С.Н. Шмакова
Роль любительских хореографических коллективов в сохранении
танцевального фольклора Архангельской области
Танцевальный фольклор и любительский коллектив представляют собой самостоятельные оригинальные формы непрофессионального народного художественного творчества и неразрывно связаны с народной художественной культурой в целом. Генетическая близость танцевального фольклора к любительскому коллективу исторически и культурно обусловлена, поскольку народный танец зарождался как коллективный вид народного творчества, детерминированный языческой обрядовой культурой наших предков, сопровождающей их годовой календарно-земледельческий круг жизни. Постепенно, по мере ослабления религиозной приуроченности, формировался более свободный, светский характер народно-танцевального исполнительства, вне зависимости от времени года и вида деятельности людей. Всё это впоследствии закрепилось в единых принципах функционирования народного художественного творчества – демократизме, массовости, свободе творческого проявления, досуговом характере и др.
В числе основных задач деятельности современного любительского коллектива, представляющего тот или иной вид художественного творчества (декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического, киноискусства, фотографии и др.), являются:
- создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку;
- вовлечение разных социальных и возрастных групп населения в организованное творчество, возвышающее и обогащающее духовные потребности личности, ее внутренний мир, эстетический вкус, нравственную поведенческую культуру;
- развитие творческих способностей, умений и навыков у участников;
- выполнение социально-культурных функций, также присущих и профессиональному искусству, – воспитательной, образовательной, коммуникативной и др.
Таким образом, любительские художественно-творческие коллективы представляют собой полифункциональное явление. Поэтому культурно-воспитательное воздействие на участников коллектива, равно как и его слушателей и зрителей обеспечивается влиянием на них в широком личностно-психологическом аспекте разнообразных средств художественно-эстетической выразительности. Закономерно, что данные коллективы являются органичной составной частью духовной культуры современного общества, выступая в качестве одной из активных форм её существования.
Важнейшим социально-культурным направлением деятельности любительских хореографических коллективов выступает сохранение танцевального фольклора разных регионов России. Данное направление особенно актуализировалось в современных условиях, и наряду с культуроохранной функцией позволяет решить такие проблемы организации художественно-творческой деятельности коллектива, как формирование оригинального репертуара, поиск своего индивидуально-творческого стиля, позиционирование себя на различных фестивалях и конкурсах в качестве представителей конкретного региона посредством демонстрации его самобытных культурных особенностей и традиций, народного костюма и др.
Данная модель эффективного сочетания поисковой и художественно-творческой деятельности, организуемой на основе регионального фольклора, сложилась ещё в советский период в Государственном академическом Северном русском народном хоре (ГАСРНХ). Этот коллектив является основным хранителем фольклорных песенно-танцевальных традиций русского Севера, в том числе Архангельской области. С момента своего основания в 1926 г. здесь регулярно ведётся работа по собиранию фольклорных песен и танцев, которые затем становятся источником для их сценического воссоздания и показа образцов северно-русской культуры не только в России, но и далеко за ее пределами.
Именно благодаря примеру Северного русского народного хора многие любительские коллективы северо-западного региона России стали обращаться к традиционному песенно-танцевальному фольклору. Они регулярно используют в своем репертуаре танцевальный, игровой, песенный и обрядовый фольклор родного региона. Каждый из них привносит в исполняемое произведение что-то своё, но при этом традиционная фольклорная канва остаётся не тронутой.
Использование регионального фольклора в репертуаре любительского коллектива многие руководители считают необходимым как в культурно-развивающем и воспитательном аспекте, так и для участия в различных конкурсах и фестивалях народного творчества. Поэтому следующим шагом для многих любительских коллективов, представляющих танцевально-песенный фольклор в его сценической обработке, становится участие в конкурсах и фестивалях разного уровня, организуемых в Архангельской области.
Основные цели и задачи данных конкурсов и фестивалей можно охарактеризовать, как:
- сохранение и развитие традиционного культурного наследия региона;
- популяризация традиционного народного искусства среди наших современников, развитие их духовно-нравственных и эстетических чувств;
- воспитание патриотизма, толерантности и культуры общения на основе постижения традиций и обычаев народов России, ценностей отечественной культуры и своей малой родины;
- обмен творческим опытом между любительскими коллективами, поддержка их творческой активности в области воссоздания регионального танцевального фольклора.
Именно на таких конкурсах и фестивалях любительские коллективы встречаются и творчески взаимодействуют, получают консультации и помощь специалистов. Важным для развития и роста любительского хореографического коллектива является то, что в процессе концертной, конкурсной и гастрольной деятельности его участники не только оттачивают свое исполнительское мастерство, но и укрепляются в роли носителей подлинных культурных традиций своего народа.
Список литературы:
1. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца / Г.Ф. Богданов. – М., МГУК, 2003. – 224 с.
2. Государственный академический Северный русский народный хор: официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sevhor.ru/
3. Егорова, Л.В. Дивная Пинега / Л.В. Егорова. – Архангельск: Правда Севера, 2007. – 584 с.
4. Иевлева, И. Традиционная народная песенная культура – основа музыкальной идентичности Архангельского Севера / И. Иевлева // Экология культуры: информ. бюл. – Архангельск, 2005. - № 1 (35). – С. 150-157.
5. Пашкова, З.Г. Пинежские танцы / З.Г. Пашкова. – с. Карпогоры, 2011. –119 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.