Алексеев Сергей Семенович
Учитель истории и обществознания
МБОУ Районная гимназия «Эврика»
г.Олекминск
Родник народной мудрости - этнопедагогика
В этой статье хотим поделиться с вами опытом работы летней этноэкологической кочевой школы «Авданна» Олёкминского улуса МБОУ «Токкинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Жарханского национального наслега.
Одной из основных целей ЛЭЭКШ является привлечение воспитанников к активной этноэкологической и краеведческой деятельности: это расширение их знаний по этнографии и культуре эвенков в целом, и Олекминского улуса, в частности; приобщение к охране природы, обучение воспитанников азам экологических знаний, способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по тайге; включение детей в деятельность по восстановлению и охране памятников природы и истории «Суруктаах хайа». В ЛЭЭКШ «Авданна» работает единый коллектив единомышленников, в основном, из числа молодых специалистов:
-Яковлев Юрий Семёнович – преподаёт географию, почвоведение, ориентирование, метеорологию и климатологию;
- Алексеев Станислав Семенович – преподаватель основ туризма, охотоведения и рыболовства;
- Иванова Кристина Афанасьевна – преподаватель английского языка, студентка 2 курса ФИЯ СВФУ;
- Сивцева Любовь Владимировна – преподаватель эвенкийского языка, фольклора;
- Чердонов Константин Гаврилович – преподаватель биологии, зоологии, экологии;
- Яковлева Ляна Алексеевна – преподаватель национального шитья, фольклора;
- Алексеева Лия Романовна – преподаватель эвенкийской культуры и кухни.
Из них специалисты: с высшим образованием – 4, со средним специальным образованием - 2. ЛЭЭКШ защитила свой проект на республиканском уровне и является республиканской экспериментальной площадкой.
Под традициями (от латинского traditio - передача) понимаются элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых сообществах, социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают общественные установки, идеи, материальные и духовные ценности, обычаи, обряды, ритуалы и нормы поведения.
На подрастающее поколение народные традиции оказывают комплексное педагогическое воздействие. В число образовательных функций традиций нужно отнести:
- адаптацию, то есть включение с раннего возраста в хозяйственное дело;
- обучение, то есть сообщение знаний, демонстрация умений, непосредственное обучение;
- самообучение, то есть подражание, следование поведенческим моделям;
- ценностную ориентацию, то есть содействие формированию приверженности определённым духовным и нравственным установкам; развитие, т.е. тренировка и закрепление навыков, самостоятельный поиск собственных приёмов;
- совершенствование, то есть достижение и шлифовка мастерства, обретение новых знаний, накопление оригинального опыта.
Традиция как способ передачи информации вызывает определённое отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов, особенно в сфере поступков, нравственных оценок, эмоций. Ценностная система, сформировавшаяся под влиянием традиций, может оказаться важнейшим фактором социально -культурной ориентации общества. Так под лозунгом покорения природы, выросло не одно поколение, исповедовавшее технократическое отношение к природе, которое сказалось не только в технике, но и в искусстве, литературе, биологии и истории.
В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему образования так, чтобы ребёнок, начиная с дошкольного возраста, мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы.
Забывая, свои корни, свои истоки, мы разрываем связь времён и поколений, утрачиваем понимание взаимосвязи человека и природы.
Много веков назад такая связь среди эвенков и не только, осознавалась и уважалась. С древних времён многие объекты природы почитались как священные, что являлось своеобразной охранной системой: на святую тайгу, населённую духами рука не поднимется, в святой родник мусор не выкинешь. Природу охраняли не законы, а сам народ при помощи всевозможных обрядов, ритуалов и обычаев.
Мы, коренные народы Севера, уже теряем эти традиции. Поэтому необходимо исправлять ситуацию немедленно и теми же средствами, которые подсказывает опыт любого северного народа. Существенную помощь может оказать
использование
в учебном процессе обычаев, обрядов и ритуалов эвенков. Народные знания и
представления о природе отражены в них образно, ярко и красочно, в легко
запоминающейся форме.
