одноклассники? Учащиеся,     набравшие   25–30   баллов,   характеризуются   высоким   уровнем   школьной адаптации,   20–24   балла   характерны   для   средней   нормы,   15–19   баллов   указывают   на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. По результатам анкеты из 13 учащихся 25–30 баллов получили 8 учащихся. 20–24 балла получили 4 учащихся и 15–19 баллов получил 1 ученик. Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что­то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной   мотивации   важно,   чтобы   первые   шаги   ребенка   в   школе   встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению. “Цепочка   родительских   советов”,   в   результате   на   доске   может   получиться следующая картинка. 1. Вера в успех.2. Положительные установки. 3. Любовь родителей.4. Приучение к режиму. 5.Выполнение установленных правил. Комментарий к схеме: 1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. “Я в тебя верю”, “У тебя так хорошо получается аппликация”, “Это какие же надо   умелые   пальчики   иметь,   чтобы   сделать   такую   поделку”,­   вот   слова,   с которыми можно обратиться к ребенку. 2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: “Вот пойдешь в школу,   там   за   тебя   возьмутся”.   Примерные   выражения,   помогающие   ребенку надеяться на лучшее: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”, “Я тоже не сразу научилась делать это хорошо”, “я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо”. 3. Любовь   родителей   ребенок   должен   чувствовать   постоянно.   Проявления   любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д., особенно  это   важно,   когда   у  ребенка   что­то   не  получается.   Грубость,   резкость, насилие могут породить массу негативных последствий. 4. Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит   в   круг   его   новых   обязанностей.   Добиться   их   выполнения   ­   значит, организовать жизнь ребенка. Что поможет ему в учебном труде. 5. Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко   при   письме.   Родители   вместе   с   учителем   могут   помочь   ребенку   быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение. Учитель: В нашу “родительскую почту” поступили вопросы от вас, уважаемые родители, все они связаны с проблемой адаптации ваших детей в школе. Наиболее типичные из них сейчас разберем вместе. Вопрос 1. “Как “приохотить ребенка к учению, не нанося при этом вреда. Мне кажется, я так   придирчиво   отношусь   к   ошибкам   сына,   что   у   него   пропадает   всякий   интерес   к познанию”. Родители высказывают свои варианты ответа на вопрос: “Никогда   не   ругайте   ребёнка.   Сочувствуйте   и   помогайте”.   “Нам   мешают   раздражение, усталость. В таком состоянии лучше не вмешиваться в дело ребёнка” “Представьте себе, что вы перешли на новую работу. Каково вам? А ведь ребёнку ещё труднее: ведь в его жизни всё изменилось. Поэтому не требуйте от него невозможного”. “Здесь уже говорилось, что занятия  надо превратить в игру, но по себе знаю, что это непросто”. Учитель: Я советую следовать правилу: не вмешиваться в дело, которым занят ребенок. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты конечно, справишься”. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Запомните 2­3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите свободное время и спокойным тоном поговорите о них, попытайтесь отработать правильный вариант. Родитель: А как быть в ситуациях, когда у ребенка ничего не получается, он нервничает и даже плачет? Учитель: Очень хорошо начать со слов: “давай вместе”. Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний, увлечений. Это – не просто добрый совет, а феномен,   открытый   выдающимся   психологом   Л.С.   Выготским.   Он   назвал   его   “зоной ближайшего развития”. Каждый родитель должен о нем знать. Давайте   нарисуем   простую   схему:   один   круг   внутри   другого.   Меньший   круг   будет обозначать дела, с которыми ребенок справится сам, а зона между границами малого и большого круга­дела, которые ребенок делает только вместе с взрослыми. За пределами большого круга окажутся задачи, которые ребенку не под силу ни одному, ни вместе со взрослыми. Зона дел, выполняемых вместе, – это “золотой запас” ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вопрос 2. У моего ребенка нередко возникают конфликты со сверстниками. Как с этим бороться? Мнения родителей: “Мой совет – чаще приглашайте одноклассников ребенка в гости. Играйте с ними, и вы увидите корни проблем, и возможно поможете своему ребенку”. “Я думаю, что надо попросить психолога встретиться с начало с ребенком, а потом с вами. Наверняка найдете выход”. Учитель: Конечно,   причин   может   быть   много,   наверное,   и   решений   тоже.   Но   можно попробовать использовать прием” Бесед по классной фотографии”. Положите   перед   собой   классную   фотографию   вашего   ребенка.   Пусть   для   начала   он “познакомит”   вас   с   одноклассниками,   покажет   соседей   по   парте,   ряду.   