Родительское собрание - Толерантность: определение, критерии толерантной личности.

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В родительском собрание - Толерантность: определение, критерии толерантной личности, говорится о том, чтобы показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей, Сформировать у родителей представление о толерантности, воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье. Показать, к чему могут привести ошибки воспитания, наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуацийВ родительском собрание - Толерантность: определение, критерии толерантной личности, говорится о том, чтобы показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей, Сформировать у родителей представление о толерантности, воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье. Показать, к чему могут привести ошибки воспитания, наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций
Иконка файла материала -+Родительское собрание -Толерантность определение, критерии толерантной личности..docx
Толерантность: определение, критерии толерантной личности. Родительское собрание Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой как рыбы, Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.                                                                                               Б. Шоу Цель:   показать   важность   и   необходимость   применения   принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи: • Сформировать у родителей представление о толерантности. • Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье. • Показать, к чему могут привести ошибки воспитания. • Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.         Ход собрания: Лекционная часть В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь   ко   всем   людям,   ответственным   за   образование,   отчетливо   обозначил основные   принципы   обучения   и   воспитания   подрастающих   поколений   в   духе терпимости. Среди них следующие: • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; •   обучение   пониманию   необходимости   отказа   от   насилия,   использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;   и       социальных культурных •   прививание   идей   альтруизма   и   уважения   к   другим,   солидарности   и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и   способности   к   признанию   множественности   человеческого   существования   в различных контекстах. Понимание   толерантности   неоднозначно   в   разных   культурах,   оно   зависит   от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность ­ "готовность и способность без протеста воспринимать личность   или   вещь",   во   французском   ­   "уважение   свободы   другого,   его   образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".   В   арабском   толерантность   ­   "прощение,   снисхождение,   мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность  к другим", в персидском ­ "терпение, выносливость, готовность к примирению". В русском   языке   существуют   два   слова   со   сходным   значением   ­   толерантность   и терпимость.   Термин   "толерантность"   обычно   используется   в   медицине   и   в гуманитарных   науках   и   означает   "отсутствие   или   ослабление   реагирования   накакой­либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной   речи,   означает   "способность,   умение   терпеть,   мириться   с   чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей". Благодаря   усилиям   ЮНЕСКО   в   последние   десятилетия   понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной   сути   данного   понятия   в   любом   языке   Земли.   Эта   суть   отражает интуитивное   восприятие   единства   человечества,   взаимозависимости   всех   от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому,   означает   вред   для   всех   и   для   самого   себя.   В   современном   обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Критерии толерантности: •   равноправие   (равный   доступ   к   социальным   благам,   к   управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой­либо другой группе); взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.); •   равные   возможности   для   участия   в   политической   жизни   всех   членов общества; •   сохранение   и   развитие   культурной   самобытности   и   языков   национальных меньшинств; • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества   людей,   если   это   не   противоречит   их   культурным   традициям   и религиозным верованиям; • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; •   свобода   вероисповедания   при   условии,   что   это   не   ущемляет   права   и возможности других членов общества; • сотрудничество и солидарность в решение общих проблем; • позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами. Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом. Многие люди   надеются   на   утверждение   этой   модели,   следуя   которой,   современное общество   сможет   разрешить   проблемы,   связанные   с   толерантностью.   Модель либерального   плюрализма   предполагает   два   полюса.   На   одном   ­   разнообразные убеждения   нравственного   и   религиозного   характера,   которых   придерживаются различные   группы   внутри   общества.   На   другом   ­   беспристрастное   государство,подтверждающее права каждого гражданина на справедливое отношение, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. Эта модель описывает присущее толерантности сочетание убежденности и согласия: люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообществах, стоящих ниже государства, тогда как принятие многообразия заключено в структуре самого государства. Позитивное   понимание   толерантности   достигается   и   через   уяснение проявлений ее противоположности ­ интолерантности или нетерпимости.   Нетерпимость   основывается   на   убеждении,  что   твоя   группа,   твоя   система взглядов,   твой   образ   жизни   стоят   выше   остальных.   Это   не   просто   отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе,   поступает   иначе,   просто   за   то,   что   он   существует.   