Особенности дополнительного образования и её роль в современном языковом образовании.
Дополнительное образование по английскому языку важный учебно-воспитательный процесс. Дополнительное образование даёт возможность использования потенциальной возможности для получения учащимися более высокой результативности по предмету в школе. Занятие по английскому языку оказывает самое благоприятное воздействие на развитие детей, их познавательных и языковых способностей, помогает решению многих воспитательных и образовательных задач. Возможности влияния дополнительного образования по английскому языку на развитие личности учащихся поистине уникальны, у детей развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества, общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и другие. Кроме того, приобщение ребёнка с помощью дополнительных занятий по английскому языку к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Правильно организованные дополнительные занятия достаточно эмоциональны, способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и педагогом. На дополнительных занятиях развивается эмоциональная сфера ребенка, связанная с гуманистическими устремлениями: помогать слабым, спасать попадавших в беду и т.д. Эффективности обучения на дополнительном занятии способствует максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения. Для реализации целей дополнительного образования необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы занятие стало эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Дополнительное занятие является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. При выборе темы доклада я руководствовалась тем фактом, что, являясь педагогом дополнительного образования и учителем английского языка, я прекрасно понимаю всю значимость дополнительного образования в современной системе образования. Цель данной работы – это раскрыть и показать важность дополнительного образования во всех её аспектах в динамично развивающихся условиях нашей страны. К сожалению, на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся, а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Дополнительное образование в этом отношении имеет свои преимущества: педагог получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, а ребёнку даётся возможность самоутвердиться. Однако дополнительное образование не только углубляет и расширяет знания английского языка, развивает умения и совершенствует навыки коммуникативной деятельности, но и способствует раскрытию творческих способностей учащихся, их социокультурному развитию и, тем самым, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, учит толерантности, что особенно актуально в нашей многонациональной стране. Ведь в связи с интенсивными процессами социокультурной интеграции в современном мире возникает актуальная необходимость формировать и развивать у учащихся толерантное отношение к межкультурным различиям. Для повышения качества и уровня работы в школе полного дня мною была написана образовательная программа «Творческое развитие личности ребёнка посредством изучения английского языка», которая соответствует целям развивающего образования в системе дополнительного образования. Но кроме работы по утвержденной программе для организации и проведения дополнительных занятий от учителя требуется тонкое понимание и изучение личности учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей. Практическое применение дополнительного образования в школе занимает важное место в процессе обучения английскому языку, так как позволяет мотивировать ученика на изучения нового материала, создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом профессиональный и личностный потенциал педагога. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под "дополнительным" понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- создание
условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления
и вида деятельности), про-филя программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы,
склонности и потребности ребенка;
-личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий
развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и
самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации
успеха" для каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания, само-определения личности;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр
возможностей в самоопределении;
- применение таких средств определения результативности про-движения ребенка в
границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида
деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени
собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства
личности ребенка.
Дополнительное
образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая
образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны
общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание,
обучение и развитие личности ребенка. В нашей стране в последнее время всё
больше ребят стремится уже с малых лет совершенствовать свою речь на английском
языке. Необходимость использовать иностранный язык в будущей профессии
порождает интерес к странам изучаемого языка (их истории, политике, литературе,
жизни детей и молодёжи и т.д.), а также желание понять друг друга и быть
понятыми, готовность рассказать о жизни людей своей страны, своём «я», обсудить
своё видение культуры, мира и проблемы взаимопонимания – для того чтобы учесть
все мотивы деятельности ребят и в полной мере их использовать учителю
английского языка помогает дополнительное образование. Дополнительные занятия
по английскому языку являются необходимым условием для расширения и углубления
знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной
деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся и их социокультурного
развития.
Дополнительное образование помогает учителю не только учесть индивидуальные
особенности учащихся (память, слух, логическое мышление и т.д., а ведь у
каждого они находятся на разном уровне развития), но что немаловажно, педагог
получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что
снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и
творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который
даёт ребёнку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение
достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся на
дополнительных занятиях по английскому языку.
