Консультация «Роль игры при подготовке ребенка к школе».
Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах методов подготовки детей к школе.
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители думают, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо – это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе – это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.
Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель:
· он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете.
· Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы,
· самостоятельно входит в контакты со сверстниками,
· пробует свои силы и возможности.
Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять, чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
Вывод: играя, ребенок, познает мир, у него формируются познавательные интересы, которые необходимы для обучения, ребенок учится взаимодействовать, общаться, развиваются его познавательные процессы.
Заметим, что, играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:
ü четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
ü занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка;
ü во время игры дать ребенку возможность быть в роли, как участника, так и ведущего;
ü варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
ü обязательно поощрять победителя игры.
Приложение 1.
Портрет
первоклассника, не готового к школе
1.Чрезмерная
игривость;
2.Недостаточная самостоятельность;
3.Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
4.Неумение общаться со сверстниками;
5.Трудности в общении с незнакомыми взрослыми;
6.Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной
инструкции;
7.Неумение обобщать, выделять сходства, различия;
8.Недостаточное развитие моторики рук (неумение выполнять графические задания,
манипулировать мелкими предметами)
9.Недостаточное развитие произвольной памяти;
10.Задержка речевого развития: это может быть и неправильное произношение, и
бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли, и т.п.
Советы взрослым
Качества, которыми должен обладать младший школьник, чтобы учение происходило успешно.
ü Должен быть сформирован учебный мотив, т.е. он должен хотеть учиться;
ü Должен быть сформирован внутренний план действий, т.е. способность действовать в уме;
ü Ребёнок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний;
ü Произвольность деятельности, т.е. умение подчинять свои действия правилам, которые устанавливает учитель.
ü А также творческая активность и инициативность.
Приложение 2.
Памятка по игре
Чему обучается ребёнок в игре?
1.Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
2.Уважать себя и верить в себя.
3.Надеяться на свои силы при столкновении с проблемами.
4.Свободно выражать свои чувства.
5.Учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с
правилами и нормами.
6.Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, становится более самостоятельным,
активным, общительным.
3.В игре формируются коммуникативные качества ребёнка.
Советы взрослым
ü Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
ü Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведения.
ü Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
ü Обращайте особое внимание на неиграющих детей.
Приложение 3.
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. Ж.-Ж. Руссо:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.