Развиваем воображение
В одном из словарей воображение понимается как создание образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются. Работа воображения осуществляется на основе переработки памятью прошлых восприятий и переживаний.
Вы обращали когда-нибудь внимание на то, как играет ваш ребенок? Воображает ли он себя героем своих детских книг, превращает ли плюшевого тигра в страшного врага зверей из «Маугли», разговаривает ли по очереди за каждую из своих кукол, становясь то продавцом магазина, то добрым доктором, то летчиком, то водителем автобуса? Если он не делает всего этого, то, значит, возможно, его воображение еще не проснулось. Помогите разбудить его. Попробуйте играть с ним во все эти игры сами.
Есть семьи, где устраивают смешные кукольные представления для младших детей, продумывают новогодние представления для близких в семье. Все это требует фантазии, выдумки, творчества, то есть развивает воображение.
Иногда мы, взрослые, своим рациональным подходом ко всему, что нас окружает, обуздываем разгулявшуюся фантазию ребенка.
Первоклассник нарисовал лошадку и раскрасил ее синим карандашом: «Папа, посмотри, красиво, правда?» «Синих лошадок не бывает». – рассудительно ответил папа, взглянув на произведение сына. Мальчик смутился. А жаль. В следующий раз он сделает лошадку гнедой или серой, но зато о «Приключения Буратино» скажет: «Все там неправда. Куклы ведь не умеют разговаривать, и девочек с голубыми волосами не бывает».
Ему ничего не расскажет классная доска. Он будет видеть в ней кусок коричневого линолеума и очень удивится, когда услышит, какие смешные выдумки вышли из-под пера сверстников, когда учитель предложил написать сочинение на тему: « Что может рассказать классная доска».
Нет, не думайте, что мальчик может утратить чувство реальности. Пусть рисует своих синих лошадок, пусть расцветают под его карандашом немыслимые цветы и стартуют с неведомых планет космонавты, пусть населяют сказочные звери его альбомы, пусть он научится верить. Что каждая травинка может рассказать о своей судьбе, и надо только уметь ее слушать. Помогите ребенку научиться этому. Вот вы гуляете с сыном по лесу. Мальчик просит сорвать ему веточку рябины. Папа: «А если мы сделаем деревцу больно? Давай-ка послушаем о чем оно шепчет. Как ты думаешь?» И если мальчик ничего не может различить в монотонном шепоте листьев, попробуйте рассказать ему, что думает сейчас рябина, что чувствует. И спросите малыша, как ему кажется, жалко ли, больно ли деревцу расставаться со своими веточками.
Только не думайте, что ваши беседы дадут немедленный эффект. Нет, это постепенный процесс – пробуждение воображения. Вот мальчик на бумаге пытается изобразить какие-то сценки из только что прочитанной книги. Пусть вас не смущает, что он очень неважный художник, не в этом дело. Просто, если он стремится запечатлеть прочитанное, значит, у него остался зрительный образ. А вот он со своими друзьями разыгрывает «Трех мушкетеров» или изображает Гулливера у лилипутов. Это опять признак проснувшегося воображения. А потом, может быть, ему захочется попробовать сочинить сказку. Попробуйте сочинить вместе с ним. Кто лучше?
Итак, любая творческая деятельность способствует развитию воображения. Можно тренировать его с помощью несложных заданий, например, дорисовать незаконченный рисунок, найти и применить недостающий элемент в некотором механизме.
Предлагаю вам несколько упражнений для тренировки воображения ваших детей ( методика Т.Н.Овчинниковой. Источник: Т.Н.Овчинникова /Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – 4-е изд. – М.: Академ. Проект, 2004, - С. 81 – 82.)
«Сложи картинку»
Ребенку предъявляют части разрезанной на несколько фрагментов картинки с изображением каких-либо предметов и просят сложить из них целостную картинку.
Начинать следует с простого (маленькое число частей и простое изображение) и постепенно переходит к более сложному (большое количество частей и сложное изображение).
При этом формирование познавательной деятельности должно включить и личностную оценку ребенка. Общение должно строиться так, чтобы фиксировать внимание ребенка на отношении к этой деятельности (полученных в ней достижений), личности ребенка. Например: «Молодец, ты умеешь хорошо подумать; ты сегодня решил очень трудную задачу; тебе удалось сделать это лучше, чем в прошлый раз; сегодня ты добился того, …». А также обязательно стоит отметить его отношение: «Вот видишь, как интересно было выполнять это задание. Ты рад, что смог выполнить задание без моей подсказки?»
«Придумай окончание рассказа»
Рассказ 1. По грбы
Андрюша с Надей собрались в лес, по грибы, дедушка дал им по лукошку и сказал: «Ну-ка, кто больше наберет?»
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У Андрюши полное лукошко, а у Нади – половина. Надя сказала: «Андрюша, давай меняться лукошками». «Давай», - согласился Андрюша. Вот они пришли домой, дедушка посмотрел и говорит: «Ай да Надя! Гляди-ка, больше Андрюши набрала»…
Рассказ 2. Земляника
Вот и земляника поспела. Бабушка с Наташей взяли кружечки, пошли в лес и давай собирать. Только бабушка собирает в кружечку, а Наташа - в рот. Пришли они домой. У бабушки полная кружечка, а у Наташи нет ничего, даже дедушку угостить нечем …
Рассказ 3. Леденец
Мама уходила из дома и сказала Мише:
- Я ухожу, Мишенька, а ты веди себя хорошо, не шали без меня, ничего не трогай. За это подарю тебе большой красный леденец.
Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только поставил к буфету стул, залез на него и открыл в буфете дверцы. Стоит и смотрит в буфет. А в буфете стояла сахарница. Он взял ее и поставил на стол, открыл крышку, а там сверху леденец лежит. Миша запустил в сахарницу руку, вытащил леденец и стал сосать. Пососет и посмотрит, много ли еще осталось.
Наконец, леденец стал совсем маленьким, со спичку. Миша положил его в рот, а сахарницу хотел поставить на место. Взял ее, а она прилипла к рукам и – бух на пол. Разбилась на две половинки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.