Именно обычаи, обряды и ритуалы передаются из поколения в поколение в устной,
письменной формах. Знания о природе приобретались и шлифовались на
протяжении веков. Эти знания, не утратили своего практического значения и по
сей день. Народную экологическую культуру надо возрождать, начиная с семьи и
школы.
Сегодняшний мир техники технологий, во многом порождение понятного желания людей уберечь от смысловой перестройки свой внутренний мир: проще изменить окружающий мир, чем приспособить себя к нему. У нас в России не далеко ходить за примерами катастрофических последствий быстрого изменения социальной картины мира: развенчание культа личности И.В. Сталина, затем перестройка Горбачёва потрясли и раскололи страну.
Пугают не сами естественнонаучные открытия, собственно экономические реформы, а необходимость пересмотра системы взглядов, этических норм взаимоотношений, как с людьми, так и с окружающей средой, т. е. мировоззрения.
Особенность
современного экологического мировоззрения заключается в том, что оно
содержит в себе явный и строгий этический компонент, поскольку соотносит
интересы каждого человека с интересами человеческого рода. Арифметика и
пение, астрономия и домоводство не обладают такой особенностью. Такие проблемы
относятся к разным наукам и разным школьным предметам. Поэтому необходимо соединение
в сознании человека событий, до того представлявшихся не связанными между
собой, что потребует новых приёмов и принципов обучения.
Распространённые представления о том, что экологическое сознание приходит с экрана телевизора и со страниц книг, увы, не неоправданны. Мировоззрение нельзя позаимствовать или вычитать, его необходимо выстрадать. Оно всегда результат усилий самого человека. Помочь этому простыми средствами не так то просто. Как известно, научная основа проблемы охраны биосферы всё ещё не до конца сформулирована и поэтому сдерживает развитие современного образования. Экологическая картина мира строится на осознании человеком себя как части всего живого, понимания себя, как части стоящего в ряду поколений и позволяет ему определить для себя приоритеты в мире общечеловеческих ценностей. Поэтому мировая экологическая наука интенсивно изучает возможность применения в экологическом образовании многовекового исторического опыта коренных народов мира.
Комплекс эмпирических знаний по этноэкологии может с успехом применяться на уроках родного языка и литературы, изобразительного искусства, истории, краеведения, природоведения, географии, биологии и экологии. На учебных занятиях можно ввести рубрику «Родник народной мудрости», например, на уроках закрепления или повторения материала, при обобщении и систематизации знаний.
Удачной формой включения пословиц и поговорок в канву урока может стать дискуссия с предварительным обсуждением в малых группах. Проводить дискуссию можно по следующим схемам.
1). Если тема урока позволяет включить 3 – 6 поговорок и пословиц, каждая из малых групп получает по одному изречению. Все изречения пишутся на доске. В течение 1 - 3 минут группы стараются определить закономерности, отраженные в пословицах или поговорках. Затем группы по очереди выносят свою трактовку на общее обсуждение.
2).
Если выбор поговорок и пословиц невелик, группы обсуждают все предложенные
изречения и переходят к общей дискуссии. Например, пословицы «Охотнику нужны
олени как глухарю крылья», «Пустая поняга для охотника тяжёлая ноша», «Олень и
собака - друзья охотника», «Охоте с малых лет учатся»
дают возможность в частности:
- охарактеризовать жизнь, быт и основное занятие эвенков;
-показать зависимость удачной охоты от выучки сообразительности
охотника;
- сделать вывод, что всякое занятие требует образования и практики.
Важную роль в оптимизации социоприродного взаимодействия может сыграть изучение культурных традиций как способа организации связи человека и природы.
При этом традиция понимается как процесс и механизм
передачи от поколения к
поколению устоявшихся образцов поведения, норм, идей и идеалов.