Однако, как и любой вид деятельности, дополнительное образование должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Конечно, на дополнительных занятиях ребятам не обойтись без приложения умственных и физических усилий. Педагог должен объяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья.
Система образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. В связи с этим возникла и необходимость создания программ и учебно-методического обеспечения для дополнительного языкового образования. Их можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации языкового образования, эффективности управления учебным процессом. Учители, учащиеся и их родители заинтересованы в повышении уровня языковой подготовки, но для соблюдения новых норм максимально допустимой нагрузки школьников в рамках здоровьесберегающих факторов необходимо все дополнительные материалы перенести в систему дополнительного языкового образования. Учебный день сокращается, а все углубления знаний по языку происходят на дополнительных занятиях, которые проводятся во второй половине дня. При этом школа, учащиеся и учителя не только ничего не теряют, но и приобретают большую самостоятельность и автономию.
В рамках программы дополнительного образования для решения всех вышеперечисленных задач написанная мною образовательная программа даёт мне возможность всесторонне развивать личность ребёнка, при этом, не нарушая нормативов стандарта.
Активизация познавательных интересов учащихся во внеурочное время совершенствует знания и умения, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы, творческое воображение, нравственные и духовные ценности, побуждает самостоятельно заниматься изучением языка, учит толерантности, что особенно необходимо в нашей многонациональной стране.
Ведь в связи
с интенсивными процессами социокультурной интеграции в современном мире
возникает актуальная необходимость формировать и развивать у учащихся
толерантное отношение к межкультурным различиям. У большинства школьников,
изучающих английский язык, знание социокультурных особенностей страны
изучаемого языка ограничивается общей страноведческой информацией о праздниках
и традициях.
Дополнительное образование даёт возможность в большей степени развивать
социокультурную компетенцию, восприимчивость учащихся к иноязычной культуре,
обучать школьников рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё
отношение к изучаемому материалу.
Условия
работы в современной школе требуют от учителя английского языка не только
эффективного владения предметом и методикой его преподавания, но и умения
видеть и анализировать современные, реальные изменения в столичном образовании,
адаптировать теоретические знания к жизненным ситуациям, применять современные
технологии обучения для достижения конкретных целей и задач обучения.
Как показатель эффективности взаимодействия вышеперечисленного и
дополнительного образования можно рассматривать достижение детьми высоких
результатов на разнообразных международных, всероссийских и на межрегиональных
олимпиадах.
Суть работы учителя иностранного языка – это непрерывное творчество, постоянные эксперименты, неотступный поиск путей самосовершенствования. Дополнительное образование открывает дорогу для этого «творчества», делает учительский труд интересным, ярким и запоминающимся для его учеников, даёт возможность и в ребёнке развить творческую личность.
ЛИТЕРАТУРА И
ССЫЛКИ
1. Кулинич Г.Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка. –
М.: ВАКО, 2009.
2. Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. -2-е
изд., - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения
дополнительного образования детей. - М.: Айрис -пресс, 2004.
4. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке
– М.; ВАКО, 2007.
5. Никонова Н.К. Готовимся к урокам английского языка. -2-е изд.- М.:
Айрис- пресс, М.: 2005.
6. Конышёва А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. -СПб.: Каро,
Мн.: Четыре четверти ,2006 .
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс:
-М.: АСТ: Астрель, 2008
8. Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку. М.: ВАКО,2009.
9. Сороковикова Р.Б. Организация работы кружка английского языка. –ИЯШ.
-2004.-№4.
10. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и
курсов.
- ИЯШ. -2004.-№4
11. Кочукова О.В. Формирование критического мышления учащихся на
социокультурном материале. -АЯШ. -2006.-№3
12. Вайсбурд М.Л. Выбор профилированного курса обучения ИЯ и проблема
способностей. -АЯШ. -2003.-№4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.