Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля имели серьёзные последствия: отречение императора, помимо всего прочего, разрушило централизованное управление казачьими войсками. Основная масса казачества длительное время находилась в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни - сказалась привычка к повиновению, авторитет командиров, слабое понимание политических программ. Между тем, политики имели своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской революции, когда казаки привлекались к несению полицейской службы и пресечению волнений.Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События Февраля имели серьёзные последствия: отречение императора, помимо всего прочего, разрушило централизованное управление казачьими войсками. Основная масса казачества длительное время находилась в неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни - сказалась привычка к повиновению, авторитет командиров, слабое понимание политических программ. Между тем, политики имели своё видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой русской революции, когда казаки привлекались к несению полицейской службы и пресечению волнений. Уверенность в контрреволюционности казачества была свойственна и левым, и правым. А между тем, капиталистические отношения всё глубже проникали в казачью среду, разрушая сословие «изнутри». Но традиционное осознание себя как единой общности несколько консервировало этот процесс.
Мишунькина Мария Сергеевна
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 2, г.Курганинска
Эл.почта: rozalina
222@
yandex
. ru
Т.: 89288490487
Роковой 1917 год для кубанского казачества.
Рубежным и судьбоносным для казачества стал 1917 год. События
Февраля имели серьёзные последствия: отречение императора, помимо
всего прочего, разрушило централизованное управление казачьими
войсками. Основная масса казачества длительное время находилась в
неопределённом состоянии, не принимала участия в политической жизни
сказалась привычка к повиновению, авторитет командиров, слабое
понимание политических программ. Между тем, политики имели своё
видение позиций казаков, скорее всего обусловленное событиями первой
русской революции, когда казаки привлекались к несению полицейской
службы и пресечению волнений. Уверенность в контрреволюционности
казачества была свойственна и левым, и правым. А между тем,
капиталистические отношения всё глубже проникали в казачью среду,
разрушая сословие «изнутри». Но традиционное осознание себя как единой
общности несколько консервировало этот процесс.
Для кубанского казачества 1917 год не был Великим событием в его
жизни, это рубеж, окрашенный багровым цветом крови. Русская революция
и последовавшая Гражданская война 19171920 гг. характеризуются,
прежде всего,
Расколом сложного,
«многослойного» неоднородного российского общества на прямолинейную
систему идентификации «свой чужой». Сословная и конфессиональная
принадлежность, политические взгляды, социальная активность или
индифферентность – все это уступило место делению на «красных» и
«белых».
происшедшим расколом.
Трещина раскола неумолимо прошлась и по кубанскому казачеству,
разделив его на сторонников новой Советской власти и тех, кто отстаивал
завещанный предками уклад жизни, обычаи и традиции. На первоначальном
этапе Гражданской войны основная масса казачества старалась соблюсти
нейтралитет, не оказывая явной поддержки ни одной из сторон
политического противостояния.Однако после первых декретов Советской власти, земельного
передела в пользу иногородних,
принудительной реквизиции
продовольствия, позиция основной середняцкой части казачества
претерпела изменения,
и неумолимый маховик революционного
противостояния разбросал представителей кубанского казачества по разные
стороны баррикад разгоравшейся Гражданской войны1.
В память современного кубанского общества эти события впечатаны
как «красный» и «белый» террор, кровь и пламя пожарищ, потеря близких
людей. 1 марта 1918 г. красные войска вступили в Екатеринодар. В тот же
день было арестовано 83 человека, всех задержанных зарубили или
расстреляли без суда и следствия. Трупы зарыли в трех ямах в городе, в
ряде случаев люди оставались еще живыми, что подтвердили затем
свидетели и врачи. В числе убитых находились дети 1416 лет и старики
свыше 65 лет; над жертвами издевались, отрезали пальцы рук и ног и
обезображивали лица..2. 1 апреля 1918 г. в станицу Елизаветинскую после
отхода из нее Добровольческой армии вступили отряды красных. В
приспособленных под лазареты станичных училищах и школах оставались
тяжелораненые и больные (всех вывезти не удалось) с врачами и сестрами
милосердия3. 2 апреля в станице появился карательный отряд большевиков.
