Родительское соьрание "Воспитание чувства патриотизма у младших школьников"
Оценка 4.6

Родительское соьрание "Воспитание чувства патриотизма у младших школьников"

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
воспитательная работа +1
1 кл
31.03.2017
Родительское соьрание "Воспитание чувства патриотизма у младших школьников"
Итог собрания фиксируется в его решении. Часто учителям трудно сформулировать его правильно. Надеюсь, что это им пригодится.
Доклад кл.рук.doc

Классное  родительское собрание

(в рамках сетевого взаимодействия)

классный руководитель 1 «Б» класса  Прищепа Н.А.

 

«Воспитание чувства патриотизма у учащихся  начальных классов»

форма проведения: собрание-диспут

Цели:

·       Повышать педагогическую культуру  родителей (законных представителей) обучающихся.

·       Расширение знаний  родителей (законных представителей) о роли семьи в патриотическом воспитании детей, формировании чувства гордости за родную страну.

Задачи:

Ø  познакомить с задачами, отраженными в ФГОС в рамках концепции духовно – нравственного развития обучающихся;

Ø Выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам патриотического воспитания детей;

Ø познакомить родителей с приемами и методами патриотического воспитания;

 

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О.Фокина

 

                                                        Ход собрания

 

 

Орг. момент ( встреча и размещение родителей и гостей)

 

I.                  Приветственное  слово директора  А.В.Дьяченко

II.               

    Открытие собрания – классный руководитель Прищепа Н.А.

(знакомство с повесткой дня, выбор секретаря)

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на родительском собрании. Сегодня оно тематическое.

           Предлагаю следующую повестку собрания:

 

1. Диспут на тему « Воспитание чувства патриотизма у младших школьников»

2.Анализ учебных достижений и социально-эмоционального климата в классе.

3. Организационные вопросы.

( голосование)

Предлагаю секретарем нашего собрания выбрать  Шибзухову Марианну Юрьевну  - члена родительского комитета (голосование)

 

III.           Основная часть

 

1.    Давайте начнем наш разговор с небольшого тренинга.

 

        Нарисуйте в центре листа круг и напишите имя своего ребенка. От круга нарисуйте лучи в виде солнца и по возможности подпишите на этих лучах ласковые слова о вашем ребенке. Какой он для вас? Мы все очень любим своих детей и надеемся, что эта любовь взаимна, и мы будем ощущать ее всю свою жизнь ( по желанию несколько родителей могут зачитать написанное). Все начинается с семьи и той любви и теплоты, которая в ней присутствует.

2.    Перед собранием вам была предложена анкета. Ее результаты (прил 1) показали, что главными приоритетами для вас является семья, здоровье и образование. Главным акцентом школы и семьи вы назвали сочетание обучения и воспитания. Результаты анкеты лишний раз подтвердили, что школа и семья должны многие вопросы решать вместе. Одним из них является патриотическое воспитание.

3.    Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, мы посвятим непростым вопросам: с чего начинается любовь к Родине; ( слайд1) нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства; как это делать и др.

Почему сегодня мы начали об этом говорить? Я думаю, что для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Изменения в обществе не могли не отразиться и на таких общественных организациях как школа. Государство стало понимать, что вопросы гражданского образования и воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей.

 Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания (вдержка из концепции …ФГОС)

 Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка  становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 

 Начинаться воспитание должно уже в дошкольном возрасте и продолжаться в школе. А участниками этого процесса должны стать не только педагоги, но и родители, и наше общество. Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся выработать единые принципы в решении вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны, т.е. в воспитании наших детей. (слайд2)

      4. А теперь переверните лист,  изобразите такое же солнце и в центре напишите слово «патриотизм», что вы вкладываете в это понятие, может быть не все лучи будут вами сразу заполнены, возможно, вы что-то допишите в ходе нашего собрания.

     5.   Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти? (слайд 3,4,5)

Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье (слайд 6) От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

        Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.

Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.

      Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от внешних врагов.

Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу или селу, к человечеству в целом.

От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.

Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны.

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше  его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

Постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

 

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи (слайд 6) Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…

- родной дом, уют, тепло;

- взаимопонимание, любовь, уважение;

- праздники, традиции.

А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

- уважай старших и люби их;

- позаботься о младших в семье;

- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

- дорожи всеми своими родственниками;

- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

В воспитательной работе именно в первом классе мы выбрали проект «Моя семья – будем знакомы». Где каждый ребенок знакомит своих новых друзей, одноклассников со своей семьей. Сразу выслушать всех детей очень трудно, поэтому разделим данный проект на несколько этапов. Наши дети еще маленькие и не все из них могут самостоятельно подобрать нужную информацию о своей семье, вот здесь  необходима работа совместная педагога и родителей. Помогите своему ребенку собрать необходимую информацию для краткого знакомства с вашей семьей. Представить ее можно в любом виде, конечно, интерес детей возрастает, если это будет наглядно, ярко, необычно. Выступать будут ваши дети, но вы тоже можете их поддержать, поучаствовать, если ваш ребенок еще не решительный или ему трудно рассказать данную информацию. Сегодня вы в семье посоветуетесь, и первые 10 человек будут знакомить нас  со своими семьями на следующем внеклассном мероприятии «Моя семья – будем знакомы». Я жду от вас заявок и поддержки своих детей в презентации вашей семьи.

 

        Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей Родины?

         Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.

         Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач.     Воспитывать детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

         Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их к выполнению своего гражданского долга.

         Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии.

     Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.

    Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено:

   Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

   Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители — мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».
    В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
     Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

    Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, много об этом говорят и в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной доверительной обстановке.

      Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
       Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины — это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов.

     Семья вместе с детьми путешествует по дорогам нашей необъятной Родины, совершает поездки и походы в соседние и отдаленные страны. Важно, чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не только познавательный характер. При правильной позиции родителей они могут сыграть неоценимую роль в воспитании патриотических и интернациональных чувств, как у детей младшего школьного возраста, так и у подростков в старшеклассников. Во время путешествия родители в дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. Случается, что мать или отец уже были в тех местах, куда поедут с детьми.

         Практика показывает, что при рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы истории.

       Семья должна стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей.

    Практика показывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогают воспитывать у сыновей, дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы и искусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведений видят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убежденность, мужество и самопожертвование погибших и живых героев, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества.

    Чувство любви к Родине — это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками  уже в школьные годы.

      Для наших детей-школьников их важнейшим трудом является учение, приобретение знаний, умений применять их в различных сферах деятельности.

      Ускорение научно-технического прогресса предъявляет нашим детям высокие требования – постоянно учиться, приобретать творческие знания, необходимые для труда и защиты Родины.       Наука и производство сегодня не могут успешно развиваться, если нет притока специалистов высокой квалификации.

   Практика семейного воспитания убедительно говорит о том, что в воспитании детей сознательными тружениками особенно велика роль отца. Как хочется ребенку, чтобы отец его был личностью сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Отцы личным примером и повседневными трудовыми делами вырабатывают у своих детей активную позицию в труде.

 

  Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. (слайд7,8,9) Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа составляет и реализует свою программу и разнообразные пути, формы и средства.

         Остановимся на некоторых из них:

- сочинения на темы «Сыны Отечества», «Я – гражданин России!», «Россия. Что я могу о ней сказать»;

- конкурс рисунков «Мой дом. Мое Отечество», «Дружат дети всей Земли», «Возьмемся за руки, друзья».

 

- проведение военно-спортивных состязаний среди юношей «А ну-ка, мальчики!», «Зарница»;

 

- физкультурно-массовые мероприятия;

 

- Возложение цветов у памятника погибшим в годы ВОВ;

- встречи с ветеранами и тыловиками ВОВ, участниками локальных войн;

- проведение уроков-мужества;

- тематические заочные экскурсии;

- проведение общегосударственных всенародных праздников;

- просмотры и обсуждения к /ф о ВОВ.

 

Предлагаю посмотреть небольшой ролик  из слайдов общешкольного мероприятия  в нашей гимназии, посвященного 70- летию победы.

6. Выступления родителей по теме собрания.

 Прошу и вас высказаться по данной теме. Как вы занимаетесь воспитанием своего ребенка, что бы он вырос достойным  сыном и гражданином нашей страны? Какие у вас пожелания или предложения?

 

            Задайте себе вопрос. А себя вы считаете патриотом своей страны? Помогло вам наше собрание расширить  знания о патриотизме у детей? Знаете ли вы, какими средствами и методами будете воспитывать своих детей?

 

7.    Просмотр клипа Гимн России в исполнении Л.Долиной.

 

Решение:

1.Объединить усилия семьи и школы в вопросах формирования патриотизма у детей.

2.Родителям принять активное участие в классном проекте «Моя семья – будем знакомы!»

 ( голосование)

 

Рефлексия.

- Вот и закончился наш диспут! Надеемся, что он не прошел для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. В конце нашего собрания прошу участников оценить совместную деятельность.

Игра SMS. Родители на рисунках телефонов пишут краткие сообщения учителю с использованием ключевых фраз: меня поразило, меня удивило, я узнала, показалось интересным, я довольна, я не довольна, меня воодушевило.

 

 

IV.          Заключение   

А в заключение нашего родительского собрания я хотела бы раздать вам памятки, которые будут вам напоминать о необходимости воспитывать в наших детях чувство патриотизма, которое начинается с любви и уважения в семье. ( слайд10,11)

,

Спасибо за внимание и за то, что нашли время обсудить с нами данный вопрос.



 

Список литературы

1.        Асмолов А.Г. Семейное воспитание. - Москва, 2008 г.,

2.        Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. - Санкт-Петербург, 2011 г.,

3.        Метенова Н.М. Родительские собрания. Методическое пособие. - Ярославль, 2008 г.,

4.        Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.

5.         

6.        Работа с родителями. Практические рекомендации по воспитанию детей 2-7 лет. - Волгоград, 2011 г.

7.        Овчинников И. Г. Будь гражданином - М., 1989.

8.        Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье? - М., 1989.

9.        Материалы интернет ресурсов.


Классное родительское собрание ( в рамках сетевого взаимодействия) классный руководитель 1 «Б» класса

Классное родительское собрание ( в рамках сетевого взаимодействия) классный руководитель 1 «Б» класса

Предлагаю следующую повестку собрания: 1

Предлагаю следующую повестку собрания: 1

Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания (вдержка из концепции …ФГОС)

Цель и задачи духовно нравственного развития и воспитания (вдержка из концепции …ФГОС)

Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах

Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах

А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту

А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту

Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности

Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности

Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей

Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей

Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств…

Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств…

Семья должна стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей

Семья должна стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей

Сыны Отечества», «Я – гражданин

Сыны Отечества», «Я – гражданин

Вот и закончился наш диспут! Надеемся, что он не прошел для

Вот и закончился наш диспут! Надеемся, что он не прошел для
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017