Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство
8 кл—11 кл
10.11.2019
родительское собрание "Профориентационное воспитание школьников" разработано для родителей учащихся 8-9 классов материал предназначен как для классных руководителей так и для учителей технологии. в материале рассмотрено какую профориентационную работу можно проводить с учениками. даны советы как помочь ребёнку в выборе своей будущей профессии
Род.собр. техн.16-17.docx
Муниципальное автономное среднее общеобразовательное учреждение
«Гуринская средняя общеобразовательная школа»
Разработка родительского собрания в 911 классах 20162017 учебный год.
Учитель технологии: Сыстерова Валентина Леонидовна
Тема: «Профориентационное воспитание школьников»
Вступительное слово учителя:
По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756 об одобрении
Концепции модернизации российского образования на старшей ступени
общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение.
Учащиеся 911х классов могут выбирать профиль обучения, т.е. изучать
актуальные для себя предметы в большем объеме, а предметы, которые не
пригодятся им в их будущей профессии, изучать в меньшем объеме.
Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 9м
классе, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся
осознанно выбрать профиль обучения, т.е. по сути, совершить первичное
профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени
зависит и успешность обучения учащихся в старших классах, и их подготовка
к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной
деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и
трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что
общество в будущем получитхорошего профессионала.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо
общества – важнейшая задача всей образовательной системы государства. Её
успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее
совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований
показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового
самоопределения молодёжи способствует успеху профориентационной
деятельности.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам,
экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по
методам сложная многогранная проблема.
Значительный вклад в теоретическое обоснование концепции профориентации
внёс Антон Семёнович Макаренко. Он обращал внимание на то, что в
трудовом воспитании и профориентации молодёжи должна присутствовать духовность, т. е. само представление о труде следует поднимать до уровня
«духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральной
чистотой, осознанностью его социальной ценности. На этой основе
формируются черты как нравственного взросления, так и волевой
целеустремленности. Родителям надо помнить, что трудолюбие и
способность к труду ребёнку не даны от природы, их надо
воспитывать. Пристального внимания заслуживают идеи Макаренко о
трудовом воспитании детей в семье. Кроме обучающей функции, труд имеет
развивающую функцию, обеспечивает интеллектуальное, физическое,
эмоциональноволевое и социальное развитие. Правильно организованный
труд формирует трудолюбие, ответственность и дисциплинированность. Об
этом, к сожалению, иногда забывают родители.
Цель родительского собрания на тему «Профориентационное воспитание
школьников» – помочь родителям проанализировать свое родительское
поведение, найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах
первичного профессионального самоопределения,
рассмотреть какие
мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсудить
актуальные проблемы и предложить помощь при принятии важных решений.
Родительское собрание на тему «Профориентационное воспитание
школьников» проводится
также с целью выяснения степени трудовых
навыков у детей, отношения родителей к вопросам трудового воспитания.
Цели:
1. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, найти
пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного
профессионального самоопределения;
2. Рассмотреть какие мероприятия профориентационого характера
проводятся в школе, обсудить актуальные проблемы и предложить помощь
при принятии важных решений;
3. Выяснить степени трудовых навыков у детей, отношения родителей к
вопросам трудового воспитания.
Задачи:
1.Предоставить родителям информацию о предпрофильной подготовке в 9м
классе, информацию о возможных путях получения образования их детьми
после окончания 9го класса.
2.Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять
сферу их совместной деятельности.
Ход собрания В настоящее время социальноэкономическое состояние общества
обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики,
но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь
осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке
труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек
должен ориентироваться в ситуации на рынке труда,
быть
конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь
представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого
необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности,
возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих
профессиональных и жизненных планах.
В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся
особенно в 9 классе являетсядиагностика их склонностей, личностных
качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть
и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу
профессионального самоопределения.
Тема нашего собрания «Профориентационное воспитание школьников». В
начале собрания родителям была предложена анкета для изучения детских
способостей «глазами родителей». Последовало обсуждение результатов
анкетирования. Таким образом подвела родителей к выводу об
актуальности первичного
самоопределенияучащихся 9х классов,
предварительного выбора профиля обучения, а 1011 классы этот путь уже
прошли.
Обсуждение.
