Роль музыкальной культуры в развитии личности
Оценка 4.6

Роль музыкальной культуры в развитии личности

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
искусство
27.04.2020
Роль музыкальной культуры в развитии личности
Роль музыкальной культуры в развитии личност.docx

               Роль музыкальной культуры в развитии личности.
      

      Одной из самых актуальных проблем современного общества является угроза духовного обеднения, оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров будущих поколений россиян. Поэтому, нашему обществу и воспитанию необходим свежий  взгляд на жизненно - важные проблемы  формирования личности в условиях  модернизации, обеспечивающий нравственное воспитание и всеобщее, противостояние бездуховности, бездушию и безнравственному потребительству.
      В целенаправленном  формировании культуры личности решающую роль играет художественная деятельность, так как она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду и, естественно, к жизни.

Современные психологи говорят о том, что задача педагога способствовать развитию творческого начала  личности, способной к восприятию нового, умению импровизировать. Обществу сегодня необходим человек, который чувствует себя достаточно уверенным и сильным, чтобы смело входить в любую современную ситуацию, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Сегодня во времена  бурных экономических и политических перемен дети нуждаются в развитии гибкости и независимости мышления, вере в свои силы, готовности пробовать и ошибаться. Для достижения подобных целей  и решения поставленных задач одним из средств является музыкально-художественное творчество ребенка.
      Наблюдая за детьми, находящимися в музыкальной и художественной среде, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательных школ, нужно отметить, что дети, занимающиеся в музыкальных  кружках, объединениях, школах и художественных студиях, более развиты во всех отношениях. Ведь в процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ведущая  роль. Музыкальные и художественные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Эти занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
     В широком смысле эстетическое воспитание -это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это безусловно воспитание Человека.
                                                                                                                                

     В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах

                                                                                                                       1

музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
     Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось, как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность, глубоко чувствовать и понимать искусство, любить его сохраняется, затем на всю жизнь и влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
      С давних времен философы, психологи, искусствоведы, в том числе и музыканты, отмечают глубокую связь между духовностью и художественным творчеством и считают, что художественно-эстетическая деятельность служит своего рода двигателем духовного обогащения.
Это особенно актуально в наши дни для развития культуры. Тем более что, как свидетельствует практика, чем человек «человечнее», тем он музыкальнее и наоборот чем человек музыкальнее, тем он «человечнее».

     Сегодня в 21 веке стал особенно ощутимым  разрыв между научно-техническим прогрессом, и состоянием духовного развития общества, внутренней культурой людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Путь выхода из кризиса педагоги и ученые видят в изменении самого человека, его духовного потенциала, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей.
     Опыт  работы в ДЮТО «Компьютерная музыка»  МБОУ ДОД Вознесенский районный Дом детского творчества позволяет считать, что развитие эстетического отношения к собственной деятельности у детей вполне осуществимо и действительно является движущей силой формирования развития художественно-творческих способностей воспитанников. Приобщение ребенка на доступном его возрасту уровне к решению полноценных творческих задач  -  основной путь к эстетическому преобразованию собственного жизненного опыта, благодаря  которому  он открывает в самом себе потенциальную способность эстетического отношения ко всему окружающему.
    Одной из составляющих эстетического отношения к окружающему является установка на формирование музыкального чувства, способность творить, импровизировать. Творчество, в данном случае, игра на любом инструменте обогащает  впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

                                                                                                                             

     Основным универсальным музыкальным инструментом, на котором «играют» воспитанники  детско - юношеского творческого объединения «Компьютерная музыка» является его величество Компьютер.

                                                                                                                 2

Почему?

 

Потому что, компьютерная работа со звуком и музыкой превратилась сегодня в массовое увлечение, забаву, игру. А там, где игра, там повышенная мотивация, а следовательно и интерес к данному виду творческой деятельности, к обучению, образованию. Люди, которые еще несколько лет назад не могли  реализовать свой талант и превратить придуманные ими мелодии или композиции в полнозвучные музыкальные произведения, наконец, получили такую возможность . В связи с этим появились специальные компьютерные музыкальные  программы, в которых каждый человек может проявить свои творческие  способности, наклонности. Одна из них  - Cakewalk Sonar 7 Producer Edition, которая непосредственно используется в работе с детьми и подростками. Программа представляет собой секвенсор, в котором можно создавать  различные музыкальные композиции, оживлять при помощи широкого выбора музыкальных инструментов как классическую, органную, народную,  духовую музыку различных стилей и направлений, используя  безграничные возможности  компьютера.