В   дальнейшем можно будет через фотографию расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь больше говорили о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируйте ребенка на “ябедничество”. Лучше не задавать вопросов типа: “Кто у вас в классе больше всех хулиганит?” или “У кого самые плохие отметки?” Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие   создать,   укрепить   положительное,   доброе,   уважительное   отношение   к одноклассникам: К кому всегда можно обратиться за помощью?”, “С кем интереснее всего играть?”, “Кто самый веселый? и. т.п. В   заключение   этого   этапа   предлагаю   нашим   уважаемым   мамам   и   папам   памятки. Ознакомьтесь с ними на досуге, возможно, советы окажутся вам полезными. Советы родителям первоклассников. Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом: Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания: Недовольство   действиями   ребенка   не   должно   быть   систематическим,   иначе   оно перерастает в неприятие его: Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день. Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому человеку   – одно из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение ­ необходимое условие нормального развития человека.  Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения   могут   быть   и   невербальными   –   они   содержатся   в   приветливых   взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: “Как хорошо, что ты у нас есть!”, “Ты мне нравишься”, “Я люблю, когда ты дома” и т.п. Психологи рекомендуют обнимать ребенка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Ребенку подобные знаки безусловного принятия нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же не получает знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные, психические заболевания. Итак, безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а за то, что он есть! А теперь, уважаемые родители, снова обратимся к таблице, которая лежит перед вами каждым   из   вас.   Представьте,   пожалуйста,   в   графе   3   свое   видение   роли   родителей   в “снятии” ее причин. Родители выборочно озвучивают варианты. К примеру, один из них может выглядеть так. Проявление школьной дезадаптации у младших школьников Форма дезадаптации Причины Неприспособленность к предметной   стороне   учебной деятельности   Недостаточное и интеллектуальное развитие психомоторное ребенка, отсутствие помощи и внимания стороны родителей со         Неспособность   произвольно управлять своим поведением Неправильное   воспитание   в семье   (отсутствие   внешних норм, ограничений) Чем   могут   помочь родители Развивать интерес к учебе через   игру.   Оказать поддержку   в   “зоне ближайшего развития” Поддерживать доброжелательное к отношение   окружающим. Закреплять нормы и ограничения. Неспособность   принять   темп школьной   жизни   (особенно   у соматически ослабленных детей   с   ослабленным   типом нервной системы)   Школьный   невроз,   “фобия школы”,­   неумение   разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”   Неправильное   воспитание   в семье   или   игнорирование взрослыми   индивидуальных особенностей Ребенок   не   может   выйти   за пределы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это   у   детей,   родители которых бессознательно используют   их   для   решения своих проблем)   Советы педагога   волю. Развивать Применять   рисование,   они конструирование,   помогают развивать внимание   Всячески   украшать   в сознании   ребёнка   образ школы, не говорить плохо о   школе,   участвовать   в школьных делах Уважаемые родители, можете немало сделать, чтобы ваш ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде   всего,   вы   будете   каждый   день   интересоваться   школьными   событиями.   Знания детей первых классов не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса”Какую отметку получил?”, спросите “Что сегодня было самое интересное?”, “С кем ты подружился?”, “Что вкусного было в столовой?” и.т.д. Если   дети   не   могут   ответить   на,   казалось   бы,   простые   вопросы,   не   волнуйтесь,   не огорчайтесь, а главное­ не раздражайтесь. Ребенок  не  должен  панически   бояться   ошибиться.  Невозможно  научиться   чему­то  ,  не ошибаясь.  Старайтесь  не  выработать  у  ребенка  страх   перед  ошибкой.   Чувство  страха­ плохой советчик. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда­то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что­то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам . Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное. Спасибо вам уважаемые родители, будьте счастливы, радуйтесь жизнью! Использованная литература. 1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983. 2. Безруких М.М. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребенка. М.: Просвещение, 1991. 3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,1998. 4. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. М.: Просвещение, 1990.

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения первоклассников в адаптационный период»"

Родительское собрание "Организация обучения  первоклассников в адаптационный период»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018