Роль классного руководителя в социализации младших школьников
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Роль классного руководителя в социализации младших школьников

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
13.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Роль классного руководителя в социализации младших школьников.doc

Роль классного руководителя в социализации младших школьников

Учитель начальных классов

МОУ Иванковской СШ

Бабанова Е.В.

Новый Федеральный государственный стандарт  фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, - которые напрямую связаны с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во многих ключевых образовательных документах наших дней.

Социализация (от латинского socialis– «общественный») – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация личности – это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всего жизненного пути. Вместе с тем, фундамент социализации закладывается в школьные годы.  Вот поэтому роль классного руководителя в социализации личности ученика очень велика.

Почему проблема социализации так актуальна в современном мире? Современная жизнь предъявляет большие требования к подрастающему поколению. Успешны в современном мире люди общительные, инициативные, творческие, умеющие наладить контакты с разными людьми. Школьное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. В школе ребёнок узнаёт на практике, что такое соревнование, успех, неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними.

Учитель начальных классов – это первый  учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Именно от нас зависит, как будет ощущать себя ребенок в школе, среди одноклассников, как воспримет свои удачи и поражения, как родители будут относиться к школе, станут ли ее соратниками и единомышленниками. 

Эффективной деятельность по социализации учащихся станет в том случае, если классный руководитель будет четко знать и понимать, что необходимо дать ребенку в процессе взаимодействия, какими качествами личности он должен обладать. Педагог – как садовник: он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. 

Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

С 2012 года я, как классный руководитель, работаю в рамках воспитательной системы «Солнышко», которая была разработана мною. Главной задачей  является развитие у младших школьников  нравственных качеств, таких как справедливость, честность,  милосердие, честь,  уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга, забота и помощь. Были выявлены уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы:

"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).

Цели воспитания моей воспитательной системы на все 4 года обучения:

  1. Развитие умения общаться и сотрудничать
  2. Развитие эмоциональной и волевой сферы
  3. Формирование положительной Я – концепции
  4. Развитие общеучебных умений
  5. Формирование здоровья ребёнка и обучение его сохранению своего физического и психического здоровья.

Значимую роль в процессе социализации учащихся играют классные часы, и поэтому они остаются основной формой работы. Они проходят очень разнообразно: это и часы нравственности, часы общения, разработанные мною на все 4 года обучения, тематические классные часы, библиотечные уроки, игры, праздники, экскурсии и поездки. Мои ученики принимают активное участие в школьных, районных, всероссийских мероприятиях и конкурсах.

Но особую роль в формировании духовных и нравственных ценностей отвожу социальным акциям. 

Социальная акция — основа формирования отношения детей к общественной жизни. Нравственное развитие неразрывно связано с социально - личностностным,   то есть с формированием отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Получая от воспитательного процесса нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции. Кроме того, при проведении социальных акций предполагается работа не только с детьми, но и с родителями. Родители становятся помощниками или участниками данных мероприятий.

За последние 3 года со своими учениками мы проводили акции по разным направлениям:

- акция «Подари частичку души  людям» - концерт для одиноких пожилых людей, сбор вещей для тех, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию;

- акция «Мы в ответе за тех, кого приручили» - изготовление листовок о бездомных животных, помощь приюту «Майский день» г.Иваново;

- экологические акции «Не жгите сухую траву», «Посади ёлочку», «Каждой пичужке по кормушке», «Домик для пернатых», «Чистота леса - дело каждого», «Чистый двор», «Сбор макулатуры»;

- акция «Письмо водителю»;

- акция «Подари книгу библиотеке».

После проведения акции вместе с детьми были оформлены проекты по данным темам.

Таким образом, результатом проведения  социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта.

Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности. А самое главное, дети  осознают пользу от своей деятельности, осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры, получают радость от помощи другим.

В нашем классном уголке есть такие заповеди:

•    Старайся делать добро!

•    Бойся обидеть человека!

•    Люби и прощай людей!

•   Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали     по отношению к тебе!

•    Познай мир и себя!

•    Стремись найти свою цель в жизни!

•    Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

•    Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

            Эти заповеди  с нами уже 3 года. И я, надеюсь, останутся в сердце каждого ребёнка на всю жизнь.

            Мониторинг (методика М. И. Рожкова) показал, что проведенная  работа по социализации моих учеников дала неплохие результаты. В течение 2018-2019 учебного года произошло повышение  по всем показателям социализации. 35% учащихся имеют высокий уровень социализации, 65% - имеют средний уровень социализации.

Таким образом, роль классного руководителя в социализации личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог, воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Целенаправленная воспитательная работа с учащимися дает им возможность приобрести физическое и нравственное здоровье, получить полноценные знания, реализовать свои возможности. И, конечно, главную и безошибочную оценку школьной программе социализации учащихся даст степень социальной адаптации учеников во взрослой жизни.

 

скачать по прямой ссылке