В сентябре 20162017 учебного года с учащимися 9 класса психологом
проводилось анкетирование. В исследовании приняли участие 16 учащихся,
участникам необходимо было ответить на вопросы. Вот какие результаты
мы получили.
Анализ анкеты:
Средний возраст – 1415 лет
1.Есть ли у Вас увлечение, хобби?
да – 15 ч. (фото, архитектура, музыка, спорт, боевые искусства, театр,
рукоделие, компьютер, чтение книг)
нет 4.
2.Информация о мире профессий:
Полная – 6 ч. недостаточная – 9ч.
3.Выбрали ли Вы профессию:
Да – 6 ч. (медицина, художник, следователь, парикмахер, экономист), нет – 9
ч. Вы
для
осуществления
Ваших
возможность
предпринимаете
профессионального
4.Что повлияло на выбор профессии?(выбрать возможно было
несколько вариантов)
Интерес 6ч,престижность4ч.
и
личностного роста – 4ч., доступность – 2ч., высокая зарплата – 5ч., влияние
родителей 6ч., влияние сверстников – 2, другое хочу помогать людям 2
человека.
5.Знаете ли Вы, какие учебные заведения готовят специалистов
данного профиля? да 12 ч. , нет 4ч.
6.Что
профессиональных планов?
серьёзно готовлюсь к поступлению в учебные заведения, готовящие
специалистов данного профиля 5 ч.,
4ч. общаюсь с людьми, имеющими выбранную мною профессию;
2ч. – изучаю спрос на эту профессию на рынке труда;
3ч. – ищу варианты дальнейшего трудоустройства;
Другое – 2 человека.
7.Согласны ли родители с Вашим выбором? Да – 6ч., нет– 4 ч., ещё не
определился 6 человек.
Вывод: учащиеся 9 «а» класса задумываются над выбором дальнейшей
профессиональной деятельности.
Основная часть ребят планируют
продолжить
обучение в средних специальных учебных заведениях. Большинство ребят
имеют различные увлечения: фото, архитектура, музыка, спорт, боевые
искусства, театр, рукоделие, компьютер, чтение книг.
При выборе дальнейшей профессии руководствуются следующими
факторами: на 1 месте возможность профессионального и личностного
роста и личный интерес, , 2 место – влияние родителей и помощь людям, 3
место высокая зарплата, 4 место – влияние сверстников доступность и
остальные на 5 месте. Для достижения своей цели общаются с людьми,
имеющими выбранную мною профессию,
серьёзно готовятся к
поступлению в учебные заведения, изучают спрос на рынке труда.
Большинство родителей принимают выбор своих детей.
Школа в плане работы предусматривает информационную работу с
учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения
образования после 9 10 и11класса,
изучение их особенностей
образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых
дверей.(ежегодно) Кроме того, в 9 классе проводятся занятия по
предпрофильной подготовке,
помогают обучающимя
сориентироваться в выборе профессиии.
которые типов
родителей с теорией
, которая является одной из наиболее популярных.
Ознакомление
Холланда
Идея данной теории такова: человек выбирает профессиональную
деятельность в соответствии с тем типом личности, который
сформировался в силу социальных, экономических, политических
факторов, особенностей семейной среды.
Джона
личности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Реалистический или прагматический – решительный, открытый,
прямой целеустремленный, мужественный. Ценности: материальные – вещи,
деньги, физическая сила. Профессии: в системе «человекмашина», «человек
природа» (механик, фермер, шофер, учитель физической культуры,
технологии, физики и т.д.).
независимый,
Артистический – креативный,
самостоятельный,
инициативный, эмоциональный, склонный к импровизации, спонтанный,
общительный,
разные виды творчества
(искусство, музыка, дизайн), свобода, независимость, отсутствие жесткой
регламентации труда. Профессии: художник, дизайнер, музыкант, актер,
журналист, учитель музыки.
коммуникативный.Ценности:
Исследовательский – интроверт,
педантичный,
целеустремленный,
организованный,
волевой, критичный, креативный. Ценности: наука, исследование – как вид
деятельности, свобода, независимость. Профессии: ученый, философ, медик,
учитель высшей школы.
трудоспособный,
аналитический,
трудолюбивый,
Предпринимательский – целеустремленный, деловой, энергичный,
склонный к риску, авантюре, волевой, креативный, экстраверт, конформист,
манипулятор. Ценности: успех, власть, деньги, материальный ценности.
