Роль конструирования в развитии детей раннего возраста
Оценка 5

Роль конструирования в развитии детей раннего возраста

Оценка 5
docx
23.11.2022
Роль конструирования в развитии детей раннего возраста
Роль конструирования в развитии детей раннего возраста.docx

Роль конструирования в развитии детей раннего возраста.

 

«Дитя требует деятельности беспрестанно

 и утомляется не деятельностью,

 а её однообразием и односторонностью!»

                                           К.Д. Ушинский.

 

Раннее детство – основа общего развития ребенка. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни.

Ведь именно ранний возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группах детей раннего возраста состоит в том, что на данном этапе конструированию уделяется недостаточно времени и внимания. В образовательной программе для детей с 1 года до 2 лет игры со строительным материалом вынесены в образовательную деятельность как игры — занятия, а для детей с 2 до 3 лет конструктивная деятельность в сетке НОД отсутствует, т.е. проводится в совместной деятельности педагога с детьми. На протяжении многих десятилетий детей увлекает игра с деревянными кубиками, брусочками, конструкторами, пластинами. Безграничная фантазия ребенка, стремление и возможность сделать своими руками – вот то, что не дает конструированию  исчезнуть в мире новых компьютерных игр.

Особенностями конструктивной деятельности детей раннего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, практичности. Реализация данных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр и игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Конструктивная деятельность является одним из специфических видов деятельности детей раннего возраста и проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Она способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т. д.).

Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка и является одной из важнейших видов продуктивной деятельности, формой активности ребенка, которая развивает у него мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Конструирование – это основа раннего интеллектуального развития. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез),  формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления. Большое значение для эмоционального развития имеет обыгрывание построек.

Для развития конструктивной деятельности детей раннего возраста решаем следующие задачи:

  1. Образовательные:

- знакомим с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой);

- знакомим с объёмными геометрическими формами (кубик, кирпичик, треугольная призма, пластина);

- учим размещать в пространстве различные геометрически фигуры;

- учим выделять геометрические формы в знакомых объектах;

- знакомим  с приёмами, используемыми в конструировании;

- учим выделять знакомые образы в постройках.                           

 2. Развивающие:

-  развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

-  способствуем развитию внимания, памяти;

-  формируем умение соединять детали постройки;

- развиваем навыки ориентировки в пространстве;

- пополняем словарный запас и активизируем речь детей.

3.Воспитательные:

-  воспитываем интерес к конструктивной деятельности:

- воспитываем умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики;

-  воспитываем умение видеть красоту в конструкциях и поделках.     

Учитывая  психологические  особенности  детей  раннего  возраста,  в работе применяем следующие методы:

1.      Наглядные:

·               показ и анализ образца – основной метод обучения конструированию в раннем возрасте, сопровождающийся подробным показом и объяснением способов конструирования;

·               обследование – этот метод учит детей выделять части предмета, определять основные, устанавливать их назначение. Порядок обследования соответствует последовательности возведения постройки;

·               наблюдение натурального объекта;

·               рассматривание иллюстраций, картин, дидактических пособий.

К наглядным средствам обучения относятся картины, иллюстрации, дидактические пособия, игры, игрушки. 

2.      Игровые:

то, что дети легко обучаются играя, доказали великие педагоги - К,Д,Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина. Эти методы поднимают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной и игровой деятельности.

К игровым методам относим – проблемная ситуация, сюрпризный момент, обыгрывание постройки с применением игрушек, обязательно соразмерных с постройкой.

3.      Словесные:

·   объяснение и пояснение;

·   похвала;

·   рассказ;

·   беседа;

·   художественное  слово.

Используя художественное слово, вызываем интерес к теме, содержанию занятия. Именно художественное слово помогает привлечь внимание детей, создать эмоциональный настрой, оживить образ.

4.             Практические:

 это упражнение в определенном действии. С помощью этого метода формируем требуемые умения и навыки.

К основным приёмам обучения детей раннего возраста конструктивной деятельности относим: показ способа действий, пояснения, игровая ситуация, сюрпризный момент, дидактические и подвижные игры, игровая или проблемная ситуации, мотивация, вопросы к детям и ответы детей на них, анализ работ, обыгрывание постройки, похвала каждого ребёнка.

Выбирая и сочетая методы и приёмы обучения детей на занятиях по конструированию и в повседневной жизни, стараемся обеспечить более высокое качество знаний, умений и навыков у детей, формируем творческие способности.

Обучение детей раннего возраста конструированию всегда проводим играя. Дети любят чувствовать свою значимость, поэтому всегда мотивируем их такими фразами, как «Давайте поможем», «Превратимся в кого то», «Станем великими строителями» и т.п. Игры – занятия в  данном  возрасте проводим в основном с мелким (настольным) и крупным (напольным) строителем.

Тематика конструирования в раннем возрасте не велика, но разнообразим её различными сюжетами. Например:

«Поможем поросятам спрятаться от злого волка» - учим строить забор, ставя кирпичики на узкую короткую грань, приставляя их плотно друг к другу.

«Поможем бабушке Матрёне, чтобы цыплята не разбежались» - учим строить забор, ставя кирпичики на узкую длинную грань, приставляя их плотно друг к другу.

«Маленькие строители» - учим строить широкие и узкие дорожки для машин.

«Гараж для больших и маленьких машин» - превращаемся в строителей и сооружаем постройки из крупного строителя.

«Спасём Колобка от лисы» - строим дом с высоким забором.

«Полетим в космос» - превращаемся в космонавтов и строим ракету (используем кубики, конус и треугольные призмы).

«Поезд» - предлагаем детям поехать в гости к Деду Морозу, а для этого необходимо построить поезд. Ставим 3 -4 кубика вплотную один за другим, садим на них маленькие фигурки животных и, толкая конструкцию, двигаем её вперёд. Можно голосом изобразить гудок поезда: «Ту – ту!»

Игр со строительным материалом придумываем столько, на сколько хватает нашей фантазии. Главное - мотивируем ребенка на получение результата, вызываем интерес к деятельности и, конечно,  не забываем хвалить каждого ребёнка.

Учитывая особенности конструктивной деятельности детей раннего возраста, можно успешно и качественно реализовывать поставленные педагогом задачи. На занятиях по конструированию у детей развиваются логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика.

Литература:

1.        Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва, «Сфера», 2007г.

2.        Литвинова О.Э. «Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста», Санкт-Петербург, «Детство Пресс», 2016г.

3.        Лиштван Э.В. «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду», Москва, «Просвещение», 1971г., издание 3-е, дополненное.

 

 


 

Роль конструирования в развитии детей раннего возраста

Роль конструирования в развитии детей раннего возраста

Развивающие: - развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; - способствуем развитию внимания, памяти; - формируем умение соединять детали постройки; - развиваем навыки ориентировки в пространстве; -…

Развивающие: - развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление; - способствуем развитию внимания, памяти; - формируем умение соединять детали постройки; - развиваем навыки ориентировки в пространстве; -…

Выбирая и сочетая методы и приёмы обучения детей на занятиях по конструированию и в повседневной жизни, стараемся обеспечить более высокое качество знаний, умений и навыков…

Выбирая и сочетая методы и приёмы обучения детей на занятиях по конструированию и в повседневной жизни, стараемся обеспечить более высокое качество знаний, умений и навыков…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.