Физкультурные минутки и их роль в учебном процессе
Физкультминутка — это физические упражнения, направленные на восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушение осанки, то есть оздоровление организма детей.
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья:
• нарушения осанки, зрения
• повышения артериального давления
• накопления избыточного веса
• увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания
• нарушения обмена веществ.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми школьного возраста.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Задачи:
• Профилактика и пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди учеников.
• Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
• Профилактика развития таких заболеваний как: нарушение осанки - сутулость, сколиоз, асимметрии плеч, заболевание сердечно-сосудистой системы и д.р.;
• Развитие у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.
• Развитие у детей навыков самоконтроля психофизического состояния.
Актуальность проблемы исследования. Эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава РФ пришли к выводу, что среди российских школьников нет полностью здоровых детей. Они отмечают, что состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,5 раза в сравнении 90-ми годами, а хронические болезни стали встречаться чаще на 40-70%. В настоящее время школьная нагрузка все увеличивается, в курс обучения вводятся новые предметы, углубляются и расширяются знания по уже известным дисциплинам. Это закономерный процесс, продиктованный стремительным развитием общества и увеличением потока информации. Но следствием его является то, что дети все больше времени проводят за партой, не уделяя должного внимания физической активности, и таким образом подрывают свое здоровье. Сюда же можно отнести распространение гаджетов и онлайн-игр, во многом заменивших подвижные игры на воздухе.
Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, и каждый учитель должен создать на уроке условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников.
По данным ученых-физиологов, образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время обучения у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью, дети начинают часто отвлекаться от учебной деятельности.
В дальнейшей перспективе обучение в таком ритме, когда дети должны долго сидеть за партой в неподвижности, будет негативно сказываться на развитии мускулатуры, осанке, здоровье позвоночника, а так же общем самочувствии.
Поэтому в образовательный процесс, и особенно в младшем звене, где в силу возрастных особенностей учащихся утомление наступает быстрее, рекомендуется включать перерывы для выполнения физических упражнений, так называемые физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса и мелких мышц кистей.
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Физкультурные минутки во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Статистика показывает, что например, на уроках музыки дети в начальных классах теряют свою внимательность уже на 10-15 минутах от начала урока.
Школьные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на организм ребенка, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и повышения работоспособности учеников.
На уроках, ученикам, необходимо давать время отдохнуть - проводить динамические паузы. Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.
Детям очень нравится повторять движения за учителем, да и к тому же физминутки положительно влияют на деятельность мозга, увеличивают работоспособность учеников.
Физминутка – это интересно и полезно!!!!!
Как показали исследования учёных и практиков, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Наиболее целесообразно проводить их, когда у обучающихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. В 1 классах проводятся две физкультминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна физкульминутка после 20 минут от начала урока.
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя и не должны превышать 1-2 минуты. Перед выполнением комплекса, по возможности желательно открыть форточку или окно, проветрить помещение. Если на уроке провести проветривание проблематично, не забывайте проветривать класс на перемене. Упражнения выполняются сидя и стоя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. Комплексы физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц – в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения в потягивании, прогибания туловища, наклоны и полу наклоны, полу приседы и приседы с различными движениями руками. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.
Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, зрения, восстанавливают силы ребенка.
Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
Не нужно требовать от детей точного выполнения упражнений. Главное- хорошо расслабиться и активно подышать. Иногда нужно использовать и более интенсивные упражнения: прыжки, приседания, бег на месте (30-40 секунд). Физкультминутка должна быть радостной и интересной для детей.
Дыхательная гимнастика способствует углублению и учащению дыхания, усиливает газообмен, повышает возбудимость коры головного мозга, активизирует детей на уроке, повышает их внимание. Гимнастика для глаз снимает утомление глазных мышц. Гимнастика для ушей улучшает общее самочувствие, активизирует слух и косвенно влияет на зрение. Гимнастика для мышц шеи стабилизирует мозговое кровообращение, снимает напряжение с мышц шеи.
Основной целью физкультминуток: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Релаксация.
1. Приглашаю вас в комнату психологической разгрузки.
Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.
В заключении хотелось бы отметить, что физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в школе, независимо от возраста детей. Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Физминутки помогают получить новый заряд энергии, помогают активизировать дыхание, способны поднять детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания»
Физкультурные минутки и их роль в учебном процессе.docx
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.