В женском училище большевик, бывший там до прихода карательного
отряда, указал на нескольких раненых – офицеров. Красные начали
расстреливать и рубить всех подряд; один из них достал топор и действовал
им. Заведующий двухклассным Елизаветинским училищем и казаки,
жившие рядом, удостоверились, что большевики выгнали всех «вольных» из
помещения и, поставив к дверям и воротам стражу, вошли в училище,
откуда скоро послышались стоны и крики раненых. Через какоето время
большевики начали выходить из училища, измазанные кровью, отмывали
себя и свое оружие, топоры и лопаты от крови в стоявших на дворе
корытах, а затем возвращались продолжать свое кровавое дело. 31 мая из
Екатеринодарской областной тюрьмы вывели и расстреляли из пулеметов
казаков станицы Новотитаровской лиц, всего 76 человек. Часть трупов
зарыли в яму, а не поместившихся в яме сбросили в реку Кубань..4.
1 Борьба за власть Советов на Дону. - Сборник документов.-Ростов-на-Дону: Книжн. изд-во,
1957.-527с.
2 Венков А.В., Водолацкий В.П. История казачества России. Ростов/Д, Издво РГУ, 2001, 504 с.
3 Великая Октябрьская социалистическая революция. Хроника событий. В 4х т. Т.З. М.:
Издво АН СССР, I960. 590 с....В феврале 1918 г. красные вошли в Армавир и первым в городе
убили командира 18го Кубанского пластунского батальона. Шесть дней
труп офицера лежал на улице, собаки рвали его на части. Спустя два
месяца толпой солдат казнены 12 офицеров; 79 арестованных офицеров,
переданных в распоряжение командира советского саперного батальона,
пропали без вести. Более 500 мирных армавирских жителей закололи
штыками, изрубили шашками и расстреляли... До сентября 1918 г.
красными убито в Армавире 1342 человека... И такое творилось в каждой
станице и в каждом городе на Кубани...
Собрали свой «налог на смерть» красные победители и после
завершения Гражданской войны на Кубани. Части Кубанской армии белых,
сдавшиеся в плен в районе Адлера весной 1920 года, и поверившие
заверениям красного командования об амнистии, были цинично обмануты.
Рядовой состав вместо родных семей отправился на советскопольский
фронт, а офицерство на Соловки, и жить им оставалось не очень долго5.
Кровавую дань принесло кубанское казачество после неудачного
десанта генерала Улагая из Крыма в августе 1920 года. Части генерала
Улагая ушли назад в Крым, а в кубанских станицах начались расправы
красных с местным населением. 6 тысяч офицеров и военных чиновников
Кубанского казачьего Войска, большевики гнали через Москву в
Архангельскую губернию эшелоны с урядниками – за Урал. Прибывших в
Архангельск в августесентябре 1920го, партиями грузили в закрытые
баржи, вывозили вверх по Северной Двине и расстреливали на пустырях из
пулеметов. Затем баржи возвращались, в них грузили следующих и так –
пока не уничтожили все шесть тысяч6.
Историки до сих пор спорят о цифрах потерь кубанского казачества в
это страшное, а не великое время. И цифры эти разные, от 330 000 до 1,5
миллионов казаков, но разве в них дело? А как измерить горе, которое
вошло почти во все кубанские семьи? А разве возможно измерить страх,
ненависть, ожесточение, которые воцарились в душах кубанских казаков?
Но, безусловно, и другое: 1917 год кардинально изменил жизнь кубанского
казачества. Революция и Гражданская война 19171920 гг. являются
причинноследственным механизмом всех последующих трансформаций в
4 Борьба за власть Советов на Дону. Сборник документов.РостовнаДону: Книжн. издво, 1957.527с.
5 Венков А.В., Водолацкий В.П. История казачества России. Ростов/Д, Издво РГУ, 2001, 504 с.
6 Борьба за Советскую власть на Кубани в 19171920г.г.Сборник документов и материалов.
Краснодар: Книжн. издво, 1957.436с.жизни кубанского казачества в ХХ веке. Последовавшая после поражения
Белой армии на Юге России эмиграция стала следующим испытанием на
твердость казачьего духа.
