Тема педсовета «Роль педколлектива в создании условий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации детей с ОВЗ» выбрана не случайно. Всем нам известно, что сегодня одна из приоритетных целей социальной политики России, это - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества образования для всех категорий граждан. Это значит, что государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. В связи с этим, значительно вырос заказ общества на инклюзивное образование. Это - образование, при котором все дети включены в систему образования. В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.
Инклюзивная школа - это школа равных возможностей. В такой школе все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.
Каковы же принципы построения инклюзивного образовательного пространства? Это, прежде всего:
· принцип индивидуального подхода;
· принцип индивидуализации (поддержки самостоятельной
активности ребёнка);
· принцип социального взаимодействия (актуального включения
всех участников в образовательный процесс);
· принцип междисциплинарного подхода,
· принцип вариативности;
· принцип семейно - ориентированного сопровождения;
· принцип динамического развития образования.
Таким образом, инклюзивное образование: признает, что все дети могут учиться.
Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем:
· как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?
· должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?
· как организовать урок в инклюзивном классе?
· в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающих занятия?
· и множество других вопросов, на которые, к сожалению, пока еще нет четких ответов.
С чего же начинать?
Для начала, мы должны знать, что основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации заложил правовую основу организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания и детей-инвалидов.
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу.
Мы также должны знать, что закон так определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, это-
· лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии,
· имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК,
· нуждающиеся в создании специальных условий при обучении,
· лицами с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Важно знать, что обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
Если нет заключений ПМПК, то ребенок не имеет права на создание специальных условий. Это нормально-развивающиеся дети. В группу с ОВЗ входят только те дети-инвалиды, у которых есть заключение ПМПК. Т.о. часть детей-инвалидов являются таковыми, но они не являются учащимися с ОВЗ. Родители (законные представители) имеют право пройти ПМПК. А также, родители самостоятельно решают, предоставлять заключение ПМПК в ОО, или не предоставлять.
Дети с трудностями обучения - это уже не редкость в современной школе. У нас в школе на сегодняшний день обучается 30 детей с ограниченными возможностями здоровья, 25 в начальной школе, 5 обучающихся в среднем и старшем звене.
Важно знать, что обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
Если нет заключений ПМПК, то ребенок не имеет права на создание специальных условий. Это нормально-развивающиеся дети. В группу с ОВЗ входят только те дети, у которых есть заключение ПМПК и прописано обучение по определенному варианту адаптированной программы.
Родители (законные представители) имеют право пройти ПМПК, либо отказаться. А также, родители самостоятельно решают, предоставлять заключение ПМПК в ОО, или не предоставлять (с такой ситуацией мы сталкивались не раз).
Группа школьников с ОВЗ у нас чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: зрения, слуха, речи, с задержкой психического развития.
В начальном звене для обучающихся с ОВЗ программами предусмотрены дополнительные часы индивидуальной работы (от 5-7): с учителем, учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом. Мы прикладываем массу усилий, ведем тесную взаимосвязь (между собой, с родителями, настаиваем на обязательном медицинском обследовании, медикаментозном лечении), чтобы ребята, испытывающие трудности в обучении смогли по окончанию начального образования продолжить дальнейшее усвоение программы.
Но нередко приступив к обучению в 5 классе, расслабляются родители, перестают уделять должное внимание медикаментозному подкреплению детей, снижается контроль. И даже, если обучающийся продолжает обучение по адаптированной программе, то снижается и количество часов индивидуальной работы со специалистами. Отсюда снова возникают трудности в обучении.
Если вы выявили обучающегося с трудностями в обучении, обращайтесь, будем вместе решать данную проблему. Имейте для себя ввиду, что сейчас, чтобы направить обучающегося на ПМПК необходимо, чтобы у него было, как минимум две неудовлетворительные отметки по основным предметам. Группа детей с ОВЗ не от кого не засекречена, и, если они пришли к вам на обучение, обратите на них внимание, по возможности, окажите помощь, обращайтесь за помощью к нам.
