Роль исследовательской деятельности школьников
Оценка 4.7

Роль исследовательской деятельности школьников

Оценка 4.7
Документация
doc
18.02.2022
Роль исследовательской деятельности школьников
пед.совет о формах и приемах работы обработки научного ихуд.материалов
Шевцова(педсовет)-Роль исследовательской деятельности школьников.doc

Роль исследовательской деятельности школьников

Развитие современного общества невозможно без соответствующей подготовки квалифицированных специалистов, способных осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию (новые знания) и использовать её для решения образовательных, производственных, социальных и других задач.

В России в последние десятилетия активно реализуются реформы, в том числе и в системе образования. При этом авторы часто ориентируются на «американскую» модель, где оценивается работа школы по умению школьников мыслить критически. То есть по умению из того, что слышишь и видишь отсеивать ложь, ошибки, неточности, устаревшую информацию. Причем в оценке работы даже начальной школы, не говоря уже о средней, часто участвуют философы. В общем, в США педагоги  на первое место поставили развитие мышления учеников, а объём знаний на второе. 

В конце второго тысячелетия США и Япония шагнули в постиндустриальную, информационную стадию развития. На этой стадии решающим становятся знания, в том числе и умение добывать информацию, осваивать и применять её на практике. Проще говоря, в настоящее время процветают те фирмы, участники которых больше производят идей (знаний) и самостоятельно реализуют их.

В последнее время в России в научно-педагогической литературе уделяется много внимания учебно-исследовательской деятельности школьников, о добывании ими новых знаний. Проводятся конкурсы и конференции, олимпиады, издаётся журнал “Исследовательская работа школьников”. В XXI веке меняются цели обучения, и уже многие педагоги понимают, насколько важно учить умению добывать знания, анализировать и применять их.

Учебно-исследовательская деятельность школьников

 Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся можно разделить на несколько видов:

1. Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования).

2. Исследовательская практика учащихся.

Целями этой практики являются:

·   совершенствование навыков исследовательской работы;

·   формирование исследовательской компетентности;

·   углубление знаний в выбранных предметных областях;

·   формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;

·   самоопределение в выборе будущей специальности;

·   знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами;

·   формирование коммуникативных навыков работы со специалистами.

Исследовательская практика может включать следующие шаги:

1.  Предложение тем исследования (при подборе тем следует руководствоваться целями практики, посильностью задания для учащегося, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них);

2. Изучение учащимися данных тем с использованием дополнительной литературы;

3. Осуществление выбора темы;

4. Изучение учащимися различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме;

5.   Конкретизация идей;

6. Поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования (цель ® что нужно сделать? ® что для этого понадобится? ® какова последовательность действий? ®  каков возможный результат? ® каковы возможные затруднения?);

7.     Составление учащимися плана-графика работ;

8.   Осуществление руководства практической деятельностью (в процессе руководства рекомендуется проводить обсуждение промежуточных результатов исследований);

9.   Анализ и оценка учащимися полученных результатов;

10.Оформление статьи – отчёта о результатах исследования; рецензирование статьи руководителем исследовательской практики; оценка исследовательской практики ученика.

3. Выпускная экзаменационная работа. Выпускная экзаменационная работа – это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему.

Основными целями ВЭР являются: систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьников;  развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач;

ВЭР – это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный исследовательский труд, включающий в себя:

1.  Выдвижение проблемы (т. е. постановка вопроса, требующего ответа);

2.   Выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;

3. Установление новых связей между известными явлениями;

4. Новую постановку известной проблемы;

5. Оригинальные выводы;

6. Рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в учебном процессе.

Процесс подготовки и выполнения ВЭР включает несколько основных этапов:

     -    выбор темы;

-   составление плана работы;

-  выбор методики работы над источниками и литературой;

-  составление календарного плана выполнения работы;

-   сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;

-   письменное изложение результатов исследования;

-  формулировка выводов;

-  проверка текста научным руководителем, составление им отзыва о работе;

-  внесение исправление и литературная обработка рукописи;

-  оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа;

- рецензирование ВЭР;

-  подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций) для демонстрации во время защиты.

4. Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

5. Участие старшеклассников в олимпиадах  конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

6. Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а так же встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ. УНИО как сообщество детей и взрослых несёт в себе большой воспитательный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в УНИО опыт самоуправления, развития своих коммуникативных способностей, а так же приложения своих творческих сил в области искусства, литературы.

Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Независимо от различных видов исследовательской деятельности учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:

      Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения

      Выбор темы исследования

      Выбор цели исследования

      Определение задач по достижению цели

      Определение методов исследования

      Сбор собственного материала

      Анализ и обобщение собранного материала

      Собственные выводы.

