Роль подвижных игр на уроках физкультуры в начальных классах

  • doc
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рольподвижных игр на уроках ф.к..doc

Роль подвижных игр на уроках физкультуры в начальных классах

Предисловие (слайд №1).

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания  и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру , что- то забывалось, что- то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно,  потому  что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры , вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной,  где можно проверить и показать свою смелость, быстроту , силу.

(слайд №2)Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека,- эта потребность в тренировке мышц и  внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Ни акселерация, о которой в последнее время так много говорят, ни ограничения, связанные с ростом городов не могут умалить значение игры.

Порой казалось, что на игру посягает бурно развивающийся спорт, вовлекающий все новые массы детей и подростков. Но этого не произошло  и не могло произойти , потому что спорт и игру роднит  одно и тоже начало – соревнование. Они развиваются параллельными путями, тесно сближаются между собой. Недаром многие учителя физкультуры и тренеры успешно используют  игровой метод в спортивной тренировке.

Подвижным играм отводится важная роль в системе средств физического воспитания подрастающего поколения . Понятна большая роль школы в использовании игр как на уроках физической культуры , так и во внеурочных формах работы.

(слайд №3) Игра как средство и метод физического воспитания.

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет  неотъемлемую часть общего воспитания. (слайд №4)Основными задачами  физического воспитания в школе  являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических , волевых и моральных качеств. (слайд №5)Решению этих качеств  активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Младший  и  средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения  подвижных игр в процесс воспитания.

(слайд №6)Играя,  дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности , которые сближают ее с трудом. Ведь в труде как и в игре имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра , как и работа , которая по душе , связана с чувством удовлетворения, удовольствия.  Но игра связана с  применение правил , без которых она не осуществима.

(слайд №7)Великий русский педагог К. Д. Ушинский , говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце и воля. (слайд №8)В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно и на будущую судьбу. Именно это следует иметь в виду учителю физкультуры, использующему игру в своей работе.

(слайд №9)В подвижных играх ярко выражена роль движений. Именно по этому, они широко используются как средство физического воспитания. (слайд №10)Содержание такой игры составляют сюжет (тема, идея) и двигательная деятельность ограниченная правилами. Один лишь перечень подвижных игр, включенных в школьную программу , говорит о разнообразии сюжетов и соответствующих двигательных действий, что привлекает детей как участников. Организация действий участников в подвижных играх представляет им творческую инициативу в выборе способов достижения цели.  Игра привлекает детей еще и тем , что как объект информации она не представляет объект неопределенности. Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями , в игре всегда заложен элемент нового. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников не идентичны. Она всегда проходит по - новому и таит в себе много неожиданностей.  Таким образом , уже одно предвкушение  игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, причем это проявляется перед началом игры безотносительно к предполагаемым результатам: заканчивается участие в игре поражением или победой. Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, большие возможности , предоставляемые школьной программой , а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плавность и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый   педагогический эффект.

Часто говорят об игровом методе проведения физических упражнений . Это значит, что методические особенности игры используются педагогом  в занятиях гимнастикой , различными видами спорта. Использование методических приемов , характерных для игры,- образность , элемент соревнования, естественность движений - может проявится в занятиях ярче или слабее, более или менее полно. Это зависит от различных требований  к использованию физических упражнений и условий , в которых они проявляются .  Нередко ребятам дается задание: кто сделает больше передач  мяча над собой, кто лучше выполнить задание с завязанными глазами, кто  сделает больше махов на коне, кто в прыжке достанет мяч  подвешенный к дереву. Такие игровые упражнения, имеющие эмоциональную окраску ( в связи с наличием элемента состязания) очень полезны. Иной раз они облекаются в игры, где за победу борются не отдельные игроки , а целые команды. С помощью игрового метода учитель может создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре , особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувства чести. Межличностные отношения выступают в игре наиболее ярко. Опытные учителя физической культуры широко используют игровой метод на уроках и вне урока при проведении спортивных мероприятий . благодаря чему повышается интерес учащихся к занятиям, полнее используется отведенное на них время , а следовательно успешнее  решаются поставленные педагогические задачи. Кроме этого, действие, окрашенное  элементами игры, устанавливает между участниками прочную связь, на основе которой успешнее развиваются и не игровые действия.

(слайд 11)Игра в школьной программе.

