Роль педагогических советов в становлении профессиональной педагогической позиции современного учителя.
Мякишева Ольга Валентиновна, методист МБОУ «Болугурская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» с. Болугур Амгинского района, bolugurschool@mail.ru
Аннотация
Ни для кого не секрет, что современной школе нужен новый учитель, так как стремительно мчится время, меняется общество, а вместе с ним меняется заказ системе образования, который влечет за собой изменение всей системы образования. В настоящее время, требуется учитель с личностно- гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области. Перечисленные характеристики педагога необходимы для реализации Закона "Об образовании" и программы развития школы. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя. Данная статья посвящена вопросам организации обучения педагогов через деятельное их участие в работе педагогического совета. Автор статьи долгое время проработала заместителем директора по учебно-методической работе и здесь делится опытом проведения педсоветов как одной из главных структурных единиц методического сопровождения педагога.
Ключевые слова: профессиональная педагогическая позиция - интегральное явление, сочетающее в себе понимание учителем объективных требований, субъективно-ценностное отношение к ним и принятие их на уровне личностного смысла, а также владение соответствующими способами поведения и деятельности.
Президент страны В.В. Путин адресовал развивающемуся российскому обществу весьма важную мысль: "Если мы хотим избежать социальных и природных потрясений, то ΧΧΙ век должен стать Веком Человека, а, следовательно, и веком образования". Обеспечить путь к успеху – так звучит запрос к системе образования России. Следовательно, чтобы соответствовать новым требованиям, предъявляемым новым обществом к системе образования должен меняться учитель – непосредственный исполнитель запроса. Ведь, по словам крупнейшего педагога 19 века К.Д. Ушинского «в деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Я полностью согласна с утверждением Константина Дмитриевича и, исходя из этого умозаключения, поставила перед собой цель с помощью серии обучающих педагогических советов мотивировать педагогов на изменения, которые должны произойти в них.
В современных документах, определяющих стратегические направления образовательной политики, профессиональная педагогическая позиция трактуется как миссия современного педагога. Она включает несколько компонентов, без которых педагогическая деятельность лишается потенциала развития:
1.Создание условий безопасности, исходя из возрастных особенностей ребенка.
2. Создание ситуаций развития на уроке и внеурочной деятельности.
3.Позитивное стимулирование, поддержка инициатив. При этом следует учитывать, что детская инициатива – это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят.
4. Обучение различным способам деятельности.
5. Обучение жизненному проектированию, основная цель которого состоит в формировании ребенком личностного проекта развития внутри сознательно выбранного жизненного пути.
6. Организация учебного сотрудничества является насущным требованием инновационного развития экономики и общества. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми выступает сегодня неотъемлемой частью гражданского образования, подготовки к жизни в демократическом обществе.
7. Формирование потребности в рефлексии и самооценке.
Основными психологическими условиями, способствующими становлению профессиональной позиции, являются: учебно-профессиональная общность педагогов на основе совместной педагогической деятельности; гуманистическая направленность личности ребенка как главной ценности. Педагогическое условие, способствующее становлению профессиональной позиции учителей, это специально организованная практика, как пространство развития педагогов, как форма, способствующая их самообразованию и саморазвитию. Этим пространством в моем опыте является педагогический совет. Еще задолго до введения ФГОС, начиная с 2006 года, мы работали над совершенствованием основной структурной единицы учебного процесса. Было организовано взаимопосещение уроков, учителя проводили открытые уроки, ежегодно проходили традиционные конкурсы уроков нестандартной формы и содержания. Это были уроки уходящего года под общим названием «Новогодний серпантин» (2007 год), «Новогодняя мозаика» (2008 год), «Каскад уроков уходящего года» (2009 год), «Урок вместе с учителем» (2010 год) и т.д. В течение трех лет было проведено 3 обучающих педагогических совета по темам: «Структура урока» (2006 г.); «Интегрированный подход и проектные формы обучения» (2007 г.); «Современный урок – это …» (2008 г.). На основе материалов этих педагогических советов нами были разработаны «Методические рекомендации к урокам 21 века» (Протокол № 1 от 28 августа 2008 г.) которые должны выполняться учителями. Каким мы представляли современный урок?
Это был урок активной познавательной деятельности учащегося, организованный специально подобранными учителем методами и приемами обучения, на основе научной организации труда (НОТ) с применением современных средств обучения, обеспечивающих эффективность и качество учебно-воспитательного процесса и закладывающих основы творческой личности. Для нашей школы, проводящей эксперимент в условиях социального партнерства, современный урок – это урок с участием (очным или заочным) наших социальных партнеров с привлечением в качестве учебного материала цифровых и фактических данных о Болугурском наслеге, его организациях и предприятиях, технологических процессов, используемых в работе предприятий. Использование на уроках результатов поисковой и научно-исследовательской деятельности, результатов труда наших родителей и т.п. Одним из обязательных требований было проведение обучающимися рефлексии своей деятельности на уроке.
С введением ФГОС эти рекомендации были дополнены и утверждены педагогическим советом «Урок в свете требований ФГОС» (2014 год). На данном педсовете учителями были продемонстрированы технологические карты уроков. Следующим был педагогический совет по теме: «Профессиональный стандарт учителя» (2015 год), где учителя разбирали вопросы, связанные с введением профстадарта и ставили задачи по овладению базовыми компетенциями. Серию педагогических советов продолжил тематический совет «Профессиональная компетентность учителя – основа успешного развития компетенций обучающихся и условие повышения качества образования» (февраль 2016 года). Материалами для него послужили анкеты педагогов по выявлению уровня профессиональной и личностной готовности к работе в условиях ФГОС ООО и введению профессионального стандарта учителя. В процессе педагогического общения была проведена ситуативная игра, работа с выставочными материалами по теме «Профессиональные компетенции педагога», интеллектуальная викторина. В марте этого же года среди учителей провели опрос с целью определения удовлетворенности личности своим трудом, а в ноябре состоялся еще один обучающий педагогический совет по теме «Новой школе – новые технологии или чему еще нам надо учиться?». К педсовету учителями были подготовлены теоретические доклады и фрагменты уроков с применением следующих развивающих технологий: «Кейс», «Логико-смысловые модели», «Творческая мастерская», технология обучения на основе символов и знаковых схем Шаталова, технология проблемного обучения, технология критического мышления. По решению педагогического совета было определено, что полезность новых знаний учитель может оценивать по следующим критериям:
1.актуальность для решения важных в настоящий момент практических задач;
2.эффективность по сравнению с ранее применяемыми технологиями;
3.технологичность предлагаемых способов обучения.
Таким образом, на сегодняшний день у нас в школе сложилась определенная система развития профессиональной компетентности педагогов через обучающие педагогические советы. Главная цель методической работы состоит в качественном и комплексном развитии профессиональных возможностей учителя к достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития. Одной из задач в области профессионализма педагогов является обеспечение условий для освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий. Я считаю, что наиболее полно эта задача решается с помощью деятельностных форм педагогического совета. Здесь же идет создание условий для самореализации, самосовершенствования и развития профессионально-ценностных и личностных качеств учителей, они получают импульс для развития. На педагогическом совете мы заслушиваем информации о педагогических находках учителей школы и выносим рекомендации об изучении и распространении инновационного опыта творчески работающих педагогов. Итогом организованной таким образом работы педагогического совета является обретение учителем своей педагогической позиции.
[2]Николина В.В., Фефелова О.Е. формирование
новой функциональной позиции педагога в процессе социально-педагогического
проектирования // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 6-2. – С.
390-395;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.