Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» 6 класс
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
6 кл
26.01.2017
Родительское собрание
«Роль семьи в формировании личности»
Цели:
1. выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
2. разработка основных правил семейного воспитания
Участники: классный руководитель и родители учащихся.
Подготовка: За 1 - 2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.
род собрания.docx
Родительское собрание
«Роль семьи в формировании личности»
Цели:
1. выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
2. разработка основных правил семейного воспитания
Участники: классный руководитель и родители учащихся.
Подготовка: За 1 2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и
его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.
Анкета «Ребенок и его семья»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Меня почти во всем поддерживают.
У нас бывают разногласия, даже ссоры.
Мне бывает трудно дома.
Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
Меня во многом ограничивают.
Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
Мне дают карманные деньги.
У нас дома бывают одноклассники, друзья.
Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
1. практически всегда;
2. иногда;
3. почти никогда.
Оформление, оборудование и инвентарь. ,
I. На доске представлена минианкета «Общение детей и родителей в лицах».
1 1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?]
2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
2. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
II. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.
Ход собрания.
I. Информационная часть.
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании
играют семья и школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности
действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально
зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей
добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он
еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными
они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для
самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может
помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет
конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности
ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного
воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания,
любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из
них:
любовь умиления;
любовь деспотическая;
любовь откупа.
2 Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше
внимание на минианкету, предложенную на доске. За время собрания дайте ответы на вопросы, и если
гдето столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход
из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.
Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это
инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в
атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо».
Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет
трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои
желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он
приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви деспотическая любовь. Эта форма одна из
причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он
перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных
придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит изза неумения родителей
пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять,
одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь такой же человек, как и вы,
его душа явно протестует, когда ктото пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви любовь откупа. Она состоит в том, что
родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на
воспитание детей как на чтото совершенно обособленное, отделенное забором от общественных
обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их
окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам
совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом
определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным:
благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание
строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он
заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он баловень
семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он «квартирант»,
которому нет дела до семейных проблем.
II. Практическая часть.
Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого
значения. Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в
семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты
сравнений.
Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача попробовать
поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е.
взглянуть на ситуацию его глазами.
3 (Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. После
собрания классный руководитель собирает ответы детей и родителей для дальнейшего анализа ситуации в
семье.)
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя
вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные
результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют
тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы,
как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.
Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
1.
2.
ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины);
4.
5.
ребенок растет в терпимости, он учится…(понимать других);
ребенка хвалят, он учится…(быть благородным);
6) ребенок растет в честности, он учится…(быть справедливым);
7.
8.
ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей);
ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире).
По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов. Родители пытаются
отстоять свою точку зрения.
III. Заключительная часть.
Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей
степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя
помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование
личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
4 И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.
Тот лучший проповедник
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
(См.: Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1 11 классах. М., 1999. С. 3637.)
IV. Решение родительского собрания формулируется на основе высказанных родителями идей и
предложений.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1 11 классах. М., 2000.
5 2. Миллер B.C. Как понастоящему любить детей // Классный руководитель. 1998. № 6.
3. Смирнова Е.Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка. Некоторые черты школьной жизни. СПб., 1997.
3. Фридман Л.М. Школа и родители // Классный руководитель. 1998. N° 5.
6
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» 6 класс
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» 6 класс
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» 6 класс
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» 6 класс
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» 6 класс
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.