В средней общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на решение  учебно – воспитательных задач.  Школьные программы по физической культуре  соответствуют  содержанию  Президентских тестов. Значительное место в программах по объему занимает   игровой материал.  Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется программой как эффективное средство освоения таких разделов, как легкая атлетика, лыжи, плавание, спортивные игры.

При изучении мальчиками видов борьбы , а девочек элементов художественной гимнастики  на помощь учителю могут прийти подвижные игры- в первом случае для воспитания силы, ловкости , воли.

Специально подобранные игры помогают воспитанию общей и скоростной выносливости, необходимой в кроссовом и спринтерском беге, при освоении включенных в программу марш- бросков. Быстрота и координация движений , воспитываемые в играх , важны для успеха в соревнованиях по преодолению полосы препятствий. В программе нет прямых указаний о применении игр с целью освоения конкретных упражнений , но при условии умелого подбора и использования их в уроке , а также секционной работе учитель может достичь высокого эффекта.

(слайд 12)Игры рекомендуемые школьной программой , направлены на решение не только образовательных , но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, т. к. всех , кто причастен к педагогике, беспокоит гиподинамия  детей . Двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента его поступления в школу  . Единственным средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой  учебной и внеклассной работы по физкультуре в школе. Немалая роль здесь принадлежит и подвижной игре- естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства. Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослабления всего организма. Среди школьников особенно распространены хронические заболевания  дыхательных путей . и это служит причиной многих болезней внутренних органов . Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр на свежем воздухе . Установлено, что при систематических занятиях  резко сокращается количество заболеваний, улучшается осанка, снижается избыточный вес.

Место игр на уроке                                                                                                                            (слайд №13,14,15,16)Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части их главная задача – организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях («Класс смирно», «По местам», «К своим флажкам»).                                                              В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений («Белые медведи», «Охотники и утки», «Салки ноги выше земли»).                     Задача  заключительной части урока- привести организм в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока : «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голосок», «Кто ушел?»                                                                     Что касается количества игр , применяемых учителем на уроке , то это зависит от задач урока, а также от использования других средств физического воспитания. В 1-2 классе проводятся 3-4 игры, в 3-4 классах – 2-3 игры. Но раз в четверть урок должен целиком состоять из игрового материала. Не в коем случае нельзя все уроки превращать в игру.                                      В процессе работы бывает, что на урок приходят два класса разных по возрасту. Если игра носит групповой характер, то один водящий может быть выбран из числа старших ребят, а другой -из младших учащихся. В играх с метаниями для младших уменьшается расстояние. При беге по два взявшись за руки- старший бежит с младшим, то же самое в тройках- старший держи за руки двух младших. При беге в шеренгах старшие девочки бегут с самыми быстрыми младшими учащимися , а старшие мальчики со слабыми. В эстафетах младшим школьникам дается упрощенное задание: например нести мяч в руках, а старшие в их команде ведут мяч; младшие бросок в стену и ловля, а старшие бросок в кольцо.

(слайд 17)Роль подвижных игр в подготовке к сдаче Президентских тестов.

Содержание новой учебной программы позволяет вести на уроках физкультуры планомерную подготовку   детей к сдаче норм Президентских тестов. Однако для подготовки учащихся к выполнению норм по легкой атлетике, лыжам  и другим видам спорта одних уроков недостаточно. На помощь приходит внеклассная работа организуемая в виде секций общей физической подготовки , секций по видам спорта. Главное внимание здесь обращается на развитие физических качеств, нужных для выполнения норм нужных для выполнения требований Президентских тестов   и отчасти на освоение спортивной техники. Применение игрового метода для освоения ряда упражнений Президентских тестов повышает интерес детей к занятиям. Игровой метод освоения упражнений как нельзя лучше отвечает запросам детской психологии, содействует формированию детского коллектива. Кроме того , подготовка к сдаче норм по Президентским тестам , проводимая на эмоциональном фоне , связанная с применением подвижных игр, стимулирует двигательную активность , меньше утомляет детей, а их организм подготавливается к значительным функциональным нагрузкам во время спортивных соревнований . Важен и еще один момент. Игры, включаемые в тренировки, нередко выступают как модель формирования определенного психологического стереотипа, поскольку упражнения в них закрепляются и совершенствуются  в условиях игровой соревновательной деятельности.  Подвижные игры -в первую очередь служат задачам физической подготовки и совершенствованию элементов   спортивной техники, а также воспитанию решительности воли и др. важных качеств.