Такой   взгляд   на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью ­ смесью непримиримости и   протеста.   Речь   идет   скорее   о   таком   индивидуальном   и   коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость   ведет   к   господству   и   уничтожению,   отказывает   в   праве   на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления,  а   не   убеждения.  Нетерпимости   ненавистны   новшества,   так   как   они отвергают   или   изменяют   старые   модели.   Ее   результаты   могут   проявляться   в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим   или   раздражения   ­   до   этнических   чисток   и   геноцида,   умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые   являются   позором   человечества.   Необходимо   понимать   последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости: • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; • игнорирование (отказ в беседе, в признании); •   негативные   стереотипы,   предубеждения,   предрассудки   (составление обобщенного   мнения   о   человеке,   принадлежащем   к   иной   культуре,   полу,   расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); •   этноцентризм   (понимание   и   оценка   жизненных   явлений   сквозь   призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами); •   поиск   врага   (перенос   вины   за   несчастья,   неблагополучие   и   социальные проблемы на ту или иную группу); • преследования, запугивания, угрозы; • дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); •   расизм   (дискриминация   представителей   определенной   расы   на   основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); •   ксенофобия   в   форме   этнофобий   (антисемитизм,   кавказофобия   и   др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп,   убеждение   в   том,   что   "чужаки"   вредны   для   общества,   преследование "чужаков");• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); •   фашизм   (реакционный   антидемократический   режим,   для   которого характерны крайние формы насилия и массовый террор); • империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов); •   эксплуатация   (использование   чужого   времени   и   труда   без   справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств); • осквернение религиозных или культурных символов; •   религиозное   преследование   (насаждение   конкретной   веры,   ее   ценностей   и обрядов); • изгнание (официальное или насильственное); • сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы); • репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение   и   геноцид   (содержание   в   заключении,   физические   расправы, нападения, убийства). Для   успешного   формирования   толерантных   установок   на   уровне   личности важно   знать,   в   чем   заключаются   основные   различия   между   толерантной   и интолерантной   личностями.   Психологи   считают,   что   интолерантная   личность характеризуется   представлением   о   собственной   исключительности,   стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность ­ это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания ­ важнейшая   ценность   толерантного   общества   и   черта   толерантного   человека.   В психологии   искреннее   сопереживание   эмоциональному   состоянию   другого, способность   разделить   его   ощущения   и   настроения,   обозначается   термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить   себя   на   место   другого.   Через   развитие   таких   составляющих толерантности,   как   эмпатия,   доверие,   воображение,   сочувствие,   сопереживание, раскрывается   суть   "инаковости",   отличности   от   других.   Эти   качества   личности рассматриваются в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как   необходимое   условие   толерантности   по   отношению   к   другим.   Позитивное отношение   к   себе   является   важнейшим   элементом   толерантности   в   целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Кроме   того   ­   ставится   важная   проблема   "границ"   толерантности.   В   мире существуют   группы   людей,   которые,   с   одной   стороны,   отражают   многообразие жизни,   но,   с   другой   стороны,   нередко   воспринимаются   большинством   как антисоциальные   явления.   Преступники,   представители   сексуальных   меньшинств, наркоманы ­ все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы ­ терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция.Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет   ли   подобное   отношение   толерантным?   Или   толерантным   будет   активное противодействие   их   распространению?   Таким   образом,   проблема   границ толерантности   ­   это   еще   и   вопрос   о   границах   между   толерантностью   и безразличием, конформизмом, равнодушием. Наша с вами задача ­ не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое   можно   обозначить   как   активная   толерантность,   формула   которой: понимание + сотрудничество + дух партнерства. В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него  ПОГОВОРИ,   ПРЕДЛОЖИ,   ПРИМИ,   ОБЪЯСНИ,   ПРОСТИ, 6   граней: УЛЫБНИСЬ. Сегодня   для   всех   наступило   время   выбора,   особенно   для   наших   детей: поддаться   на   провокацию   или   сохранить   твердую   гражданскую   позицию   мира, согласия,   толерантности.   Наши   дети   становятся   мишенью   манипуляции   и психологического воздействия тех, кто делит мир на своих и чужих. Поддадутся ли они   на   эту   провокацию   или   нет,   зависит   от   нас.   Не   дадим   им   совершить непоправимую   глупость.   Поможем   им   не   быть   вовлеченными   в   бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить свои хрупкие жизни.Приложение №1 Из истории вопроса. Появление понятия "толерантность" связано с эпохой религиозных войн. По своему   первоначальному   содержанию   оно   выражает   компромисс,   на   который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип   согласия,   проникает   в   либеральное   сознание   эпохи   Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности   просветителей   стало   постепенное   проникновение   в   общественное сознание   идеи   толерантности   в   качестве   всеобщей   ценности,   фактора   согласия между религиями и народами. На   рубеже   XVIII­XIX   веков   во   Франции   жил   Талейран   Перигор,   князь Беневентский.   