Профессии: любая сфера бизнеса, политики, управленцы, директор,
зам.директора.
Социальный – коммуникативный, доброжелательный, открытый,
искренний, ориентированный на помощь, поддержку, гуманистический,
рефлексивный. Ценности: человек, помощь, поддержка, милосердие.
Профессии: социальный работник, врач, психолог, учитель начальных
классов, классов коррекции, адвокат, защитник.
Конвенциональный – конформист, педантичный, организованный,
дисциплинированный, кропотливый, аккуратный, исполнительный. Ценности:
порядок, постоянство, заданность, шаблонность. Профессии: военный,
бухгалтер, экономист, учитель математики, информатики, чиновники.
Сомнения в этой теории:
Часть относится к смешанному типу
Выбор профессии рассматривается не как динамичный процесс, а как
одномоментный акт
Нет ориентации на саморазвитие, самосовершенствование.
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности,
способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по
тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь
на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий
профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние
оказывает учитель и сам классный руководитель. Но именно родители,
ближайшие родственники оказывают наибольшее существенное влияние на
профессиональный выбор. Поэтому родители должны понимать всю
ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные
своему ребенку!
КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
Советы
Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно
раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений
и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии.
Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах
деятельности.
Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и
ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий.
Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого
вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым
соревнованиям, если это музыка, то от музыкального произведения к
концерту. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны
профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время
рутины.
Расширяйте кругозор подростков в области профессий.
Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно
пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных
профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток
будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и
стабильным будет его выбор.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии.
Готовность это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках;
действие исходя из внутренних убеждений; сформированные идеалы;
Эти качества
способность принимать самостоятельные решения. воспитываются родителями. Достаточно лишь слушать и слышать своего
ребенка.
Никогда не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в
которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно.
Дайте подростку возможность получить свой опыт. Нельзя критиковать
желания ребенка. Лучше пусть он сам попробует и поймет свою ошибку. Ну, а
если у родителей возникают трудности и вопросы, как это сделать, то можно
обратиться за помощью к профессионалам.
Если подросток не представляет себе, "кем быть" и куда поступать, то можно
обратиться
за консультацией к специалисту в области
профориентации, который поможет разобраться в мире профессий, понять
способности, интересы и склонности ребенка, выбрать правильное
направление.
В свою очередь наше образовательное учреждение, оказывает большое
влияние по профессиональной подготовке, где обучающиеся выезжают не
только на Дни открытых дверей, но и проводят экскурсии к специалистам
своего района, сельского поселения и надо сказать, что дети с удовольствием
посещают эти экскурсии – беседы, экскурсии – практикумы.
В заключении я хотела бы вам фотографии, каких специалистов дети
посещали.
(фотографии) И др.
Пожелания родителям: изучите интересы, возможности и способности
своего ребенка.
Ориентируйтесь на реальные пути построения
профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и
эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после
окончания основной школы.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах
развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время
профессиях и специальностях.
Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального
самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей
для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем
мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль
обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями».
Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в
каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына
(или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является
положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о
профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя
отзываться негативно о его друзьях.
Есть ли у вас вопросы. Ответы на вопросы.
Спасибо за понимание, желаю, чтоб у вас и у ваших детей не было
проблем с выбором профессии и не забывайте с пониманием отнестись к
выбору своего ребенка. Мы же в свою очередь, постараемся учить и
направлять к профессиональному самоопределению. Удачи.
Рекомендациипамятка для родителей.
в процессе изучения различных школьных предметов выявляются
склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он
хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть
способности. Опирайтесь в процессе выбора профиля, в том числе на
результаты успеваемости;
наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают
родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за
советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку;
изучите интересы, возможности и способности своего ребенка;
ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной
карьеры,
не отбрасывайте возможность получения начального
профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа
в профессиональной подготовке подростков после окончания основной
школы;
при выборе профессии необходимо также иметь информацию о
перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее
время профессиях и специальностях;
при обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу
возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников
становится более значимым, чем мнение родителей и учителей;
в любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора
надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях;
грамотная организация профильного обучения позволяет учащимся
пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной
профессиональной деятельности.
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Родительское собрание «Профориентационное воспитание школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.