Среди передовых этнографических традиций эвенков нужно выделить одё
(запреты) и иты (обереги), в которых детей с малых лет учили премудростям жизни
не навязчиво. В них в частности говорится:
- Земли и Неба благословением живёт человек. Небо - родитель даёт, Небо - родитель кормит. Противного ему не задумывай, противного ему не делай.
- Всех и вся земля растит, человек тоже её соринка.
- Всё, что даруется Небом - родителем, не жалей для людей. Делись безвозмездно, соблюдая обычай Нимат (дарение). Ещё ни один человек не умер оттого, что накормил сироту, поэтому Небо - родитель, благословляя, даст пищу тебе.
- Жизнь прожить - не один горный перевал перевалить. Ещё никто
на свете, не испытав невзгод, не жил.
- Всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет. Без женщины - матери как бы ты родился? Женщина семейство своё трудом рук своих содержит. Матери, родителей и предков тропу торя, по следу их, идя, живи.
-Как люди достойные живи, не обрубая тору их. Сокровенные мысли друг друга, узнавая, душой внимая, друг другу и понимая, люди жить должны. Свои прихоти во вред другим не убаюкивай, как младенца. Тех, кто раньше тебя солнце увидел, слушай (т. е. слушай советы старших).
- Ветвью самостоятельной у дерева став, «Сам себе хозяин», - говоря, не думай. Доброе из себя наружу выпускай, а плохое подавляй.
- Не добрыми мыслями далеко не уйдёшь, дорога их коротка и обрывочна. Лишь благими мыслями дорогу удлинишь жизненную. Добром движимая мысль длинный и долгий путь проходит.
- Желание и страсть унизить человека из всех грехов греховнее, не виновному вину находить - самый тяжкий грех. И самый невзрачный из людей гордостью людей стать может.
- Не радуйся плохому, даже если от этого тебе нечаянная польза выйдет: ведь только ногти и волосы радуются смерти человека, ибо неудержимо расти, на мёртвом теле начинают.
- Грехи невидимо приходят к человеку, поэтому не возгордись: лицом к лицу своё же худо повстречаешь, сзади внезапно настигнут, будешь тем, что сам плохого сделал, ведь если захочешь под землёй скрыться - земля тверда, если захочешь на небо улететь - небеса высоко слишком.
- Доброе и справедливое слово вечно, от ребёнка твоего к потомству шагать будет. Не доброе слово в пол уха слушай, через другое выпускай, не оставляя в нутре своём.
- Слов своих на землю не роняй, не разбрасывай.
- Сам свой рот, кормя и воспитывая, живи.
- День длинен, год долог. говоря. не живи. Срок человеческой жизни на земле знай.
- Двуногому ни в чём не уступай, завистливому не подражай, безрассудного тропу не выбирай для своего пути, хорошего человека себе в напарники - друзья ищи.
- Очаг свой разожги, ребёнка роди, скотину расти - корнем человека будь.
- Традиции Иты, запреты - обереги Одё, выполняя, живи.
Вышеизложенные традиции можно использовать на уроках истории,
обществознания,
экологии и национальной культуры в форме диспутов, урока размышления, урока -
заповеди. На уроках - диспутах можно соотнести старые и новые нормы поведения
человека в природной среде; провести аналогии, сравнения и выделение
существенного. Эти уроки могут способствовать систематизации знаний, которые
находились в сознании учащихся в отрывочном состоянии и оказать на личность учащихся
сильное эмоциональное воздействие, пробуждая и
усиливая интерес к народным традициям, а также создают условия для целостного
восприятия жизни.
В
осуществлении экологического образования мы нашли, как нам кажется, один из
эффективных путей это - увязывание экологического образования с этнографией
своего народа. Исходя, из этого мы разработали эколого-этнографическую программу
«Дэрэр»(Истоки), которая связана с реализацией идей Концепции обновления и
развития национальной школы в Республике Саха (Якутия). Абсолютная ценность
концепции, по нашим понятиям, составляет идея возрождения древних, почти забытых
и утраченных народных традиций духовной и
материальной культуры. В соответствии с нею мы всесторонне изучаем народные
природоохранительные традиции. Многие из них как выясняется, забываются и
утрачиваются безвозвратно.