И большое значение для успешного обучения и социальной адаптации таких детей ложится на педагогический коллектив школы. Это значит, что вся психолого-педагогическая деятельность коллектива школы по сопровождению инклюзивного (интегрированного) обучения детей должна строиться на принципах успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создания благоприятного психологического климата в классах и в целом, в школе.
Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие, отсутствие индивидуального подхода - неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ сталкиваются в школе. Задача родителей - прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка.
Задача школы в данном случае - в создании специальных условий обучения.
Что относится к специальным условиям обучения?
Специальные условия обучения - это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
· использование специальных образовательных (адаптированных) программ, методов обучения;
· использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
· проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
· обеспечение доступа в здание образовательной организации;
· использование дистанционных образовательных технологий;
· предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он может обучаться со всеми детьми.
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключение ПМПК - для обучающихся с ОВЗ; индивидуальная программа реабилитации или абилитации - для детей – инвалидов.
Какие существуют формы организации обучения детей с ОВЗ сегодня?
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. В случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендованная иная форма обучения (семейное образование). Получить образование дети могут в двух формах: в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий.
До недавнего времени самой распространенной формой организации обучения детей с ОВЗ было, как было отмечено выше, было обучение на дому. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность педагога адаптировать как содержательную часть образования, так и способы его подачи, ориентируясь на возможности, потребности ученика. Учитель в состоянии в учебном процессе корректировать, как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время. Однако, ежегодный рост числа детей с ОВЗ, приводит к росту нагрузки на школу и педагогов.
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, и для них может быть организовано домашнее обучение. Но основанием для обучения на дому будет являться только медицинское заключение, а не заключение ПМПК, а также, личное заявление родителей. Заключение принимается на основании «Перечня диагнозов». Диагноз - один, а форм получения образования может быть несколько. Только при таких условиях ребенок с ОВЗ может обучаться индивидуально.
Одновременно, усовершенствование медицинской диагностики детей и постоянный поиск педагогами и психологами форм и методов обучения детей с ОВЗ позволяют говорить об успехах в процессе обучения и главное, социализации детей с особенностями здоровья. Наиболее распространенные из них, это - инклюзивные формы обучения детей с ОВЗ и дистанционное обучение.
1.Инклюзивное образование, о нем говорилось ранее, то есть совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ в режиме очного образования, становится все более распространенным явлением. Необходимо обратить внимание, на накопившийся опыт педагогов, которые отмечают, что при инклюзивной форме организации обучения детей с ОВЗ, педагог может столкнуться сразу с несколькими трудностями. Ребенок с ОВЗ может неадекватно реагировать на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с другими ребятами. Из-за этого его интерес и желание посещать школу может снижаться. Поэтому, основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для детей с ОВЗ класс - зоной свободной от неуспеха. Уверить ребенка в его благополучии. Подбирать для ребенка методики, способные заинтересовать новым материалом и пояснять его наиболее доходчивым способом. Еще один принцип вариативных форм обучения детей с ОВЗ - это комфортное существование ребенка в социальной среде. То есть, на педагога ложится ответственность за то, чтобы погружение ребенка в школьный социум проходило для него в щадящем режиме. Вариант, когда режим посещения школы принимается индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка - это очно-заочная форма. Это очень важно, особенно для детей с разной степенью интеллекта. При этом все педагоги и узкие специалисты во взаимодействии с родителями принимают решение о формах дальнейшего образования ребенка, исходя из того, как он усваивает материал, как он себя ощущает в школьной среде.