Эмиграция с ее бытовой и материальной неустроенностью, статусно
гражданской неопределенностью, вошла в судьбу кубанского казачества
как время лишений и испытаний. Вместо зримого врага приходилось
противостоять голоду, безработице, изматывающей тоске по Родине. Таким
образом, Революция 1917 года и последовавшая в 1920 году эмиграция
кубанского казачества связаны одной исторической нитью.
Для той части кубанского казачества, которая осталась на Кубани и
пыталась интегрироваться в новые условия жизни после Гражданской
войны, Имя и Образ Революции 1917 года вбивались в память
безапелляционными действиями, резолюциями и политикой Советской
власти. В 2030 гг. ХХ века на территориях традиционного проживания
казачьего населения, в том числе и на Кубани, проводилась политика
«расказачивания»7.
Можно говорить только о приблизительных цифрах подвергшихся
репрессиям кубанских казаков в период расказачивания на Кубани, разброс
данных составляет от 42 до 58 тысяч человек. По неполным данным, только
по линии карательных органов (ОГПУ, НКВД) было репрессировано в 1930
е гг. свыше 42 тыс. человек, в подтверждение этого говорит тот факт, что за
19892005 годы в Краснодарском крае пересмотрено 41 700 уголовных дел,
заведенных на 57 950 человек (43 650 реабилитировано; в реабилитации
отказано 14 300 осужденным)8.
От имени и во имя Революции 1917 года кубанское казачество, как и
другие российские казачьи образования, уничтожалось физически,
стирались людские судьбы, выкорчевывалась казачья ментальность.
Эхо Революции и Гражданской войны 1917–1920 гг. вернется через
два десятилетия, обернувшись язвой коллаборационизма кубанского
казачества в период Второй мировой войны. Среди множества причин
такого сложного явления, как отечественный коллаборационизм, будут
ярко выделяться две: идейнополитическая непримиримость с Советской
властью проигравших в Гражданской войне и оказавшихся в эмиграции, в
том числе и кубанских казаков, и желание предъявить свой счет к
Советской власти тех, кто пострадал от нее в период 19201930х гг. Обе
7 Там же. С. 444
8 Великая Октябрьская социалистическая революция. Документы и материалы.
Триумфальное шествие Советской власти, В 2х частях. Часть первая, М.: Издво АН СССР,
1963 .473с.указанные причины участия кубанских казаков в коллаборационистком
процессе, помимо объективных исторических факторов, основываются еще
и на эмоциональночувственной сфере. В данном случае на исторический
процесс оказывали влияние социальнопсихологические механизмы
трансформации казачества из жертвы Советской власти в участника
противостояния этой власти9.
Широкомасштабные агрессивные действия в отношении себя, своей
исторической памяти, своего места в жизни страны, которые были вызваны
Русской революцией и Гражданской войной 1917–1920 гг., кубанское
казачество не могло забыть или воспринять как несущественные. На
духовном плане бытия кубанского казачества продолжал функционировать
механизм сохранения исторической памяти, особенности культуры,
менталитет.
В период существования советского государства представители
кубанского казачества, несмотря на процесс формирования человека новой
советской формации, сумели сохранить сведения об историческом
прошлом, о своем жизненном опыте и передать их своим потомкам. В
условиях открытости и доступности архивных источников современной
России семейные предания и рассказы получили документальное
подтверждение непростой, а иногда трагической судьбы кубанского
казачества, сложившейся в силу революционных трансформаций 1917 года
и последующих десятилетий.
Поэтому, несмотря на страстное желание «власть придержащих»
представить Революцию 1917 года как Великое Событие в жизни страны.
Трагедия 1917 года еще долго будет напоминать о себе багровыми бликами
беды и горя, которые пережило кубанское казачество. В то же время
казачество понесло невосполнимые потери было выбито почти полностью
офицерство, погибла значительная часть казачьей интеллигенции.
Множество станиц было уничтожено. Значительное количество казаков
оказалось в эмиграции. Политическое подозрение в отношении казаков
осталось надолго. Причастность, хотя бы косвенная, к белому казачеству
или повстанческому движению оставляла клеймо на всю оставшуюся жизнь.
В ряде районов большое число казаков было лишено избирательных прав.
На долгие годы под запрет попало все, что напоминало о казачестве.
9 Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов/Д., Издво облИУУ.,
1995, 192 с.