Роковой 1917 год для кубанского казачества.
Оценка 4.9

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
история
10 кл
07.11.2017
Роковой 1917 год для кубанского казачества.
Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля имели серьёзные последствия: отречение императора, помимо всего прочего, разрушило централизованное управление казачьими войсками. Основная масса казачества длительное время находилась в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни - сказалась привычка к повиновению, авторитет командиров, слабое понимание политических программ. Между тем, политики имели своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской революции, когда казаки привлекались к несению полицейской службы и пресечению волнений.Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля имели серьёзные последствия: отречение императора, помимо всего прочего, разрушило централизованное управление казачьими войсками. Основная масса казачества длительное время находилась в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни - сказалась привычка к повиновению, авторитет командиров, слабое понимание политических программ. Между тем, политики имели своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской революции, когда казаки привлекались к несению полицейской службы и пресечению волнений. Уверенность в контрреволюционности казачества была свойственна и левым, и правым. А между тем, капиталистические отношения всё глубже проникали в казачью среду, разрушая сословие «изнутри». Но традиционное осознание себя как единой общности несколько консервировало этот процесс.
Роковой 1917 год для кубанского казачества..docx
Мишунькина Мария Сергеевна Учитель истории и обществознания  МАОУ СОШ № 2, г.Курганинска Эл.почта: rozalina    222@   yandex    .  ru Т.: 8­928­849­04­87 Роковой 1917 год для кубанского казачества. Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля   имели   серьёзные   последствия:   отречение   императора,   помимо всего   прочего,   разрушило   централизованное   управление   казачьими войсками.   Основная   масса   казачества   длительное   время   находилась   в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни ­ сказалась   привычка   к   повиновению,   авторитет   командиров,   слабое понимание   политических   программ.   Между   тем,   политики   имели   своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской   революции,   когда   казаки   привлекались   к   несению   полицейской службы   и   пресечению   волнений.   Уверенность   в   контрреволюционности казачества   была   свойственна   и   левым,   и   правым.   А   между   тем, капиталистические   отношения   всё   глубже   проникали   в   казачью   среду, разрушая сословие «изнутри». Но традиционное осознание себя как единой общности несколько консервировало этот процесс. Для кубанского казачества 1917 год не был Великим событием в его жизни, это рубеж, окрашенный багровым цветом крови. Русская революция и   последовавшая   Гражданская   война   1917­1920   гг.   характеризуются, прежде   всего,   Расколом   сложного, «многослойного» неоднородного российского общества на прямолинейную систему идентификации  «свой ­ чужой». Сословная и конфессиональная принадлежность,   политические   взгляды,   социальная   активность   или индифферентность   –   все   это   уступило   место   делению   на   «красных»   и «белых».   происшедшим   расколом. Трещина раскола неумолимо прошлась и по кубанскому казачеству, разделив его на сторонников новой Советской власти и тех, кто отстаивал завещанный предками уклад жизни, обычаи и традиции. На первоначальном этапе Гражданской войны основная масса казачества старалась соблюсти нейтралитет,   не   оказывая   явной   поддержки   ни   одной   из   сторон политического противостояния. Однако   после   первых   декретов   Советской   власти,   земельного передела   в   пользу   иногородних,   принудительной   реквизиции продовольствия,   позиция   основной   середняцкой   части   казачества претерпела   изменения,   и   неумолимый   маховик   революционного противостояния разбросал представителей кубанского казачества по разные стороны баррикад разгоравшейся Гражданской войны1. В память современного кубанского общества эти события впечатаны как «красный» и «белый» террор, кровь и пламя пожарищ, потеря близких людей. 1 марта 1918 г. красные войска вступили в Екатеринодар. В тот же день   было   арестовано   83   человека,   всех   задержанных   зарубили   или расстреляли без суда и следствия. Трупы зарыли в трех ямах в городе, в ряде   случаев   люди   оставались   еще   живыми,   что   подтвердили   затем свидетели и врачи. В числе убитых находились дети 14­16 лет и старики свыше   65   лет;   над   жертвами   издевались,   отрезали   пальцы   рук   и   ног   и обезображивали лица..2. 