Роль индивидуальной работы с учащимися в повышении мотивации к обучению
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов, организации и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Самым эффективным способом повышения мотивации, на мой взгляд, является индивидуальная работа с учащимися. Она позволяет учителю «достучаться» до ученика и в этом помогают следующие методы:
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Например, яркий, образный рассказ о Полтавской битве, о новинках и диковинах завезённых Петром I невольно приковывает внимание учеников к темам уроков о периоде правления Петра I.
2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Например, ученики, особенно мальчики, проявляют повышенный интерес к битвам и сражениям, поэтому в роли стимуляторов активности в учении могут выступать отдельные фрагменты художественных фильмов.
3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. Например, мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу в виде решения кроссворда, неоконченной таблицы, ребуса и т.д.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для её успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа, введение элемента соревновательности.
В целом, при индивидуальной работе с учащимися важно, чтобы они самостоятельно:
- определили собственные цели занятия или его этапа;
- подумали, ради чего они хотят работать на занятии;
- определили важность и значимость изучаемого материала;
- определили способ решения своей учебной задачи;
- ответили себе, удалось ли им решить свою учебную задачу;
- определили свои затруднения во время занятия;
Учителю следует обратить внимание на следующее:
· По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
· Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
· Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
· Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
· Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы.
Могу предложить и план индивидуальной работы педагога.
План
индивидуальной работы
ФИО учителя ________________________________________________________
Фамилия ученика (класс) ______________________________________________
Предмет ____________________________________________________________
Планируемые мероприятия. Сроки их реализации.
1. Индивидуальные дополнительные занятия |
Тематика занятий |
Сроки |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Дифференцированные задания |
Указать методическое пособие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Дифференцированный контроль знаний |
Темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Работа с дневником и тетрадью |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Консультации для родителей |
Тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данное выступление посвящёно одной из актуальных проблем школы – повышению мотивации учения учащихся. В нем я представила педагогические методы и приёмы, способствующие развитию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся.
В целом можно сделать следующие основные выводы:
1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Предложенные педагогические методы и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.