"Роль педагога дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе в ДХШ"
Художественное воспитание и образование детей - важное звено общей системы воспитания, поскольку изобразительное искусство обращено к духовному миру детей. А все виды деятельности и формы работы в ДХШ (собственно уроки и различные внеклассные мероприятия) требуют от педагога профессиональных знаний и умений. Педагог художественной школы - это особый педагог. Он должен быть художником, психологом, воспитателем, учителем, наставником, примером для подражания. И все перечисленные факторы должны проявляться одновременно в комплексе. Учитель, прежде всего, должен быть учителем, то есть, его разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на первых ступенях развития обучающихся.
Воспитательный процесс.
Наука о педагогике своей целью ставит воспитание и развитие личности ребёнка. Она подчёркивает, что обучение должно носить воспитывающий характер. А чтобы добиться положительного результата в воспитании, педагог должен владеть техникой педагогической работы. Он должен уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности. Находить правильное решение в различных ситуациях, независимо от характера ученика в целом. Например, ученик небрежно сделал работу, обычно проявляет небрежность в поведении, на которую педагог, при удобном случае, должен воздействовать. Нарушение чувства ритма в композиции - указывает на расхлябанность характера. Ритмичная композиция, правильно подобранные цвета, тесно связана с выдержкой в поведении речи. Бледная композиция, способствует замкнутости и необщительности ребёнка. Не следует пренебрегать и внешними моментами воспитания: аккуратностью, дисциплиной, опрятностью, привлекательностью в общении. Большое значение имеет воспитание культуры речи. Не умеющий складно мыслить - не умеет складно говорить. А не умеющий складно мыслить и говорить - не научиться хорошо писать. Художник должен уметь рассказывать на холсте, что он видит и исполнять. Успешное воспитательное воздействие на ребёнка оказывает выдержка, искренность, требовательность и чуткость педагога. Воспитание со стороны педагога не должно быть притворной ласковости и непрерывных окриков. Он должен уважительно относиться к удачам и неудачам ученика на уроке. Подчёркивание удач ученика имеет гораздо большее значение с точки зрения стимулирования его работы, чем повторное акцентирование недостатков. Поэтому вся учебно-воспитательная работа должна проходить под девизом: "поощрять, а не разочаровывать". Это необходимо для возмещения затраты нервов и сил при исполнении настоящего произведение.
Воспитательное значение внеклассной работы.
Организация внеклассной работы в ДХШ - это организация совместной, коллективной деятельности преподавателя и учеников вне учебного процесса, предполагающего применений знаний, умений, способностей, талантов детей и педагога. Подобная организация детей носит позитивный и благоприятный характер для их образования, воспитания и развития. Процесс организации и функционирования внеклассной работы в ДХШ исходит из опыта работы и творческой активности педагога. Поэтому формы внеклассной работы могут быть довольно обширны и многообразны, но обязательно наполнены глубоким, богатым внутренним содержанием. Все они имеют единое предназначение - несут основные функции дополнительного образования: познавательную, воспитательную, творческую, учат их активно проявлять себя в художественной деятельности. Организация внеклассной работы в ДХШ позволяет обучающимся: получить новую, дополнительную информацию помимо учебного материала; проявить свои творческие способности и исполнительские качества, что значительно повышает самооценку обучающихся и формируют высокий уровень мотивации; получить удовольствие от приложенного труда; расширить художественный кругозор, формировать и развивать своё творческое мышление, эстетическое воспитание, а также высокий художественный вкус; иметь возможность участия в выставочной деятельности и реализации своих творческих способностей, не зависимо от их уровня. Правильно организованная и тщательно продуманная внеклассная работа способствуют подъёму общей художественной культуры обучающихся, формированию сферы духовных интересов и убеждений. Участвуя во внеклассных мероприятиях, ученики получают возможность свободной реализации своих художественных идей, умение понимать, различать, чувствовать искусство, оценивать результаты своей творческой деятельности.
Труд педагога - это испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и незаурядность. Он должен быть всегда в творческом состоянии, иметь широкий круг знаний, умений, навыков. Должен обладать педагогическим талантом и постоянно заниматься повышением профессионального и исполнительского уровня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.