1 апреля 1918 г. в станицу Елизаветинскую после отхода   из   нее   Добровольческой   армии   вступили   отряды   красных.   В приспособленных под лазареты станичных училищах и школах оставались тяжелораненые и больные (всех вывезти не удалось) с врачами и сестрами милосердия3. 2 апреля в станице появился карательный отряд большевиков. В   женском   училище   большевик,   бывший   там   до   прихода   карательного отряда,   указал   на   нескольких   раненых   –   офицеров.   Красные   начали расстреливать и рубить всех подряд; один из них достал топор и действовал им.   Заведующий   двухклассным   Елизаветинским   училищем   и   казаки, жившие рядом, удостоверились, что большевики выгнали всех «вольных» из помещения   и,   поставив   к   дверям   и   воротам   стражу,   вошли   в   училище, откуда скоро послышались стоны и крики раненых. Через какое­то время большевики   начали   выходить   из   училища,  измазанные   кровью,  отмывали себя   и   свое   оружие,   топоры   и   лопаты   от   крови   в   стоявших   на   дворе корытах, а затем возвращались продолжать свое кровавое дело. 31 мая из Екатеринодарской областной тюрьмы вывели и расстреляли из пулеметов казаков станицы Новотитаровской    лиц, всего 76 человек. Часть трупов зарыли в яму, а не поместившихся в яме сбросили в реку Кубань..4. 1 Борьба за власть Советов на Дону. - Сборник документов.-Ростов-на-Дону: Книжн. изд-во, 1957.-527с. 2 Венков А.В., Водолацкий В.П. История казачества России. Ростов/Д, Изд­во РГУ, 2001, 504 с. 3 Великая Октябрьская социалистическая революция.­ Хроника событий.­ В 4­х т.­ Т.З.­ М.:  Изд­во АН СССР, I960.­ 590 с. ...В феврале 1918 г. красные вошли в Армавир и первым в городе убили командира 18­го Кубанского пластунского батальона. Шесть дней труп   офицера   лежал   на   улице,   собаки   рвали   его   на   части.   Спустя   два месяца толпой солдат казнены 12 офицеров; 79 арестованных офицеров, переданных   в   распоряжение   командира   советского   саперного   батальона, пропали   без   вести.   Более   500   мирных   армавирских   жителей   закололи штыками,   изрубили   шашками   и   расстреляли...   До   сентября   1918   г. красными убито в Армавире 1342 человека... И такое творилось в каждой станице и в каждом городе на Кубани... Собрали   свой   «налог   на   смерть»   красные   победители   и   после завершения Гражданской войны на Кубани. Части Кубанской армии белых, сдавшиеся   в   плен   в   районе   Адлера   весной   1920   года,   и   поверившие заверениям красного командования об амнистии, были цинично обмануты. Рядовой   состав   вместо   родных   семей   отправился   на   советско­польский фронт, а офицерство на Соловки, и жить им оставалось не очень долго5. Кровавую   дань   принесло   кубанское   казачество   после   неудачного десанта генерала Улагая из Крыма в августе 1920 года. Части генерала Улагая   ушли   назад   в  Крым,  а  в  кубанских   станицах   начались   расправы красных с местным населением. 6 тысяч офицеров и военных чиновников Кубанского   казачьего   Войска,   большевики   гнали   через   Москву   в Архангельскую губернию эшелоны с урядниками – за Урал. Прибывших в Архангельск   в   августе­сентябре   1920­го,   партиями   грузили   в   закрытые баржи, вывозили вверх по Северной Двине и расстреливали на пустырях из пулеметов. Затем баржи возвращались, в них грузили следующих и так – пока не уничтожили все шесть тысяч6. Историки до сих пор спорят о цифрах потерь кубанского казачества в это страшное, а не великое время. И цифры эти разные, от 330 000 до 1,5 миллионов казаков, но разве в них дело? А как измерить горе, которое вошло почти во все кубанские семьи? А разве возможно измерить страх, ненависть, ожесточение, которые воцарились в душах кубанских казаков? Но, безусловно, и другое: 1917 год кардинально изменил жизнь кубанского казачества.   Революция   и   Гражданская   война   1917­1920   гг.   являются причинно­следственным механизмом всех последующих трансформаций в 4 Борьба за власть Советов на Дону. ­ Сборник документов.­Ростов­на­Дону: Книжн. изд­во, 1957.­527с. 5 Венков А.В., Водолацкий В.П. История казачества России. Ростов/Д, Изд­во РГУ, 2001, 504 с. 6 Борьба за Советскую власть на Кубани в 1917­1920г.г.­Сборник документов и материалов.­ Краснодар: Книжн. изд­во, 1957.­436с. жизни кубанского казачества в ХХ веке. Последовавшая после поражения Белой армии на Юге России эмиграция стала следующим испытанием на твердость казачьего духа. Эмиграция с ее бытовой и материальной неустроенностью, статусно­ гражданской   неопределенностью,   вошла   в   судьбу   кубанского   казачества как   время   лишений   и   испытаний.   