Час общения: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
Цель: систематизация знаний о народных промыслах. Задачи:
Ход занятия.
Мотивация учащихся. Актуализация знаний. Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Урок я хочу начать со стихотворения: Очень часто за событиями, И за сутолокой дней Старину не вспоминаем, Забываем мы о ней. Хоть и более привычны, Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
- Сделайте вывод. Что значит для нашего занятия это стихотворение? - Перед вами интересные и разные предметы. Все они сделаны руками настоящих мастеров, украшены сказочными цветами, птицами. - Как думаете, какова тема будет? (Что объединяет карточки с рисунками и карточки с названиями промыслов? Каким общим словом можно назвать эти рисунки?) Основная часть. Перед вами лежат картинки с изображением различных видов народного творчества и картинки с их названиями. Работая в парах, найдите соответствие.У каждого вида росписи есть свои отличительные признаки, следовательно, задача состоит в том, чтобы, вспомнить особенности каждого вида росписи. Давайте вспомним особенности каждой росписи и занесем их в таблицу.
Хохлома |
Гжель |
Городец |
Жостово |
|
Материал изделия |
||||
Главный мотив этой росписи |
||||
Какие цвета используют мастера этого промысла |
||||
В чем особенность росписи |
Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных ремесел. А что такое ярмарка?
Ученик: Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.
И покупателям и мастерам - всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия. Мы разделимся на группы по видам художественных промыслов. Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных промыслов. Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.
Учащиеся объединяются в группы по выбранному промыслу.
В классе работают: «Городец», «Жостово», «Гжель», «Хохлома».
План работы мастеров в группе: - выполнить эскизы изделий по мотивам промыслов; - подготовить их к выставке на нашей ярмарке; - прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.
Динамическая пауза.
Наши алые
цветки, |
Руки подняты вверх,
пальцы собраны в кулаки Медленно сжимаем пальцы в кулачки Покачивание кулачками вперёд - назад |
Творческая работа.
Мастера работают за столами с карточками - названиями промысла, пособиями с элементами росписи, силуэтами посуды.
Одни учащиеся составляют эскизы композиции узоров для росписи, другие тренируются в кистевой росписи, третьи выполняют силуэты изделий.
Цветотерапия для глаз.
Во время практической работы звучат русские народные песни ,сопровождаемые слайдами «Народные промыслы России». Готовые изделия расставляются мастерами на ярмарочных прилавках (стол – помощник)
Представление творческих работ. Подготовленные учащиеся читают стихотворения, а остальные учащиеся оценивают выразительность их чтения, поднимая смайлики. Приложение Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.
Купцы дорогие, Люди торговые, На нашей ярмарке должны вы, Свой товар расхвалить, И ничего не забыть. И себя показать, И товар свой продать.
Гордецкие мастера. Наши доски самые красивые, их украшают изображения цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей. Для росписи наших изделий используются масляные краски. Доски покрываются лаком, поэтому долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты. Наши цветы сложные и красочные. Они пишутся в несколько слоев, в их изображении несколько оттенков одного цвета или разных цветов.
- Достойные товары. Берем ваш товар. Кто еще привез свой товар на ярмарку?
Гжельские мастера. Посуда просто удивительно хороша: прочна и красива. Гжельская керамика выполняется из белой гончарной глины. В жарком пламени обжигается, закаливается и становится звонкой и прочной. - Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок. А это что за чудные подносы на нашей ярмарке?
Жостовские мастера
Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Свободная роспись дает возможность фантазировать, а форма подноса определяет композицию. - И этот товар станет украшением в нашем доме. Теперь перейдем к следующим товарам.
Хохломские мастера. Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами. - Берем и ваш товар для нашей подружки.
Закончила работу наша ярмарка.
Кто смел, Тот успел, И себя показать, И товар свой продать.
Подведение итога. – Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные сегодня? – Актуальна ли эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.) – Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.) Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. А это и есть традиция.
Рефлексия. Закончить сегодняшнее занятие мне бы хотелось русской - народной пословицей. Но смысл её станет понятен тогда, когда мы вставим пропущенное слово. (Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в предложение). Для этого необходимо разгадать загадку:
Рос в ракушке много лет Камешек простой, А потом попал в браслет- И стал он дорогой?
Народные промыслы, как _________ в ожерелье России.
Ответ: ЖЕМЧУГ
Как вы понимаете данную пословицу?
Ребята, понравился ли вам занятие, покажите своё настроение (учащиеся показывают смайлики) - Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.