А
ведь они имеют огромную воспитательную ценность, так как возрождённые народные
традиции сделали бы процесс формирования экологического поведения школьников
более предсказуемым.
Наша работа по возрождению утраченных народных традиций проводится по трём
направлениям: с учащимися, родителями и учителями.
Работу с учащимися начали с психологической подготовки, для восприятия ими всего нового, что связано с возрождением народных традиций. Пока учащиеся успешно воспринимают всё новое, что внедряется в школьную жизнь. Самое главное, что их активность поддерживается тем, что они поставлены в позицию самостоятельных и равноправных субъектов организации процесса. Без соблюдения этого условия дети будут игнорировать всё, что рекомендуется, считая как бы посторонними, навязываемыми взрослыми.
Возрождение
народных природоохранительных традиций невозможно без участия родителей.
Они являются носителями и хранителями всех традиций. Как показывает мой опыт работы,
позиция родителей в использовании природоохранительных традиций в
педагогическом процессе должна иметь иной характер.
Мы привыкли, что родители должны помогать школе в организации учебно-воспитательного
процесса. Но времена меняются и вместе с ними восстанавливаются родительские
функции по отношению к детям. Общеизвестно, что личность ребёнка формируется и развивается
в семье. Поэтому школа обязана помогать семье в воспитании детей. В ракурсе этой
идеи я всегда обращаюсь за помощью к родителям.
Работа
с учителями является наиболее ответственным, так как от понимания ими значения
предпринимаемого дела зависит его качество. Начиная, работу со своими коллегами
я, прежде всего, исхожу из того, что учителя, как и поколение своих сверстников,
плохо знают народные природоохранительные традиции, слабо разбираются в них. И
каждый учитель, готовя научно-исследовательские работы со своими учениками, самостоятельно
добывая знания в меру своих возможностей, интерпретировали результаты с позиций
своего учебного предмета.
Для методической помощи для них организовывал ряд семинаров, которые способствовали
расширению, углублению и систематизации научно - исследовательской работы с
учащимися. Следующим этапом должна быть педагогическая интерпретация полученных
знаний в виде применения их на уроках, а также составление специальных программ
по экологическому просвещению учащихся в соответствии с содержанием учебного материала
своего предмета.
Важным
компонентом содержания этноэкологического образования является деятельность
учащихся, в которой формируются и развиваются их умения и навыки
интеллектуального и практического характера. В моей работе, как наиболее
рациональные, утвердились несколько видов экологической деятельности. Один из
них - игра, которая является основным видом в младших классах, дополнительным в
средних и вспомогательным в старших классах. Игра, как известно, формирует
опыт принятия экологически целесообразных решений, развивает понимание
психологии отношения к природе. Другой вид - учебная деятельность, которая
способствует освоению теории и практики взаимодействия человеческого общества и
природы. Третий вид - общественно - полезная деятельность и труд, которые
направлены на изучение, оценку состояния, улучшение и охрану природы.
Я подхожу к игре с позиции формирования этноэкологической культуры учащихся. Загадывание и разгадывание загадок о явлениях природы, об отношении людей к природе, о животных, растениях - любимое занятие, интеллектуальная игра для детей младшего возраста. Часто дети сами пытаются сочинять загадки, проявляя наблюдательность и изобретательность. Загадки используются на уроках, на занятиях практического характера, на воспитательных мероприятиях. В содержании загадок отражаются повадки животных, раскрываются отличительные черты явлений природы, что развивает в детях наблюдательность и восприимчивость.
Также часто используются сюжетно - ролевые игры. Например, в играх о цветах дети показывают не только то, чем отличаются цветы по внешнему виду, но и их целебные и другие свойства, способы их сбора, хранения и применения. а в играх о птицах, животных и рыбах их повадки, характер, роль и место в природе. Дети сочиняют сказки и ставят по ним сценки, которые очень нравятся им самим. Использование игр расковывает детей в общении друг с другом, в выражении своих мыслей, в проявлении фантазии и творчества. В своей практике я использую методики Д.Н.Кавтарадзе и Джозефа Корнелла, которые занимаются разработкой активных методов обучения как раз в области ролевых и имитационных игр.
