Роковой 1917 год для кубанского казачества.

  • Научные работы
  • docx
  • 07.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля имели серьёзные последствия: отречение императора, помимо всего прочего, разрушило централизованное управление казачьими войсками. Основная масса казачества длительное время находилась в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни - сказалась привычка к повиновению, авторитет командиров, слабое понимание политических программ. Между тем, политики имели своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской революции, когда казаки привлекались к несению полицейской службы и пресечению волнений.Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля имели серьёзные последствия: отречение императора, помимо всего прочего, разрушило централизованное управление казачьими войсками. Основная масса казачества длительное время находилась в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни - сказалась привычка к повиновению, авторитет командиров, слабое понимание политических программ. Между тем, политики имели своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской революции, когда казаки привлекались к несению полицейской службы и пресечению волнений. Уверенность в контрреволюционности казачества была свойственна и левым, и правым. А между тем, капиталистические отношения всё глубже проникали в казачью среду, разрушая сословие «изнутри». Но традиционное осознание себя как единой общности несколько консервировало этот процесс.
Иконка файла материала Роковой 1917 год для кубанского казачества..docx
Мишунькина Мария Сергеевна Учитель истории и обществознания  МАОУ СОШ № 2, г.Курганинска Эл.почта: rozalina    222@   yandex    .  ru Т.: 8­928­849­04­87 Роковой 1917 год для кубанского казачества. Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля   имели   серьёзные   последствия:   отречение   императора,   помимо всего   прочего,   разрушило   централизованное   управление   казачьими войсками.   Основная   масса   казачества   длительное   время   находилась   в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни ­ сказалась   привычка   к   повиновению,   авторитет   командиров,   слабое понимание   политических   программ.   Между   тем,   политики   имели   своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской   революции,   когда   казаки   привлекались   к   несению   полицейской службы   и   пресечению   волнений.   Уверенность   в   контрреволюционности казачества   была   свойственна   и   левым,   и   правым.   А   между   тем, капиталистические   отношения   всё   глубже   проникали   в   казачью   среду, разрушая сословие «изнутри». Но традиционное осознание себя как единой общности несколько консервировало этот процесс. Для кубанского казачества 1917 год не был Великим событием в его жизни, это рубеж, окрашенный багровым цветом крови. Русская революция и   последовавшая   Гражданская   война   1917­1920   гг.   характеризуются, прежде   всего,   Расколом   сложного, «многослойного» неоднородного российского общества на прямолинейную систему идентификации  «свой ­ чужой». Сословная и конфессиональная принадлежность,   политические   взгляды,   социальная   активность   или индифферентность   –   все   это   уступило   место   делению   на   «красных»   и «белых».   происшедшим   расколом. Трещина раскола неумолимо прошлась и по кубанскому казачеству, разделив его на сторонников новой Советской власти и тех, кто отстаивал завещанный предками уклад жизни, обычаи и традиции. На первоначальном этапе Гражданской войны основная масса казачества старалась соблюсти нейтралитет,   не   оказывая   явной   поддержки   ни   одной   из   сторон политического противостояния.Однако   после   первых   декретов   Советской   власти,   земельного передела   в   пользу   иногородних,   принудительной   реквизиции продовольствия,   позиция   основной   середняцкой   части   казачества претерпела   изменения,   и   неумолимый   маховик   революционного противостояния разбросал представителей кубанского казачества по разные стороны баррикад разгоравшейся Гражданской войны1. В память современного кубанского общества эти события впечатаны как «красный» и «белый» террор, кровь и пламя пожарищ, потеря близких людей. 1 марта 1918 г. красные войска вступили в Екатеринодар. В тот же день   было   арестовано   83   человека,   всех   задержанных   зарубили   или расстреляли без суда и следствия. Трупы зарыли в трех ямах в городе, в ряде   случаев   люди   оставались   еще   живыми,   что   подтвердили   затем свидетели и врачи. В числе убитых находились дети 14­16 лет и старики свыше   65   лет;   над   жертвами   издевались,   отрезали   пальцы   рук   и   ног   и обезображивали лица..2. 