В целом технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:

Технология организации учебного исследования учащихся

 

Как возникают темы исследований?

Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения

Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки

Рекомендуемый учителем список тем исследований

Собственные вопросы и интересы учащихся

Как воплотить исследование?

Подбор научного руководителя

Составление плана или проекта будущей работы

Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент

Написание работы

Анализ полученного материала, систематизация, классификация

Синтез

Обобщение, выводы

Первая оценка работы

Первое чтение работы научным руководителем

Консультации

Презентация замысла исследования

Подготовка к презентации работы

Редактирование окончательного варианта работы

Составление тезисов

Оформление наглядного материала

Презентация результатов исследования

 Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Рассмотрим различные модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Модель 1. «Обучение исследованию»

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса     исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.

Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных – «верификация»

Шаг3 Сбор данных –    экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. «Приглашение к исследованию»

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.

 Модель 3. «Систематическое исследование»

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Шаг 1. Определение проблемы.

Шаг 2. Выдвижение гипотезы.

Шаг 3. Выбор источников информации.

Шаг 4. Анализ и синтез данных.

Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.

Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими  процессами.

 

Поиск информации

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли школьник искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации  и научить школьников ускоренному поиску и обработке информации. На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации:

*      базы данных библиотек

o   учебная и научная литература

o   художественная литература

*      базы данных сети Интернет

Учитель знакомит школьников с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам. Это работа не новая, она хорошо знакома всем учителям, прошедшим собственную школу работы над научной темой.

БИБЛИОГРАФИЯ – научное описание книг и составление их перечней, указателей.

КАТАЛОГ – систематизированный перечень книг. Каталоги бывают - каталоги книг, периодических изданий, кинофотофонодокументов, магнитоленточных изданий, микрофиш.

По способу группировки записей каталоги подразделяются на алфавитные, систематические, предметные и т.д. В алфавитном каталоге библиографические карточки в ящичках библиотеки расположены по фамилиям авторов изданий (в алфавитном порядке). В систематическом каталоге библиографические карточки сгруппированы по темам и тоже в алфавитном порядке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА - карточка, содержащая описание источника информации об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (год и место издания, издательство, надзаголовочные данные (серия, учреждение, подготовившее издание), количественную характеристику источника (страницы, объём, тираж, цена и т.п.). АННОТАЦИЯ – краткая характеристика содержания, назначения, формы и других особенностей печатного издания. Аннотация также может включать информацию об авторе, содержать текст пояснительного или рекомендательного характера.

Школьник, прочтя аннотацию, может выявить, что ему для работы нужно всего несколько страниц рассматриваемого издания. Тогда он может заказать их ксерокопии и спокойно работать с ними дома.

Практически в каждой библиотеке есть читальный зал. В нём имеются наиболее ценные книги, справочники, словари, энциклопедии.

Знания, добытые человечеством, зафиксированы в книгах, учебниках, методических пособиях и других документах. Под документами надо понимать не только традиционные письменные источники (книги, журналы, брошюры, газеты и т.п.), но и другие объекты, которые содержат информацию, предназначенную для хранения и передачи пользователю. Это рукописные материалы, аудиовизуальные средства (звукозаписи, кино и видиофильмы и др.), наглядные пособия, коллекционные материалы.

Множество информации в настоящее время содержится также и на компьютерных дисках (CD ROM). Школьники успешно могут ими пользоваться при исследовательской (проектной) деятельности.

В настоящее время большинство документов публикуются на бумажных носителях. Это очень дорого, занимает много места, связано с большими трудностями поиска данных. Поэтому особый интерес сегодня вызывает работа с информацией в сети Интернет.


Скачано с www.znanio.ru

Роль исследовательской деятельности школьников

Роль исследовательской деятельности школьников

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и…

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования как наблюдение и…

Исследовательская практика может включать следующие шаги: 1

Исследовательская практика может включать следующие шаги: 1

Выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов; 3

Выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов; 3

Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию…

Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию…

Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработкиРекомендуемый учителем список тем исследованийСобственные вопросы и интересы учащихся

Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработкиРекомендуемый учителем список тем исследованийСобственные вопросы и интересы учащихся

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 4. Построение объяснения.

Поиск информации Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой

Поиск информации Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой

В систематическом каталоге библиографические карточки сгруппированы по темам и тоже в алфавитном порядке

В систематическом каталоге библиографические карточки сгруппированы по темам и тоже в алфавитном порядке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022