     Многодорожечная  система  позволяет  прописывать  при  помощи  виртуальной клавиатуры или синтезатора партии целого оркестра, ансамбля, быть воспитаннику непосредственным участником игры в оркестре,  ансамбле, и реально почувствовать красоту и наслаждение творчества, а также участвовать в игре большого или маленького  музыкального  коллектива. 

 Кроме того, музыка, как вид искусства и составная часть технологии  мультимедиа наряду с самостоятельным индивидуальным существованием в  искусстве и общественном сознании, прекрасно интегрирует и нуждается в  такой тесной интеграции с другими, смежными видами искусств, создавая  качественно новые продукты интеллектуального и творческого труда личности. В  связи с этим для удовлетворения интересов в этой  сфере деятельности программой предусмотрено направление  «Компьютерная музыка в создании мультимедиа композиций». Направление   реализует образовательный и творческий процесс в интегрированной среде  различных видов искусств.                                                                                                                                  

     С помощью этого уникального музыкального инструмента (компьютера) на занятиях объединения «пробуждается музыка от глубокого нотного сна», звучит в оригинальных обработках юных аранжировщиков и творческих

опусах самодеятельных композиторов, оживает в ярких эмоциональных

образах  видеосюжетов  юных дарований.

                                                                                                                               3

Специально для таких ребят, желающих проявить свой талант и способности, в 2010 году автором статьи была разработана  специальная дополнительная образовательная программа нового поколения « Компьютерная музыка».                                                                                                                            

      Тип программы – музыкально - технологический с креативным поиском, направленным на создание условий для обучения и реализацию музыкального образования с помощью компьютерных технологий.    

      Программа объединяет в себе образовательный и воспитательный  характер обучения и направлена на:                                                                                          -  решение художественно-эстетических проблем в музыкальном  образовании;

-  создание условий для развития личности ребёнка;

-  развитие мотивации  личности к познанию и творчеству;

-  обеспечение эмоционального благополучия и комфорта ребёнка;

-  приобщение детей и подростков к мировым художественным и   

    культурным ценностям;

-  изучение музыкального и художественного творчества своего народа;

-  создание условий для социального, культурного и профессионального  

   самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её 

   интеграции в систему мировой и отечественной культур;

-  интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;

-  укрепление психического и физического здоровья;

-  профилактику асоциального и аморального поведения;

-  взаимодействия педагога дополнительного образования с семьёй.

     Актуальностью  программы является её целостность и избирательность, поскольку она предоставляет детям как узкий, так и широкий выбор образовательных услуг в области музыкально-художественного образования с применением современных компьютерных технологий и направлена на оптимизацию целого комплекса творческих способностей подрастающего поколения.                                                                                                                                        

     Актуальностью данной программы является также тесная внутренняя  интеграция двух параллельно идущих образовательных процессов по  принципу «два в одном» в развитии творческой личности детей –

музыкально-художественного образования и образования в области  компьютерных технологий. Синтез и взаимная интеграция этих двух

образовательных процессов приводит в итоге к созданию продукта  интеллектуального и творческого труда, (творческой работе, музыкальной  композиции), представляющей собой определённую художественную  ценность эквивалентную способностям, интеллекту, темпераменту, индивидуальности и таланту её автора.