1 апреля 1918 г. в станицу Елизаветинскую после отхода   из   нее   Добровольческой   армии   вступили   отряды   красных.   В приспособленных под лазареты станичных училищах и школах оставались тяжелораненые и больные (всех вывезти не удалось) с врачами и сестрами милосердия3. 2 апреля в станице появился карательный отряд большевиков. В   женском   училище   большевик,   бывший   там   до   прихода   карательного отряда,   указал   на   нескольких   раненых   –   офицеров.   Красные   начали расстреливать и рубить всех подряд; один из них достал топор и действовал им.   Заведующий   двухклассным   Елизаветинским   училищем   и   казаки, жившие рядом, удостоверились, что большевики выгнали всех «вольных» из помещения   и,   поставив   к   дверям   и   воротам   стражу,   вошли   в   училище, откуда скоро послышались стоны и крики раненых. Через какое­то время большевики   начали   выходить   из   училища,  измазанные   кровью,  отмывали себя   и   свое   оружие,   топоры   и   лопаты   от   крови   в   стоявших   на   дворе корытах, а затем возвращались продолжать свое кровавое дело. 31 мая из Екатеринодарской областной тюрьмы вывели и расстреляли из пулеметов казаков станицы Новотитаровской    лиц, всего 76 человек. Часть трупов зарыли в яму, а не поместившихся в яме сбросили в реку Кубань..4. 1 Борьба за власть Советов на Дону. - Сборник документов.-Ростов-на-Дону: Книжн. изд-во, 1957.-527с. 2 Венков А.В., Водолацкий В.П. История казачества России. Ростов/Д, Изд­во РГУ, 2001, 504 с. 3 Великая Октябрьская социалистическая революция.­ Хроника событий.­ В 4­х т.­ Т.З.­ М.:  Изд­во АН СССР, I960.­ 590 с....В феврале 1918 г. красные вошли в Армавир и первым в городе убили командира 18­го Кубанского пластунского батальона. Шесть дней труп   офицера   лежал   на   улице,   собаки   рвали   его   на   части.   Спустя   два месяца толпой солдат казнены 12 офицеров; 79 арестованных офицеров, переданных   в   распоряжение   командира   советского   саперного   батальона, пропали   без   вести.   Более   500   мирных   армавирских   жителей   закололи штыками,   изрубили   шашками   и   расстреляли...   До   сентября   1918   г. красными убито в Армавире 1342 человека... И такое творилось в каждой станице и в каждом городе на Кубани... Собрали   свой   «налог   на   смерть»   красные   победители   и   после завершения Гражданской войны на Кубани. Части Кубанской армии белых, сдавшиеся   в   плен   в   районе   Адлера   весной   1920   года,   и   поверившие заверениям красного командования об амнистии, были цинично обмануты. Рядовой   состав   вместо   родных   семей   отправился   на   советско­польский фронт, а офицерство на Соловки, и жить им оставалось не очень долго5. Кровавую   дань   принесло   кубанское   казачество   после   неудачного десанта генерала Улагая из Крыма в августе 1920 года. Части генерала Улагая   ушли   назад   в  Крым,  а  в  кубанских   станицах   начались   расправы красных с местным населением. 6 тысяч офицеров и военных чиновников Кубанского   казачьего   Войска,   большевики   гнали   через   Москву   в Архангельскую губернию эшелоны с урядниками – за Урал. Прибывших в Архангельск   в   августе­сентябре   1920­го,   партиями   грузили   в   закрытые баржи, вывозили вверх по Северной Двине и расстреливали на пустырях из пулеметов. Затем баржи возвращались, в них грузили следующих и так – пока не уничтожили все шесть тысяч6. Историки до сих пор спорят о цифрах потерь кубанского казачества в это страшное, а не великое время. И цифры эти разные, от 330 000 до 1,5 миллионов казаков, но разве в них дело? А как измерить горе, которое вошло почти во все кубанские семьи? А разве возможно измерить страх, ненависть, ожесточение, которые воцарились в душах кубанских казаков? Но, безусловно, и другое: 1917 год кардинально изменил жизнь кубанского казачества.   Революция   и   Гражданская   война   1917­1920   гг.   являются причинно­следственным механизмом всех последующих трансформаций в 4 Борьба за власть Советов на Дону. ­ Сборник документов.­Ростов­на­Дону: Книжн. изд­во, 1957.­527с. 5 Венков А.В., Водолацкий В.П. История казачества России. Ростов/Д, Изд­во РГУ, 2001, 504 с. 6 Борьба за Советскую власть на Кубани в 1917­1920г.г.­Сборник документов и материалов.­ Краснодар: Книжн. изд­во, 1957.­436с.жизни кубанского казачества в ХХ веке. Последовавшая после поражения Белой армии на Юге России эмиграция стала следующим испытанием на твердость казачьего духа. Эмиграция с ее бытовой и материальной неустроенностью, статусно­ гражданской   неопределенностью,   вошла   в   судьбу   кубанского   казачества как   время   лишений   и   испытаний.   