Роль поликультурной педагогики в формировании личности в системе образования
Оценка 4.7

Роль поликультурной педагогики в формировании личности в системе образования

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
14.11.2021
Роль поликультурной педагогики в формировании личности в системе образования
Роль поликультурной педагогики в формировании личности в ситеме образования.docx

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

         Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль

научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но

и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной

педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в

современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические

конфликты, различные дискриминационные явления, классовые,

политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления

современной педагогической науки и образовательной практики

обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации

социальной жизни, стремлением создать общество, в котором

культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства

и прав каждого человека. Поликультурная педагогика может быть оценена

как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и

образования, способствующий гармонизации отношений представителей

различных цивилизаций и культур.

При определении цели поликультурного образования ученые

акцентируют разные аспекты, но едины во мнении, что поликультурное

образование призвано отвечать различным потребностям всех членов

поликультурного общества независимо от их этнической, культурной,

социальной и религиозной принадлежности.

         В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова определяют главную

цель поликультурного образования как формирование человека,

способного к активной и эффективной жизнедеятельности в

многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым

чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и

согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [4].

А.Н.Джуринский считает, что поликультурное образование

преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм»,

«равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь

идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором - о

поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем - о

воспитании в духе общенациональных политических, экономических,

духовных ценностей [2].

         Г.Д. Дмитриев демонстрирует более развернутый подход к

определению цели поликультурного образования, которую видит в том,

чтобы способствовать с помощью школы, семьи и общественных

организаций созданию демократического государства, которое

характеризуется толерантностью взглядов, суждений людей; признанием

и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами,

обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным

участием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной

жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и

каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой

прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих

культурных идентичностей [3].

         Г.В.Палаткина считает, что поликультурное образование должно

иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов

представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в

мультикультурном обществе [5].

Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного

образования:

§ глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой

своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные

культуры;

§ формирование у учащихся представлений о многообразии

культур в мире, воспитание положительного отношения к культурным

различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим

условиям для самореализации личности;

§ создание условий для интеграции учащихся в культуры других

народов;

§ формирование и развитие умений и навыков эффективного

взаимодействия с представителями различных культур;

§ воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного

межнационального общения;

§ формирование и развитие умения критически мыслить;

§ развитие этнотолерантности;

§ формирование у учащихся чувства национального

самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти»,

побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

§ формирование осознанных, позитивных ценностных

ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;

§ воспитание уважения к истории и культуре своего и иного

народа;

§ использование этнопедагогической среды как основы для

взаимодействия личности с элементами других культур;

§ формирование способности учащегося к личностному,

культурному самоопределению.

         Решение задач поликультурного образования требует широкого

использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место

в них занимают творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии,

симпозиумы, групповая и индивидуальная, самостоятельная работа,

разработка проектов, ролевые игры, драматизация, тренинги, в ходе

которых ученик приобретает опыт решения проблем, связанных с

особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и которые

направлены на формирование культуры общения.

В логике поликультурного образования целесообразно знакомить

школьников с историей, художественным искусством, традиционными

ремеслами своего народа в контексте культурного развития мира. Это

позволит более четко определить роль и место родной культуры в

общецивилизационном процессе, обеспечить единое культурное и

образовательное пространство и, в конечном счете, способствовать

расширению социальной мобильности личности. Вместе с тем

необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим

образцам культуры, которые насаждают бездуховность, цинизм,

жестокость, меркантилизм.

         Таким образом, поликультурное воспитание с этих позиций – это

воспитание и образование в процессе культурно разнообразного

взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных

отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями

различных культур страны. Главная цель поликультурного воспитания в

такой среде состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения,

знания, которые нужны ребенку (человеку) для функционирования в

своей культуре. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги

делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание

видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать

чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей Родине.

Цель процесса образования в таких условиях определяется именно

формированием индивида, готового к активной созидательной

деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою

социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего

другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с

представителями других национальностей.

Список литературы

1. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда

профессионально-личностного саморазвития студентов [Электорнный ресурс] /

Монография. - URL: http://hpsy.ru/public/x928.htm (дата обращения 11.07.2018)

2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире /

А.Н.Джуринский. - М.: Прометей, 2002.

3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. – М.: Народное

образование, 1999.

4. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование -

актуальная проблема современной школы / В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л.

Супрунова // Педагогика. - 1999. - №4. - С.3-10.

5. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования

[Электорнный ресурс] / Г.В. Палаткина: Дис. д-ра пед наук. М., 2003. - URL:

http://nenuda.ru/палаткина-г-в.html (дата обращения 09.09.2018)


 

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Г.В.Палаткина считает, что поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе [5]

Г.В.Палаткина считает, что поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе [5]

В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития мира

В логике поликультурного образования целесообразно знакомить школьников с историей, художественным искусством, традиционными ремеслами своего народа в контексте культурного развития мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2021