                                                                                                                           4    

      Программа представляет собой разработку образовательной программы нового поколения, направленную на развитие инновационной деятельности, информационных технологий и предоставляет широкий профиль 

образовательных услуг, в области музыкально-художественного  образования. Новый предмет, свежий  инновационно - интегрированный  взгляд и комплексный подход к решению проблем дополнительного  образования с применением современных технологий  делают её весьма привлекательной  поскольку она включает в себя, пять основных направлений образовательного  процесса:

-  создание  музыкальной  композиции (оживление нотного  текста ) 

   музыкального произведения),                                                                                                                                 -  запись и обработка вокала,                                                                                                           -  сведение музыкальных  композиций,                                                                                                                                              -  мастеринг фонограмм музыкальных  композиций,                                                                                                                         

-  компьютерная музыка в создании  мультимедиа проектов,

направлены на оптимизацию творческих способностей подрастающего  поколения,  на основе приобщения детей к общечеловеческим культурным  ценностям,  с помощью музыкального искусства и современных  компьютерных технологий, составляющих суть образовательного процесса в познании музыкального, изобразительного и художественного творчества.

       Кроме того, она предоставляет возможность детям, не желающим осваивать какой либо музыкальный инструмент в специальных учебных заведениях (музыкальных школах, школах искусств), но любящих музыку, желающих участвовать в процессе музицирования  без специальных навыков, игры на каком - либо музыкальном инструменте. Такую возможность им предоставляет универсальный музыкальный инструмент нового поколения - компьютер, который  при помощи специальных музыкальных редакторов  и программ «играет» голосами различных музыкальных инструментов и составов исполнительских групп в реальном и виртуальном мире. Но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных компьютерных инструментах  требует определённых знаний, умений и навыков, что закаляет волю и укрепляет дисциплину, развивает стремление к достижению цели, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает  опыт детей, прививает им знания, что в

целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей.
                                                                                                                                   В процессе  компьютерной  игры  на различных музыкальных

инструментах дети узнают, постигают, осваивают закономерности

музыкального языка, множество различных музыкальных инструментов,

                                                                                                                           5

 учатся познавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно

повысить уровень общих музыкально - технических навыков, развить музыкальные способности.
       Музыка и язык – близнецы - братья. Они родились друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь. Играющие и поющие люди лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Также музыкальные занятия развивают навыки общения.
Музыка структурна и иерархична: более крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже иерархичного и структурного. Ученые доказали, что дети, занимающиеся музыкой, обходят своих сверстников по уровню структурного мышления. Не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
      Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами и ассоциациями, читает и запоминает нотный текст. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70 % членов университетского музыкального клуба.
Музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
      Совершенствование работы, связанной с реализацией идей эстетического воспитания – залог успешного решения важнейшей сегодня задачи развития творческих сил подрастающего поколения, способного воспринимать и эмоционально переживать, оценивать и создавать красоту, гармонию в жизненной материальной среде, во всем укладе жизни. При таком понимании эстетическое воспитание может стать значительной позитивной общественной силой, эффективным средством пробуждения и развития истинно человеческих качеств.
      Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный  многогранный

процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

    Причастность  к  самодеятельному, индивидуальному и коллективному  творчеству создает условия, включающие особые  психологические  механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию    

созидательного человеческого качества - способность к преобразовательной деятельности.                                                                                      
                                                                                                                        6


 

Роль музыкальной культуры в развитии личности

Роль музыкальной культуры в развитии личности

В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека

В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека

Почему? Потому что, компьютерная работа со звуком и музыкой превратилась сегодня в массовое увлечение, забаву, игру

Почему? Потому что, компьютерная работа со звуком и музыкой превратилась сегодня в массовое увлечение, забаву, игру

Специально для таких ребят, желающих проявить свой талант и способности, в 2010 году автором статьи была разработана специальная дополнительная образовательная программа нового поколения «

Специально для таких ребят, желающих проявить свой талант и способности, в 2010 году автором статьи была разработана специальная дополнительная образовательная программа нового поколения «

Программа представляет собой разработку образовательной программы нового поколения, направленную на развитие инновационной деятельности, информационных технологий и предоставляет широкий профиль образовательных услуг, в области музыкально-художественного образования

Программа представляет собой разработку образовательной программы нового поколения, направленную на развитие инновационной деятельности, информационных технологий и предоставляет широкий профиль образовательных услуг, в области музыкально-художественного образования

Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень общих музыкально - технических навыков, развить музыкальные способности

Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень общих музыкально - технических навыков, развить музыкальные способности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020