В подготовке к сдаче норм по бегу на короткие дистанции и кроссу можно использовать игры типа перебежек: «Пятнашки маршем», «Пустое место». А также разнообразные эстафеты: встречная эстафета с бегом, «Вызов номеров», эстафеты по кругу.  Прыгуны для своей подготовки используют следующие игры : эстафеты с преодолением препятствий, «Удочка». Игры школьной программы с метаниями: «Снайперы», «Сильный бросок». Методические требования к организации игр :

*Игры с включением элементов техники целесообразно применять в том случае , если эти элементы предварительно разучены. В начале в игре даются задания : кто правильнее и точнее выполнит упражнение , кто меньше совершит ошибок. И только после этого игры связывают с задачами : кто быстрее, кто дальше.

*контрольные расстояния в играх типа эстафет должны соответствовать тестам или немного превышать их.

* Помимо количественной ,должна быть качественная оценка выполнения двигательных действий. Важно добиваться , чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились участниками в процессе эстафетных игр (преодоление расстояний)

* При подведении итогов игр (система оценки по очкам) главным фактором следует считать приближенность норм.

(слайд 18)Условная группировка игр.            

В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам  облегчает подбор игрового материала .

К первой группе можно отнести игры , где участники вступают в активное  единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Этот вид игр наиболее сложный по характеру  выражения двигательных действий: «Охотники и утки», различные виды салок, «Караси и щука», «Борьба за мяч». Такие игры имеют, как правило , определенное сюжетное выражение. Изменчивость игровой обстановки , внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требует от участников этих игр верных решений и быстрых действий, т.е. проявления уже выработанных  двигательных навыков. 

(слайд 19)Ко второй группе можно отнести игры без вступления  участников в  соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют  согласованно между собой, но не могут оказывать непосредственного  (прямого) влияния на действия другой команды: «Пионербол», «Перестрелка».                                                                                                                                                                                                        (слайд 20)Третья группа игр- игровые эстафеты. Действия проводятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точность, быстрота). В эстафетах нет контакта с противником, но борьба , как правило бывает острой и упорной. Программой рекомендуется проведение игр не только на площадке, но и на лыжне. Эстафеты могут быть линейными или круговыми.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

(слайд 21)Основные задачи руководителя игры                                                                                                                    Учитель физкультуры , понимающий значение игры и применяющий ее в работе, должен овладеть методикой игры. Руководить коллективом играющих, решать образовательные задачи, и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации и проведении игр- дело не простое, требующее подготовки и опыта. Уметь организовать так игру, чтобы действия каждого участника игры дали ему возможность проявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. (слайд №22)Игра является методом физического развития   детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогического мастерства самого учителя. Игра должна создать настроение детей. Последовательность применения подвижных игр должна быть заранее спланирована. Учитель должен знать , какие игры он может применять в конкретном классе, а какие еще рано. Закон педагогики - учить нужно тому, что хорошо знаешь сам. Выбор игры зависит прежде всего от тех педагогических задач, которые учитель ставит перед уроком. Важен учет степени трудности игры для занимающихся.  Игры легкие, не требующие проявления усилий,  также не интересны , как и слишком трудные. Степень трудности определяется подготовкой класса. Пример : нельзя предлагать детям игры с перекатами и кувырками , если эти элементы еще не отработаны детьми. На выбор игры влияет количественный состав группы, а также надо учитывать, где проводиться игра, какой инвентарь имеется.           