2.Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ, когда процесс взаимодействия педагога и ученика происходит посредством информационных технологий, видео - связи через Интернет, предоставлением видео - лекций и дистанционной аттестацией. Дистанционная форма обучения детей с ОВЗ может считаться наиболее успешным для детей, в силу физических, психологических, психофизиологических причин не могущих получить инклюзивное образование. Отчасти, дистанционное обучение способно снять часть нагрузки с учителей, которые могут представить свои предметы в виде видео-блоков. При этом дистанционное обучение, сохраняет характерный для домашнего обучения индивидуальный подход к ученику. Так как педагог способен скорректировать учебную программу, исходя из особенностей, в том числе и умственных, своего ученика. (Пример - Даша Живихина). Но многие родители хотят, чтобы их дети развивались именно в среде своих сверстников. Поэтому данная форма обучения практикуется в меньшей степени.
Учителям, работающим с детьми с ОВЗ, рекомендуется использовать для создания условий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации, принципы коррекционной работы, а именно:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
А к условиям успешной интеграции детей относятся:
• учет особых потребностей ребенка с ОВЗ;
• интегрированное обучение осуществляется лишь с обоюдного согласия родителей;
• ребенку с особыми образовательными потребностями при обучении предоставляется специальная педагогическая помощь;
• забота о детях с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не в ущерб заботе об остальных учащихся;
• интеграция осуществляется на основе эффективного использования всех средств, находящихся в распоряжении школы;
• ребенок с ограниченными возможностями здоровья принимает участие в деятельности школы наравне с остальными учащимися;
• но при этом к ребенку с ограниченными возможностями здоровья предъявляются требования с учётом возможностей и особенностей психофизического развития ребенка.
Одно из условий обучения детей с ОВЗ, как было сказано выше, - это обучение по адаптированным образовательным программам.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Таким образом, АОП это тоже образовательная программа, но адаптированная для лиц с ОВЗ, поэтому и добавляется слово «адаптированная». АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1.).
По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79.п.2.), а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).
То есть по сути ОП и АОП, это одно и то же, также как ООП и АООП. А слово «основная» добавляется для того, чтобы подчеркнуть, что данные программы (ООП и АООП) относятся к основным, а не дополнительным образовательным программам.
Важно знать, что для написания программы нужно заключение ПМПК и согласие родителей. Если нет - программа не пишется. Дети - инвалиды (без ОВЗ) - обучаются по общеобразовательной программе.
Адаптированная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью, которой является - коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Если ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе, то рекомендуют для него писать индивидуальную программу. Начиная с 5 класса, мы можем адаптировать только условия, требования, можем изменить критерии оценивания. И только. (Например, всем - выучить стихотворение, а ему - прочитать и т.п.). Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения.
При составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ необходимо учитывать рекомендации СанПиН.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в школе обеспечивает педагогический коллектив - администрация, учителя и специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тьюторы, ассистенты, медицинские работники. Все должны пройти курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. Специалистов в школе - нет. И вся ответственность ложится на нас - педагогов.
Если в Вашем классе обучается учащийся с ОВЗ, то используйте в своей работе следующие рекомендации:
1. Используйте по возможности сокращенные словесные инструкции.
2. Предъявляйте задания в письменном виде: карточки, спец. тетрадь.
3. Не скупитесь на достаточное поощрение усилий учащегося.
4. Сочетайте различные стили подачи учебного материала.
5. Разрешайте учащимся с ОВЗ использовать на уроках вспомогательные средства обучения.
6. Поощряйте работу учащихся с ОВЗ в паре с более сильным учащимся
7. При изучении учебного материала включайте методику проектной деятельности учащихся.
8. Адаптируйте программу по всем предметам к возможностям учащихся
с ОВЗ.
9. Готовьте разноуровневые задания для всех учащихся.
10. Предусматривайте частую смену видов деятельности на уроке.
11. Соблюдайте четкие границы, стереотип урока.
12. Предоставляйте возможность отдохнуть несколько минут учащемуся с
ОВЗ при необходимости.
Конечно, разные дети должны иметь возможность учиться вместе! Это делает их добрее, богаче и лучше. Они - в среде своих сверстников. Но всегда нужно помнить, что у ребенка с ОВЗ не столько ограниченные возможности, сколько расширенные потребности, удовлетворение которых - насущная цель нашей обновляемой сегодня школы, и нас - педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.