Роль информатики при изучении oбщепрофессиональных и
специальных дисциплин при подготовке специалистa
На современном этапе развития общества, для создания новых технологий, изобретения нового программно-аппаратного управления современным производством нужен специалист, обладающий системой знаний, умеющий применять знания в нестандартных ситуациях, работать в команде, отличающийся мобильностью и развитым чувством ответственности. Специалисту, вступающему в самостоятельную жизнь, в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и преобразовывать нужную информацию. Основы такой подготовки и закладываются при изучении естественнонаучных дисциплин.
Поскольку основы профессионального развития личности специалиста закладываются в образовательном учреждении, начиная с первых лет обучения, в процессе усвоения естественнонаучных, а затем общепрофессиональных и специальных дисциплин, как раз информатика с ее высокой степенью абстракции и есть фундамент для всего естествознания.
Информатика определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов.
В настоящее время в области информатики широко используются методы для решения самых разнообразных технических и технологических задач. Поэтому студент должен предвидеть, что и после окончания образовательного учреждения он не раз столкнется с необходимостью применить свои знания из области информатики в практической деятельности.
Подготовка специалистов в области информатики позволяет сформировать глубокие фундаментальные знания и обеспечивает мощным инструментом решения различных практических задач. Решающая роль информатики в профессиональной подготовке современного специалиста состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и ее взаимосвязь с другими дисциплинами, которая складывалась исторически. Существенное влияние на нее оказывали два фактора: уровень развития математического аппарата и знания об изучаемом объекте; возможность описать его свойства и построить информационную модель изучаемого объекта.
В профессиональном образовании, нацеленном на интересы обучающегося и студента, каждая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функции профессиональной деятельности будущего специалиста. Профессиональная деятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональное развитие студента понимается как изменение личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение служебного опыта, овладение стандартами профессионального сообщества.
В подготовке современного специалиста знания в области информатики занимает важнейшее место. Это объясняется, в первую очередь, тем, что информатика воспитывает интеллект обучаемого, расширяет его кругозор. Информатика является также основой профессиональной культуры, так как без нее невозможно изучение других, в том числе и профессиональных дисциплин. Информатике, как предмету, отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения студентов.
Решение прикладных задач профессиональной деятельности требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, что обеспечивает формирование готовности к профессиональной деятельности.
Обществу необходим специалист-профессионал, способный реагировать на быстрые изменения в соответствующей профессиональной сфере. Особую значимость приобретает наличие у специалиста не столько узкоспециального, сколько твердого фундаментального образования, на основании которого можно путем самообразования не отставать от современных веяний науки и техники.
Поэтому, кроме формирования у студентов основных понятий в области информатики и соответствующих умений, целесообразно развивать правильное представление о роли информатики и применение различных ее методов при решении практических задач.
Особую актуальность приобретает проблема органичного сочетания профессионального и фундаментального образования, которая осуществляется, прежде всего, путем установления межпредметных связей информатики с естественнонаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
Таким образом, изучение и преподавание информатики является важнейшей составной частью профессиональной подготовки специалистов. Информатика выполняет и важные функции, стимулирует развитие лучших качеств личности, ее творческих способностей и нравственных достоинств.
За время своего существования наука информатика стала неотъемлемым элементом системы образования во всем мире. Объясняется это уникальной способностью учебной дисциплины «информатика» в формировании личности.
Изучение информатики способствует не только накоплению определённой системы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферы обучающихся, формированию различных способов мышления. Образование в сфере информатики следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовкой современного специалиста. Целью такой подготовки становится готовность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению в полученных знаний.
Важнейшим показателем результативности образовательного процесса должно быть «интенсивное умственное развитие всех обучаемых, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений, возрастание познавательных интересов, стремление к углублению своих знаний».
Решая вопросы совершенствования профессионального образования и такой его важной составляющей как образование в области информатики будущих специалистов необходимо исходить из объективно существующего факта чрезвычайной динамичности системы «наука – образование – производство». Будущие специалисты должны обладать умениями и профессиональной мобильностью – оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практики в целом.
Повышение качества подготовки специалистов, призванных решать профессиональные задачи, требует в современных условиях от обучающихся не только овладения определенным содержанием образования, но и развития у них таких личностных качеств и черт характера, как сила воли, ответственность за свои поступки, способность отстаивать свои взгляды и убеждения.
Между тем, признано, что изучение информатики способствует развитию способности к интеллектуальной и творческой деятельности, к восприятию и переработке новой информации, влияет на развитие личностных и профессионально значимых качеств будущих специалистов, позволяющих ему самореализоваться в сфере будущей профессиональной деятельности, то есть является средством повышения общего уровня образованности личности.
Список литературы:
1. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб., 2021 - 59 с.
2. Сабойдалова М. А. Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ» // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. - Москва: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 120–124.
3. http://ru.wikipedia.org
4. http://eor-np.ru
5. http://www.obrazovanie.by
6. http://citforum.ru/computer
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.