РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
С. Н. Хомова
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс",
г. Екатеринбург
Аннотация. В статье раскрывается роль занятий физической культурой в сохранении психофизического здоровья детей с ОВЗ. Описан опыт дистанционных занятий ЛФК.
Ключевые слова: физическая культура, дети с ОВЗ, здоровье.
В целом в России не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Министерства здравоохранения России, только 14%обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. К сожалению, не все школьники охвачены регулярными занятиями физической культурой и спортом. Для детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении занятия физической культурой и спортом менее доступны. Физическая культура и спорт помогают психическому и физическому развитию детей с ограниченными возможностями, способствуя их физической реабилитации и социальной интеграции. В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом получить образовательную услугу для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, находясь на домашнем обучении, ведут малоподвижный образ жизни, дистанционные технологии помогают вовлечь ребенка в разные формы активности, в том числе регулярные занятия физической культурой. Цель использования дистанционных образовательных технологий при организации занятий физической культурой в отделении дополнительного образования ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс» - укрепление психофизического здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности, формирование потребности детей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, потребности вести здоровый, спортивный образ жизни.
На занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) значительно увеличивается двигательная активность ребенка, согласованность координации и точности движений, укрепляется мышечный тонус. Упражнения благоприятно влияют на организм, помогая ребенку совершенствовать свое тело. У детей с ОВЗ развивается ценное отношение к своему организму и организации двигательного режима. Ребенок приобщается к систематическим, регулярным занятиям лечебной физкультурой.
Организация комплексных занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий ориентирована на расширение кругозора обучающихся с ОВЗ, развитие познавательной деятельности, формирование положительных личностных качеств: смелости, собранности, упорства, настойчивости. Дети знакомятся и изучают организм человека, формируют представление о здоровом образе жизни, знакомятся со способами профилактики простудных заболеваний и т.д. Просматривая и обсуждая презентации о спорте в России, спортсменах (олимпийцах и параолимпийцах) у обучающихся формируются гордость, патриотизм, любовь к Родине.
Использование дистанционных технологий позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении с учетом особенностей обучающегося с ОВЗ. Для каждого ребенка формируется индивидуальный учебный план, разрабатывается программа, подбирается индивидуальный комплекс упражнений, разрабатываются рекомендации. Для коррекции различных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья используется многообразие физических упражнений, методических приемов. У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому используются кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.), физкультминутки. Также в работе используются изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Используются упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. Теоретический материал преподносится в форме бесед, презентаций, видеофильмов, творческих заданий.
Занятия оздоровительного характера должны вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать двигательные упражнения, дистанционные формы при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют обеспечить ребенку эти реакции вне зависимости от места обучения.
Дистанционное обучение предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. У ребенка формируется нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.
Список литературы
1. Готовцев П.И. Лечебная физкультура и массаж: учебное пособие -М.: «Медицина», 1987 г-300с.
2. Лечебная физическая культура. Справочник под редакцией профессора В. А. Епифанова М.: «Медицина», 1987 г-200с.
3. Потапчук А.А., Клочкова Е.В., Щедрина Т.Г. Физкультурно – оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей - Санкт- Петербург, 2004 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.