Для прочности усвоения приобретенных в подвижных играх навыков и умений очень важно эти игры систематически повторять. Кто не сумел осалить, догнать, перетянуть, побывать в роли ведущего - сможет это сделать на другом занятии. Главное  самому учителю помнить о каждом ребенке. Обязательно нужно указать границы игровой зоны, если занятия проходят на площадке, сделать временную разметку из флажков или булав. Иметь свисток. Прежде всего, выбирают водящего. Роль водящего в игре очень ответственна. Медленный и не расторопный водящий не предрасполагает остальных учащихся к активным действиям. Вот почему лучше , если водящего выберет сам учитель или его изберут играющие , но предварительно учитель объяснить какими качествами должен обладать ведущий. Иногда можно применить  считалку , но если учитель видит , что водящий не справится , то ненавязчиво предложить ему помощника, но не из числа сильных учащихся. Или разбить играющих на команды. Вот несколько способов, с помощью которых руководитель может составить две или большее число команд:                                                                                                               - по расчету в строю. Игроки рассчитываются по 2, по 3, в зависимости от числа команд. Важно чтобы ребята стояли по росту, мальчики и девочки на разных флангах;                                                                                                                                       - перестроение в движении                                                                                                                    - по усмотрению руководителя                                                                                                          - по выбору капитанов                                                                                                                              - или составлены две- три постоянные команды и дать им названия                                                                                                                                                                     В младших классах дети очень любят игры с речитативом. Слова разучить заранее. Правильное произношение слов, выразительно , но не крикливо. Договорить слова  до конца , а затем начинать действия. Перед игрой детям сообщить обо всех командах и сигналах (свисток, хлопок, отмашка флажка).                                        (слайд №23)Любую игру можно объяснить по следующей схеме:                                                                  1 Название игры (можно сказать с какой целью проводится)                                                   2 Роль играющих и их расположение на площадке                                                                      3 Ход игры                                                                                                                                              4 Итог игры: кто будет назван победителем                                                                                  5 Правила игры. Заканчивается объяснение ответами на вопросы.                                             

   У руководителя подвижной игры, по отношения к спортивным играм , больше прав. Он может в любой момент остановить игру, сделать замечания, обратить внимание на тактику. И в то же время дать детям максимум свободы, чтобы дети при посредстве игры приучались к самостоятельной деятельности и чтобы поддержать между ними значение общественного мнения. Товарищества, руководимого правдой, необходимо , чтобы они сами  направляли ход игры и следили за точным исполнением простых правил. Одна  из наиболее важных задач руководителя- войти в детский коллектив. Учитель может непосредственно включиться в игру с ребятами. Делать это надо в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть. Учитель, пренебрегая взрослостью, может войти в детский мир, оставаясь вместе с тем справедливым авторитетом.                                                                                        В ходе игры ребят надо сдерживать. Нельзя допускать пререканий, грубостей. Воспитание выдержки, справедливости, настойчивости- важная задача руководителя. Давать сигнал об окончании игры тогда, когда дети получили от нее удовольствие. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий».

Подведение итогов игры.

При подведении итогов важно учитывать не только быстроту , но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто лучше действовал на площадке. Самым активным можно поставить отметки в дневники и журнал.  Но этим злоупотреблять не стоит. Оценка ставится за знание правил и умение их соблюдать, умение целенаправленно и согласованно действовать в игре, умения использовать в игровых ситуациях знакомые двигательные действия

 

                                    Приложение №1.                                                                                                                              Правила для детей.  Пожалуйста запомните!                                                                                                                     Чтобы дело пошло с играми на лад, каждому игроку нужно знать и соблюдать основные условия. Вот они.                                                                                         1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре закон.                       2. В игре проявляйте побольше выдумки, смекалки.                                                         3. Играя с товарищами помни, что ты не один ( не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно по долгу не води).                                                            4. В играх- поединках выбирай противника равного по силам.                                    5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре один за всех и все за одного.                                                                     6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.                                            7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья. Подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.                                                      8. Победив не зазнавайтесь (ведь можно играть еще лучше). Не смейтесь над проигравшими. Помните- в игре вы противники, вне игры- товарищи.                   9. Проиграл – не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.                                                                                               10. В игре не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.         11. Берегите принадлежности для игр; следите чтобы они всегда были исправны и красивы.                                                                                                               12. Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.                       13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжих дорогах, вблизи от мусорных ящиков, развешанного для просушки белья, игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб и от грядок.