Практическое
обеспечение природоохранительной деятельности невозможно без познавательной
деятельности, то есть без учебной деятельности, которая представляет собой
усвоение теории и практики одновременно. Выше мы подчеркнули, что
интегрированные курсы экологического образования в учебном плане кочевой школы
занимают важное место, так как они позволяют систематизировать все естественно
- научные знания, выделяя их природоохранительную направленность. Такая
систематизация необходима даже тогда, когда дети имеют возможность изучать,
наблюдать за природной средой в реальной действительности.
В
2004 году, чтобы приблизить учебно-воспитательную, природоохранительную работу
к реальной жизни, была создана специальная зона, где есть все условия для
изучения растительного, животного мира и этнографического исследования в
местности «Суруктаах хайа». Она была названа эколого-этнографическая тропа
«Суруктаах хайа» протяжённостью 8 км.
Эколого-этнографическая
тропа отвечает следующим требованиям: расположена в местности, доступной в
транспортном отношении; в ней много разновидностей растений, представителей животного
мира, различной почвы, водоёмов; имеется историко-археологический памятник;
хорошее место для отдыха жителей. На маршруте эколого-этнографической тропы
дети изучают объекты и явления
природы, овладевают умениями и навыками грамотного поведения на природе на
примере этнографических данных.
На тропе расположены 5 остановок: природоохранные традиции, охраны природы, лекарственные растения, памяти, ритуалов и обрядов. Это места со скамейками и
отгороженные, где дети получают инструктаж, обсуждают выполненные задания, играют, учатся правильно применять народные ритуалы и обряды и т.д.
1 остановка - народные ритуалы и обряды - она расположена возле кочевой школы, где есть обрядовая площадка. Здесь дети знакомятся и проводят ритуалы и обряды эвенков и саха.
2 остановка - охрана природы - она расположена на территории историко-археологического памятника. Дети здесь знакомятся с растительностью, проводят анализ почвы, знакомятся с лекарственными растениями.
3 остановка - зона особого внимания - она расположена на местности, где особенно видно антропогенное загрязнение. Дети здесь проводят экологические субботники и вывешивают сделанные ими же природоохранные плакаты.
4 остановка - охотничья - она расположена на том же месте. Здесь дети изучают охотничьи обряды, проводят соревнования по национальным видам спорта,
проводятся беседы о мужском характере и т.д.
5 остановка - охрана природы - 2 - она расположена на зоне наиболее подверженного антропогенному воздействию и служит полигоном для природоохранительных мероприятий.
Занятия, проводимые на эколого - этнографической тропе - это школа общения с природой, дающая не только знания о ней, но и практические навыки и умения обращаться с нею, оберегать её, помогать ей восстанавливаться.
При
поддержке педколлектива кочевой школы было решено расширить
экологическое образование через разработку общей эколого - этнографической
программы. Коллектив ЛЭЭКШ «Авданна» этой природоохранительной программой
стремится создать в школе единое этноэкологическое пространство. Вся система этноэкологического
образования и воспитания помимо уроков, эколого - этнографической тропы осуществляется
ещё через научно-исследовательскую работу учащихся и конкурс научно - практических
проектов. Все они являются единым педагогическим процессом, конечной целью которого
является формирование и развитие у учащихся этноэкологической культуры и этноповедения.
Завершающим этапом нашей эколого-этнографической программы является создание культурно-этнографического центра «Нэнури» (Возрождение). Он будет экспериментальной площадкой по внедрению в практику всех наших эколого-этнографических проектов по организации образовательного и духовного школьного туризма.
Руководитель летней этноэкологической кочевой школы «Авданна»
Сергей Семёнович Алексеев
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.