«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем».
Л.Н. Толстой
Воспитание рассматривается сегодня как неотъемлемая часть образовательного процесса. Воспитательная система школы динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инновации.
Воспитательная система школы - это система, которая ориентирована на реализацию государственного заказа на образование: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности».
В основу принципов воспитательной работы и дополнительного образования положена программа развития школы «Школа творчества».
Цель воспитательной работы: создать систему работы по воспитанию и развитию самостоятельной, творческой личности, обогащенной знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе решения конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
использовать традиции, опыт для функционирования и развития системы внеучебной работы в новых условиях;
развивать у учащихся гражданскую позицию, толерантность;
изучать национальные традиции;
способствовать творческому развитию способностей;
создавать оптимальные условия для развития самостоятельности, ответственности, творческой самореализации;
развитие системы ученического самоуправления;
формирование физически здоровой личности; сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся.
«Воспитание и только воспитание – цель школы»
Песталоцци
Школа творчества
Основные идеи воспитательной системы:
формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);
самореализация ребенка в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. Макаренко);
становление социально успешной личности, т.е. умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье в обществе.
Концептуальные основы
концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
программа воспитательной системы школы «Школа творчества»
Школа творчества
объединение детей и взрослых, которое организует свою деятельность в комплексе разнообразных видов занятости, методов и форм развития творческого потенциала личности ученика.
Творческое начало определяет успешность всей будущей жизни человека.
Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
Цель: создать условия для развития и самореализации учащихся в различных видах деятельности. Такими условиями являются:
Знакомство ребят с различными видами деятельности человека;
Предоставление возможности испытать себя в различных видах деятельности;
Поощрение желаний учащихся участвовать в различных видах деятельности;
Создание доброжелательных отношений между учащимися;
Предоставление возможности быть организатором в различных видах деятельности;
Формирование коллектива.
Воспитательная система 8 «Б» класса реализуется через программу
«Школа творческого взаимодействия!»
Задачи:
Создать культурно-воспитательную среду для формирования личностных особенностей ребёнка через сотрудничество классного руководителя, учащихся, родителей, школы и социума;
Формировать способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации своего творческого потенциала;
Воспитывать гражданско-патриотическое и духовно-нравственное сознание на основе сохранения культурно-исторического наследия семьи и общества, отечественных традиций;
Развивать отношение к семье как к социальному институту, который создаёт человека и поддерживает его стремление к развитию.
Предполагаемые результаты
В результате реализации данной программы происходит:
Формирование доброжелательного отношения к людям (сверстникам, младшим, старшим); способности, потребности и готовности к творческому взаимодействию в различных видах деятельности; общеобразовательного кругозора и познавательного интереса;
создание культурно-воспитательной среды через единство и сотрудничество классного руководителя, учащихся, родителей, школы и социума;
воспитание готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации своего творческого потенциала;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия семьи и общества, отечественных традиций.
Организационно-педагогические условия
При осуществлении данной программы осуществляется взаимодействие с школьным психологом, учителями-предметниками, помогающими в сборе информации, библиотекарем, который помогает подобрать нужную литературу, заместителем директора по воспитательной работе, оказывающий методическую и административную помощь.
Логика реализации программы:
Коллективное планирование; информирование о различных видах деятельности (беседа, экскурсия, работа с книгой, стенная газета);
Коллективные творческие дела, в процессе которых учащиеся имеют возможность проявить себя в каком-либо виде человеческой деятельности; творческие дела, направленные на формирование доброжелательных отношений: взаимопомощи, взаимоответственности; фиксация достижений (конкурсы, викторины, выставки)
природосообразности
ценностных ориентаций
индивидуализации
сочетания воспитания и оздоровления
творческой деятельности
интегративный
возрастной
Принципы программы
Добровольчество (волонтерство) - неотъемлемая часть благотворительности и связано прежде всего духовной востребованностью мира и любви.
Добровольчество
Главная цель - научить обучающихся ответственности перед собой, обществом, государством, воспитать их социальную активность, гражданскую ответственность, умение жить и активно действовать в коллективе.
Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в добровольчестве: корректируются планы и личностная позиция, повышается активность, самостоятельность и ответственность участников группового взаимодействия. Добровольчество имеет широкие возможности для осуществления гражданского воспитания личности: включение подрастающего поколения в социально значимую деятельность и гражданско-правовые отношения; формирование новой для школьника роли — члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности.
Мы стараемся помочь каждому: ветеранам Великой Отечественной войны, и труженикам тыла, и детям с ограниченными физическими возможностями. Ответственность за свой поселок прививает ставшая традиционной добровольческая акция под девизом: «Начни с дома своего». Во время этой акции проходят субботники по благоустройству и очистке территории, изготавливаются и развешиваются скворечники, проходит конкурс рисунков и плакатов «Сохраним Землю для потомков». Проводятся трудовые десанты по очистке от снега территорий реабилитационного центра, детского сада «Малыш». Ребята активно работают вожатыми в «Летнем оздоровительном лагере».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.