Он   отличился   тем,   что   при   разных   правительствах   (и   при революционном,   и   при   Наполеоне,   и   при   короле   Людовике   XVII)   оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях,   но,   несомненно,   более   всего   ­   в   умении   учитывать   настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее   ущемляющим   интересы   других   людей.   И   при   этом   сохранять   свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться   обстоятельствам.   С   именем   этого   человека   и   связанно   понятие "толерантность".   Самым   последовательным   критиком   фанатизма   и   защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей   сути,   разъедаются   предрассудками   и   нетерпимостью.   По   его   мнению,   все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать   убеждение,   что   все   люди   обязаны   одинаково   думать   об   отвлеченных предметах".   Важнейшим   результатом   деятельности   философов,   и   прежде   всего Вольтера,   явилось   признание   толерантности   всеобщей   ценностью   и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так   упорно   боролся   Вольтер.   Эта   декларация   ­   предвестница   современныхтак   и   результатом   нетерпимости. деклараций  о правах  человека,  апофеозом  которых стала  появившаяся  три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы   мира,   ненасилия   и   демократии.   Эти   принципы   рассматриваются   в качестве   требований   или   прав,   которые   может   предъявить   обществу   каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления   демократии,   Понимание толерантности   неоднозначно   в   разных   культурах,   оно   зависит   от   исторического опыта   народов.   В   английском   языке,   в   соответствии   с   Оксфордским   словарем, толерантность­ "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском ­ "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических   и   религиозных   взглядов".   В   китайском   языке   быть   толерантным значит   "позволять,   допускать,   проявлять   великодушие   в   отношении   других".   В арабском толерантность­ "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,   благосклонность,   терпение...   расположенность   к   другим",   в персидском ­ "терпение, выносливость, готовность к примирению". В русском языке существуют два слова со сходным значением ­ толерантность и терпимость. Термин "толерантность"   обычно   используется   в   медицине   и   в   гуманитарных   науках   и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой­либо неблагоприятный фактор   в   результате   снижения   чувствительности   к   его   воздействию".   А   более знакомое   и   привычное   слово   "терпимость",   употребляемое   в   обыденной   речи, означает   "способность,   умение   терпеть,   мириться   с   чужим   мнением,   быть снисходительным людей". В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и   признание   равенства,   отказ   от   доминирования   и   насилия,   признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой­то одной точки   зрения.   Толерантность   предполагает   готовность   принять   других   такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна   сводиться   к   индифферентности,   конформизму,   ущемлению   собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции   зрелой   личности,   имеющей   свои   ценности   и   интересы   и   готовой,   если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. поступкам к       других                                                                                                      Приложение №2 Анкета для самооценки толерантности Черты толерантной личности  п/п № Черты толерантной личности A Наиболее выражены   у меня (+) Наименее выражены   у меня (­) B Наиболее выражены толерантной   уличности   к 1Расположенность другим 2Снисходительность 3Терпение 4Чувство юмора 5Чуткость 6Доверие 7Альтруизм Терпимость 8 различиям 9Умение   владеть   с собой 1 Доброжелательность   к 1 Умение   не   осуждать других 1 Гуманизм 1 Умение слушать 1 Любознательность 1 Способность сопереживанию   к 0 1 2 3 4 5 Предлагается   самотестирование   родителей   на   родительском   собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов:   да   (+   1),   нет   (­   1),   не   задумывался   (0).   Баллы   суммируются.   Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным  в общении   с   ребенком.   Родителям,   получившим   отрицательный   результат, предлагается обсудить проблему. Приложение №3 20 шагов к толерантности  1 . Наличие четкой цели. 2. Желание быть толерантным. 3. Стремление человека стать лучше. 4.Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место  других.5. Не осуждать. 6. Видеть шире: ­ замечать мелочи и тонкости; ­ замечать особенности ситуации; ­ принимать во внимание предысторию. 7. Подключать интуицию и воображение. 8. Расширять свой круг общения. 9. Знакомиться с другими культурами (традициями): ­ язык, рисунки, литература, архитектура; ­ костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни. 10. Наблюдать. 11. Общаться с представителями других культур. 12. Улучшить самоконтроль. 13. Развить в себе умение молчать/слушать. 14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости). 15. Менять точки зрения. 16. Направленность «на понимание». 17. Сопереживать. 18. Не зацикливаться. 19. Быть активным. 20. Не оценивать. Вопросы для дискуссии: Знаете ли вы, что означает слово толерантность ? Что такое интолерантная личность? В чем различия между  толерантной и интолерантной личностью? Какое поведение человека называют толерантным? Есть ли люди, которые в силу каких­то причин не могут вести себя толерантно? Должна ли толерантность быть безграничной?                Материал  подготовлен  педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Посмотрите также