Вместо   зримого   врага   приходилось противостоять голоду, безработице, изматывающей тоске по Родине. Таким образом,  Революция  1917  года   и   последовавшая   в  1920  году   эмиграция кубанского казачества связаны одной исторической нитью. Для той части кубанского казачества, которая осталась на Кубани и пыталась   интегрироваться   в   новые   условия   жизни   после   Гражданской войны,   Имя   и   Образ   Революции   1917   года   вбивались   в   память безапелляционными   действиями,   резолюциями   и   политикой   Советской власти. В 20­30 гг. ХХ века на территориях традиционного проживания казачьего   населения,   в   том   числе   и   на   Кубани,   проводилась   политика «расказачивания»7. Можно   говорить   только   о   приблизительных   цифрах   подвергшихся репрессиям кубанских казаков в период расказачивания на Кубани, разброс данных составляет от 42 до 58 тысяч человек. По неполным данным, только по линии карательных органов (ОГПУ, НКВД) было репрессировано в 1930­ е гг. свыше 42 тыс. человек, в подтверждение этого говорит тот факт, что за 1989­2005 годы в Краснодарском крае пересмотрено 41 700 уголовных дел, заведенных на 57 950 человек (43 650 реабилитировано; в реабилитации отказано 14 300 осужденным)8. От имени и во имя Революции 1917 года кубанское казачество, как и другие   российские   казачьи   образования,   уничтожалось   физически, стирались людские судьбы, выкорчевывалась казачья ментальность. Эхо Революции и Гражданской войны 1917–1920 гг. вернется через два   десятилетия,   обернувшись   язвой   коллаборационизма   кубанского казачества   в   период   Второй   мировой   войны.   Среди   множества   причин такого   сложного   явления,   как   отечественный   коллаборационизм,   будут ярко выделяться две: идейно­политическая непримиримость с Советской властью проигравших в Гражданской войне и оказавшихся в эмиграции, в том   числе   и   кубанских   казаков,   и   желание   предъявить   свой   счет   к Советской власти тех, кто пострадал от нее в период 1920­1930­х гг. Обе 7 Там же. С. 444 8 Великая Октябрьская социалистическая революция.­ Документы и материалы.­  Триумфальное шествие Советской власти,­ В 2­х частях. Часть первая,­ М.: Изд­во АН СССР,  1963 .­473с. указанные   причины   участия   кубанских   казаков   в   коллаборационистком процессе, помимо объективных исторических факторов, основываются еще и на эмоционально­чувственной сфере. В данном случае на исторический процесс   оказывали   влияние   социально­психологические   механизмы трансформации   казачества   из   жертвы   Советской   власти   в   участника противостояния этой власти9. Широкомасштабные агрессивные действия в отношении себя, своей исторической памяти, своего места в жизни страны, которые были вызваны Русской   революцией   и   Гражданской   войной   1917–1920   гг.,   кубанское казачество   не   могло   забыть   или   воспринять   как   несущественные.   На духовном плане бытия кубанского казачества продолжал функционировать механизм   сохранения   исторической   памяти,   особенности   культуры, менталитет. В   период   существования   советского   государства   представители кубанского казачества, несмотря на процесс формирования человека новой советской   формации,   сумели   сохранить   сведения   об   историческом прошлом,   о   своем   жизненном   опыте   и   передать   их   своим   потомкам.   В условиях   открытости   и   доступности   архивных   источников   современной России   семейные   предания   и   рассказы   получили   документальное подтверждение   непростой,   а   иногда   трагической   судьбы   кубанского казачества, сложившейся в силу революционных трансформаций 1917 года и последующих десятилетий. Поэтому,   несмотря   на   страстное   желание   «власть   придержащих» представить Революцию 1917 года как Великое Событие в жизни страны. Трагедия 1917 года еще долго будет напоминать о себе багровыми бликами беды   и   горя,   которые   пережило   кубанское   казачество.  В   то   же   время казачество понесло невосполнимые потери ­ было выбито почти полностью офицерство,   погибла   значительная   часть   казачьей   интеллигенции. Множество   станиц   было   уничтожено.   Значительное   количество   казаков оказалось   в   эмиграции.   Политическое   подозрение   в   отношении   казаков осталось надолго. Причастность, хотя бы косвенная, к белому казачеству или повстанческому движению оставляла клеймо на всю оставшуюся жизнь. В ряде районов большое число казаков было лишено избирательных прав. На долгие годы под запрет попало все, что напоминало о казачестве.  9 Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов/Д., Изд­во облИУУ.,  1995, 192 с.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.

Роковой 1917 год для кубанского казачества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017