Вместо   зримого   врага   приходилось противостоять голоду, безработице, изматывающей тоске по Родине. Таким образом,  Революция  1917  года   и   последовавшая   в  1920  году   эмиграция кубанского казачества связаны одной исторической нитью. Для той части кубанского казачества, которая осталась на Кубани и пыталась   интегрироваться   в   новые   условия   жизни   после   Гражданской войны,   Имя   и   Образ   Революции   1917   года   вбивались   в   память безапелляционными   действиями,   резолюциями   и   политикой   Советской власти. В 20­30 гг. ХХ века на территориях традиционного проживания казачьего   населения,   в   том   числе   и   на   Кубани,   проводилась   политика «расказачивания»7. Можно   говорить   только   о   приблизительных   цифрах   подвергшихся репрессиям кубанских казаков в период расказачивания на Кубани, разброс данных составляет от 42 до 58 тысяч человек. По неполным данным, только по линии карательных органов (ОГПУ, НКВД) было репрессировано в 1930­ е гг. свыше 42 тыс. человек, в подтверждение этого говорит тот факт, что за 1989­2005 годы в Краснодарском крае пересмотрено 41 700 уголовных дел, заведенных на 57 950 человек (43 650 реабилитировано; в реабилитации отказано 14 300 осужденным)8. От имени и во имя Революции 1917 года кубанское казачество, как и другие   российские   казачьи   образования,   уничтожалось   физически, стирались людские судьбы, выкорчевывалась казачья ментальность. Эхо Революции и Гражданской войны 1917–1920 гг. вернется через два   десятилетия,   обернувшись   язвой   коллаборационизма   кубанского казачества   в   период   Второй   мировой   войны.   Среди   множества   причин такого   сложного   явления,   как   отечественный   коллаборационизм,   будут ярко выделяться две: идейно­политическая непримиримость с Советской властью проигравших в Гражданской войне и оказавшихся в эмиграции, в том   числе   и   кубанских   казаков,   и   желание   предъявить   свой   счет   к Советской власти тех, кто пострадал от нее в период 1920­1930­х гг. Обе 7 Там же. С. 444 8 Великая Октябрьская социалистическая революция.­ Документы и материалы.­  Триумфальное шествие Советской власти,­ В 2­х частях. Часть первая,­ М.: Изд­во АН СССР,  1963 .­473с.указанные   причины   участия   кубанских   казаков   в   коллаборационистком процессе, помимо объективных исторических факторов, основываются еще и на эмоционально­чувственной сфере. В данном случае на исторический процесс   оказывали   влияние   социально­психологические   механизмы трансформации   казачества   из   жертвы   Советской   власти   в   участника противостояния этой власти9. Широкомасштабные агрессивные действия в отношении себя, своей исторической памяти, своего места в жизни страны, которые были вызваны Русской   революцией   и   Гражданской   войной   1917–1920   гг.,   кубанское казачество   не   могло   забыть   или   воспринять   как   несущественные.   На духовном плане бытия кубанского казачества продолжал функционировать механизм   сохранения   исторической   памяти,   особенности   культуры, менталитет. В   период   существования   советского   государства   представители кубанского казачества, несмотря на процесс формирования человека новой советской   формации,   сумели   сохранить   сведения   об   историческом прошлом,   о   своем   жизненном   опыте   и   передать   их   своим   потомкам.   В условиях   открытости   и   доступности   архивных   источников   современной России   семейные   предания   и   рассказы   получили   документальное подтверждение   непростой,   а   иногда   трагической   судьбы   кубанского казачества, сложившейся в силу революционных трансформаций 1917 года и последующих десятилетий. Поэтому,   несмотря   на   страстное   желание   «власть   придержащих» представить Революцию 1917 года как Великое Событие в жизни страны. Трагедия 1917 года еще долго будет напоминать о себе багровыми бликами беды   и   горя,   которые   пережило   кубанское   казачество.  В   то   же   время казачество понесло невосполнимые потери ­ было выбито почти полностью офицерство,   погибла   значительная   часть   казачьей   интеллигенции. Множество   станиц   было   уничтожено.   Значительное   количество   казаков оказалось   в   эмиграции.   Политическое   подозрение   в   отношении   казаков осталось надолго. Причастность, хотя бы косвенная, к белому казачеству или повстанческому движению оставляла клеймо на всю оставшуюся жизнь. В ряде районов большое число казаков было лишено избирательных прав. На долгие годы под запрет попало все, что напоминало о казачестве.  9 Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов/Д., Изд­во облИУУ.,  1995, 192 с.