 

 

 

                                       Приложение №2                                                                                                                                                                                         Эстафеты с использованием разнообразного инвентаря.                                                       1Бег с одним мячом в руках –положить мяч в обруч, вернуться назад                                                                                                              2 Бег с двумя мячами в руках                                                                                                                  3 Катить мяч до стены- назад бегом с мячом в руках                                                               4 Катить два мяча- назад бегом с мячами в руках                                                                     5 Ведение шайбы клюшкой –обвести флажки змейкой                                                           6 Бег по прямой , пролезть через обруч, обежать вокруг флажка, пролезть  через  обруч; бег по прямой.                                                                                                                                          7 Бег в обруче: одеть обруч на себя, обежать флажок , взять следующего участника в обруч и обежать флажок, взять еще одного участника и опять обежать флажок. Затем тоже выполняют следующие трое участников.                             8 «Лошадки»- бег со скакалкой в парах, затем следующая пара.                                          9 Бег по прямой ; 5 прыжков со скакалкой ; бег по прямой назад.                                                       10  Ведение мяча правой рукой по прямой; обежать флажок назад ведение левой рукой.                                                                                                                                                   11 Ведение по прямой ;бросок в кольцо; попал- ведение назад; броски в кольцо до попадания.                                                                                                                           12 Передачи баскетбольного мяча  во встречных колоннах со сменой мест -передал –беги. Встать в конец колонны.                                                                                                                                      13 Передал- садись. Капитан стоит впереди колонны и делает передачу первому участнику, тот возвращает мяч и садится и т. д.                                                        14 передачи мяча по кругу                                                                                                                          15 Бег с прыжками и подлезанием  через резиновый жгут . Натянуть 2 жгута для одной команды, два- для другой, Через первый жгут прыжок, под следующим подлезание.                                                                                                                    16 Метание в цель на точность и быстроту. Пять бросков. Собрать мешочки, положить в сектор для метаний (для одной команды красные мешочки, для другой -синие).Передал эстафету следующему(хлопнув по ладошке).                                                                                                                                     17 Прыжки сидя на большом надувном мяче- назад бегом с мячом в руках.                    18 Прыжки- мяч зажат между ногами.                                                                                          19 «Теннис». Передачи в парах теннисного шарика теннисными ракетками . передачи считать. После падения мячика на пол –следующая пара. Считаются очки всей команды.                                                                                                        20 Набивание теннисного шарика ракеткой.                                                                                21 Передачи мяча над головой в колонне                                                                                    22 Передачи мяча под ногами в колонне.            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                       Приложение №3                                                                                                                      Игровые задания для развития физических качеств.                                                                          1 Старты из различных исходных положений                                                                             2 Старты по два участника: каждый стартует до тех пор, пока не наберет три фишки, меняя соперников в каждом забеге.                                                                                        3 Старты с выбыванием.  Стартуют все вместе, стоя в шеренге.  В каждом забеге два- три победителя остаются и больше не бегут.                                                                                                                        4 Старты на «чемпиона». В каждом забеге 2-3 последних участника  выбывают.                                                                                                                                             5 Соревнование пар. Взявшись за руки. Стартуют по две пары, по три пары, все вместе.                                                                                                                                                 6 Старты в шеренгах, взявшись за руки. Например: мальчики против девочек.               7 Линейные эстафеты (по прямой- этап 30 м)                                                                                            8 Эстафеты по кругу – этап 40-50м                                                                                                 9 Старты по парам. Дистанция 16-20 м . Добежать до малого мяча, поднять руку с мячом вверх.                                                                                                                            10 «Вызов номеров». Две- три команды.                                                                                     11 «Воробьи и вороны». Две шеренги. Спиной друг к другу. Кого назвали, те убегают. В зале  дистанция 5-6 м. На площадке 12-16 м.                                                        12 Бег с гандикапом. Стоят по парам. Между участниками 2-3 шага дистанции. Этап 20 м.                                                                                                                            13  Игра «Наступление»                                                                                                                     14 Прыжки со скакалкой на «чемпиона».Пока не останутся 2-3 победителя. Прыгают все сразу.                                                                                                                              15  Прыжки со скакалкой в тройках .  Двое вращают – один прыгает.  Весь класс сразу. Кто больше сделает прыжков за одну серию .Количество серий не ограничено.                                                                                                                              16 Прыжки через резиновый жгут при беге в колонне по 1 «в шаге». Шнур натянут под косым углом. Каждый выбирает высоту сам.                                            17  «Удочка» . Стоят в кругу. Учитель вращает скакалку. Кого выбила скакалка- выбывают, или после10 приседаний возвращаются в круг.                    18 Салки с метанием. Водящий метает мяч в игроков с 5-6 м. После броска все перебегают на другую сторону площадки.  Водящий, старается быстро подобрать «подушечку» и осалить любого игрока.                                                         19  Вращение обруча . Все вместе. Кто дольше  всех.                                                               20 Метание в цель. Из пяти бросков.