«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»
Обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной работы в школе. ФГОС третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной деятельности школы.
Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники:
Согласно ФГОС воспитательная работа в школе должна быть реализована в единстве урочной и внеурочной деятельности. То есть учитель при планировании и организации обучения должен учитывать не только предметные и метапредметные результаты, но и личностные, распределенные по направлениям воспитания: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического и воспитание ценностей научного познания.
В модели современного руководителя класса преломляются различные грани его деятельности и поведения. Классный руководитель сегодня– это:
ü педагог, который управляет ресурсами, условиями, изменениями, достигая целей и запланированных результатов;
ü организатор сотрудничества между ребёнком и его родителями, с одной стороны, и учителями-предметниками, специалистами и руководством школы - с другой;
ü наставник-психолог для каждого ребёнка, направляющий процесс его воспитания, становления и развития, способствующий преодолению возникающих затруднений.
С нормативной точки зрения, классный руководитель – это организатор сотрудничества педагогов и социальных партнеров в построении не только эффективной воспитательной, но и образовательной системы школы.
Ключевыми функциями классного руководителя при этом являются:
1. Анализ:
• данных электронного журнала;
• информации от родителей, учителей-предметников, психолога, социального педагога;
• результатов собственных наблюдений за развитием каждого обучающегося;
2. Прогноз:
• направлений личностного развития обучающихся;
• профессионального самоопределения школьников («Билет в будущее»);
• результатов и рисков;
3. Организация:
• проектирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося;
• реализации подходов принятой в школе воспитания;
4. Координация:
• взаимодействия всех участников образовательных отношений;
5. Контроль:
• учебных достижений класса и каждого обучающегося;
• соблюдения обучающимися принятых правил и норм;
• соблюдения всеми педагогами единства требований и исполнения принятых решений;
6. Коммуникация:
• в целях регулирования межличностных отношений всех заинтересованных сторон;
• для создания благоприятного климата в классе;
7. Принятие решений:
• по проектированию и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
Виды проектов руководителя класса:
Проект-ребёнок
Каждый ребёнок – уникален! Руководитель класса
способствует индивидуальному развитию ребёнка, выстраивая вместе с ним, с
родителями траекторию продвижения к успеху.
Проект-команда
Руководитель класса создаёт условия, в
которых каждый член класса находит сообщество, разделяющее его интерес или
устремление к той или иной профессии, помогая реализовать этот интерес в
совместной деятельности.
Проект-класс
В современной жизни не снижается важность умения жить сообща, работать в команде. Руководитель класса создает условия для сплочения коллектива, как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными отношениями и групповой динамикой.
Меняется время. Сегодня успешность современного человека определяют:
ü ориентирование на знания и использование новых технологий;
ü активная жизненная позиция;
ü установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего;
ü активное финансовое поведение;
ü эффективное социальное сотрудничество;
ü здоровый и безопасный образ жизни.
Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Основной целью его деятельности является создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе. А для успешного полноценного функционирования в обществе нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это включается в понятие функциональной грамотности, которая практикуется в 6 классе уже второй год. А классный руководитель выступает здесь как коммуникатор и медиатор между всеми участниками образовательного процесса.
Итак, классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации.
Формы работы:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Ребёнок, в первую очередь, (конечно, не считая семью) взаимодействует с классным руководителем, потом уже с учителями – предметниками, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, а также с семьями друзей и во внешкольных учреждениях культуры, спорта, здравоохранения и др.
Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Только при взаимодействии всех участников образовательного процесса возможно успешное решение задач обучения, воспитания и развития личности в целом. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе.
Итак, классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, гарант нынешней и будущей успешности ребёнка, рассматривающий развитие каждого обучающегося через выстраивание его индивидуальной образовательной траектории, раскрытие его талантов и способностей.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Воспитательная работа в 6 классе проводится согласно составленной рабочей программы воспитания. У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества; учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.
Наиболее распространённой формой организации воспитательной работы в 6 классе является классный час, который проходит по разной тематике (по нравственному воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, бережливости, справедливости, товариществе, доброте, скромности и др.). Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении часов общения преобладеет форма свободного общения учащихся с классным руководителем и друг с другом.
В план воспитательной работы класса были включены классные часы и мероприятия, направленные на воспитание дружелюбия, ответственности, дисциплины, патриотизма. Проводились тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и родительские собрания для того, чтобы ребёнок как можно лучше чувствовал себя в коллективе класса, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.
Все запланированные мероприятия за первое полугодие проведены, активными участниками этих мероприятий были практически все ученики 6 класса.
Самоуправление даёт каждому ребёнку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту. Чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы. Работу по самоуправлению необходимо продолжать, расширив и укрепив ее возможности, так как эта работа даёт положительный результат.
В этом году было проведено 2 родительских собрания, в ходе которых были анонсированы цели и задачи работы в классе, проведены множественные беседы по профилактике ЗОЖ и безопасности детей.
Родительский комитет был избран в начале учебного года на первом родительском собрании. Родители оказывали помощь в организации и проведении мероприятий, праздников.
С родителями налажен тесный контакт через сотовую связь, социальной интернет - группой в ВКОНТАКТЕ, группой ВАЙБЕРЕ. Родительский комитет честно и активно выполняел свои задачи – оказывал помощь в информировании родителей, обеспечивает позитивной атмосферой детей накануне праздников.
Помимо родительских собраний проводились индивидуальные беседы с родителями учащихся, доводились до их сведения успехи и проблемы учащихся в образовательном процессе, совместно решались вопросы воспитания и повышения мотивации к учёбе.
Дети заинтересованы в хороших результатах своей деятельности, для многих из них хорошая успеваемость - показатель личностного роста.
Социально- психологический микроклимат в классе благоприятный. Учащиеся включены в коллективные взаимоотношения и коллективную творческую деятельность в нем. В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками. Ученики, несмотря на свой возраст, не бояться высказывать и отстаивать своё мнение. На протяжении всего учебного года ведется работа по формированию детского коллектива. Дети учились общаться не только с одноклассниками, но и с разновозрастными учениками других классов, решать возникающие проблемы. Иногда им приходилось отстаивать честь своих одноклассников, заступаться за них. Это, безусловно, положительно сказывалось на формирование классного коллектива.
Индивидуальные беседы со слабоуспевающими, а также консультации с учителями-предметниками способствовали повышению мотивации, активности обучающихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности, развитию творческих способностей.
Ведётся контроль за занятостью учащихся во внеурочное время: учащиеся посещают различные кружки. Большинство ребят единодушны в решении вопросов, касающихся коллективной деятельности. В общих делах класса принимают участие 100% учеников. В коллективной творческой деятельности все с желанием принимают участие. Для обучающихся важно мнение, как лидеров класса, так и всего классного коллектива. В классе создаётся атмосфера дружелюбного отношения друг к другу и искреннего стремления помочь товарищам.
Проводилась работа по разрешению межличностных конфликтов и по сплочению детского коллектива, ребята идут на контакт охотно и результаты работы заметны, но работу необходимо вести и в дальнейшем. Работа с детским коллективом велась на основе наблюдений и изучений личных качеств ребят, взаимоотношениях в классе, индивидуальных особенностях и проблем в общении в детском коллективе. С ребятами проводились беседы по этикету, правилам общения и поведения в общественных местах и в школе. Результативно велась работа по вовлечению во внеурочную и внеклассную работу.
Творческие достижения учащихся класса: ребята в течение всего года активно участвовали в различных конкурсах, как на уровне школы, района, так и области. Одарённые дети принимали активное участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.