РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль
научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но
и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной
педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в
современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические
конфликты, различные дискриминационные явления, классовые,
политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления
современной педагогической науки и образовательной практики
обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации
социальной жизни, стремлением создать общество, в котором
культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства
и прав каждого человека. Поликультурная педагогика может быть оценена
как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и
образования, способствующий гармонизации отношений представителей
различных цивилизаций и культур.
При определении цели поликультурного образования ученые
акцентируют разные аспекты, но едины во мнении, что поликультурное
образование призвано отвечать различным потребностям всех членов
поликультурного общества независимо от их этнической, культурной,
социальной и религиозной принадлежности.
В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова определяют главную
цель поликультурного образования как формирование человека,
способного к активной и эффективной жизнедеятельности в
многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым
чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и
согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [4].
А.Н.Джуринский считает, что поликультурное образование
преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм»,
«равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь
идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором - о
поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем - о
воспитании в духе общенациональных политических, экономических,
духовных ценностей [2].
Г.Д. Дмитриев демонстрирует более развернутый подход к
определению цели поликультурного образования, которую видит в том,
чтобы способствовать с помощью школы, семьи и общественных
организаций созданию демократического государства, которое
характеризуется толерантностью взглядов, суждений людей; признанием
и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами,
обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным
участием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной
жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и
каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой
прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих
культурных идентичностей [3].
Г.В.Палаткина считает, что поликультурное образование должно
иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов
представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в
мультикультурном обществе [5].
Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного
образования:
§ глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой
своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные
культуры;
§ формирование у учащихся представлений о многообразии
культур в мире, воспитание положительного отношения к культурным
различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим
условиям для самореализации личности;
§ создание условий для интеграции учащихся в культуры других
народов;
§ формирование и развитие умений и навыков эффективного
взаимодействия с представителями различных культур;
§ воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного
межнационального общения;
§ формирование и развитие умения критически мыслить;
§ развитие этнотолерантности;
§ формирование у учащихся чувства национального
самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти»,
побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;
§ формирование осознанных, позитивных ценностных
ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;
§ воспитание уважения к истории и культуре своего и иного
народа;
§ использование этнопедагогической среды как основы для
взаимодействия личности с элементами других культур;
§ формирование способности учащегося к личностному,
культурному самоопределению.
Решение задач поликультурного образования требует широкого
использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место
в них занимают творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии,
симпозиумы, групповая и индивидуальная, самостоятельная работа,
разработка проектов, ролевые игры, драматизация, тренинги, в ходе
которых ученик приобретает опыт решения проблем, связанных с
особенностями взаимодействия в поликультурной среде, и которые
направлены на формирование культуры общения.
В логике поликультурного образования целесообразно знакомить
школьников с историей, художественным искусством, традиционными
ремеслами своего народа в контексте культурного развития мира. Это
позволит более четко определить роль и место родной культуры в
общецивилизационном процессе, обеспечить единое культурное и
образовательное пространство и, в конечном счете, способствовать
расширению социальной мобильности личности. Вместе с тем
необходимо помочь детям выработать невосприимчивость к худшим
образцам культуры, которые насаждают бездуховность, цинизм,
жестокость, меркантилизм.
Таким образом, поликультурное воспитание с этих позиций – это
воспитание и образование в процессе культурно разнообразного
взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных
отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями
различных культур страны. Главная цель поликультурного воспитания в
такой среде состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения,
знания, которые нужны ребенку (человеку) для функционирования в
своей культуре. Развивая ребенка в этнокультурной среде, педагоги
делают акцент на приобщении его к красоте и добру, прививают желание
видеть неповторимость культуру разных народов, стремясь вызывать
чувство гордости, уважения и любви к своему народу и своей Родине.
Цель процесса образования в таких условиях определяется именно
формированием индивида, готового к активной созидательной
деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою
социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего
другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с
представителями других национальностей.
Список литературы
1. Бондаревская А.И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда
профессионально-личностного саморазвития студентов [Электорнный ресурс] /
Монография. - URL: http://hpsy.ru/public/x928.htm (дата обращения 11.07.2018)
2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире /
А.Н.Джуринский. - М.: Прометей, 2002.
3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. – М.: Народное
образование, 1999.
4. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование -
актуальная проблема современной школы / В.В.Макаев, З.А. Малькова, Л.Л.
Супрунова // Педагогика. - 1999. - №4. - С.3-10.
5. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования
[Электорнный ресурс] / Г.В. Палаткина: Дис. д-ра пед наук. М., 2003. - URL:
http://nenuda.ru/палаткина-г-в.html (дата обращения 09.09.2018)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.