«Роль ранних детских впечатлений при формировании личности ребенка»
Оценка 4.8

«Роль ранних детских впечатлений при формировании личности ребенка»

Оценка 4.8
docx
07.12.2023
«Роль ранних детских впечатлений при формировании личности ребенка»
Доклад.docx

Доклад на тему:

«Роль ранних детских впечатлений при формировании личности ребенка»

Становление личности начинается в раннем детстве. Детство — это время, в которое человек, как карточный домик, выстраивается посредством разных влияний на него. Именно в это время закладываются основные моральные принципы, усваиваются нормы общения и культурные особенности, которыми будет руководствоваться взрослый всю последующую жизнь. На то, как формируется характер человека в детстве, очень сильно влияет его окружение. Представления о способах общения с другими людьми и отношение к собственному «Я» дети формируют, ориентируясь на своих близких и копируя родительские модели поведения. Основная проблема рассматриваемого вопроса - роль детства и детских впечатлений в становлении ребенка.

Ранние детские впечатления у детей рассматриваются в психодинамической теории как основная движущая сила начала построения смысловой картины мира. Родительская семья и ее поведение становится источником социального наследования в дошкольном детстве ребенка, причем следование своим ранним детским впечатлениям первоначально происходит на уровне подсознания благодаря механизмам идентификации и подражания (А. Адлер). В результате происходит усвоение норм поведения, подражание близким людям.

Ранние детские впечатления могут быть позитивными и негативными.

Позитивные детские впечатления – это положительные установки и жизненные события, дающие ребенку силы и вдохновение на жизненном пути. Позитивные детские ощущения окрыляют, придают ощущение нужности и востребованности, даже помогают в развитии ребенку. Так, например, хорошо налаженный в раннем возрасте контакт с мамой помогает дошкольнику преодолевать трудности взросления, кризисные явления трехлетнего возраста, более рационально подготовиться к обучению в школе и т.д.

Негативные детские впечатления – это, соответственно, отрицательно сказывающиеся на личности дошкольника жизненные события, установки и ситуации. Негативные детские впечатления отрицательно сказываются на всех сторонах эмоционально-личностной сферы личности дошкольника. Последствия негативных детских впечатлений: фобии, страхи, неврозы, гиперактивность у дошкольников. Они могут служить причиной возникновения у них стереотипного поведения и депрессивных состояний.

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников. Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться. Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Льва Выготского.

Цель и задачи:

Цель: анализ роли ранних детских впечатлений в становлении личности ребенка.

Задачи:

1.                 Проанализировать теоретические подходы к проблеме изучения ранних впечатлений в зарубежной и отечественной литературе.

2.                 Рассмотреть ранние детские впечатления как одну из основ формирования жизненных стратегий личности ребенка.

3.                 Изучить влияние ранних детских впечатлений на дальнейший жизненный путь взрослых людей.

Глоссарий

Детство, с точки зрения Б.Т. Лихачева, «представляет собой совершенно особенный, хрупкий, социально не адаптированный, психически и физически незащищенный, находящийся в стадии легко ранимого физического, эмоционально-нравственно-эстетического, духовного становления общества, совокупность всех возрастов подрастающего поколения...»[1]

Ранние детские впечатления, по мнению З. Фрейда, К. Юнга[2] - это складывающиеся в семье обстоятельства, которые оказывают наибольшее влияние на восприятие дошкольником себя и других, на формирование тех или иных черт его личности и ее смысловых ориентиров. В теории психоанализа ранние детские впечатления необходимо рассматривать как процесс восприятия окружающего мира членами семьи дошкольника, так как его личностные особенности определяются не столько реальными условиями, сколько восприятием родителя своего (противоположного) пола.

Именно в детстве, по его мнению А. Адлера, и формируется жизненный стиль — интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А.Адлер основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.[3]

Формы работы:

- методика А. Адлера «Анализ ранних детских воспоминаний»

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов. Различают следующие формы дискуссии:

• круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

• дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Теоретический анализ проблемы

Анализ вопроса соотношения опыта детства и поведения взрослого человека позволил выделить несколько наиболее важных, с нашей точки зрения, направлений исследования. Классический психоанализ З. Фрейда и его учеников утверждал фатальность опыта детства для жизни взрослого человека. А. Адлер в своих исследованиях приписывает особую роль детству человека, в котором закладывается система целенаправленных стремлений личности. Адлер считал, что с раннего детства каждому человеку присуще ощущение своей незначительности, по сравнению со взрослым человеком, что ведет к развитию в нем комплекса неполноценности, которому было дано определение совокупности психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Дальнейшее развитие человека Адлер связывал с преодолением личностью комплекса неполноценности.

Один из создателей гуманистической психологии, К. Роджерс, считал основой структуры личности «Я-концепцию», которая формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Он писал о том, что развитие личности равносильно развитию «Я-концепции», которая подвергается влиянию оценок других людей, особенно в детстве. При расхождении самооценки и оценки, окружающих происходят искажения Я-концепции и, как следствие, ребенок начинает вести себя не так, как он считает правильным, а так, как хочет его окружение. Иначе говоря, самотождественность ребенка сталкивается с требованием социального окружения социально желательного поведения. По мнению К. Роджерса, такие противоречия приводят к формированию неправильного образа себя у ребенка, что в дальнейшем может вызвать замкнутость и уход от самого себя.

Д.В. Фиске и С.Р. Мадди предложили активационную теорию личности. За основу они взяли расхождение между уровнями активации человека - тем, к которому он привык, и тем, которому он в данный момент соответствует. Они считали, что различие между привычным и настоящим влияет на поведение, способствует снижению этого различия. Фиске и Мадди условно разделили людей на активных и пассивных, так как, по их мнению, активационная кривая человека формируется в детстве и незначительно изменяется в дальнейшем. Иначе говоря, психологические установки и тенденция развития личности закладываются в основном в детстве. Ряд исследователей считают период детства приоритетным в выстраивании жизненного сценария.

Так, Э. Берн полагал, что заложенный родителями в детстве сценарий остается практически неизменным и предопределяющим жизнь взрослого человека. Его последователи несколько отошли от этого принципа и постулируют возможность коррекции этого сценария и перепрограммирования.

М. Литвак утверждает, что система сценарных посланий накапливается и начинает проявляться в том или ином жизненном сценарии человека, независимо от его первоначальных задатков и интересов. Основываясь на исследованиях Э. Берна, Литвак предлагает рассматривать черты характера человека, учитывая основные четыре позиции, кодируется отношение знаками «плюс» (благополучие) и «минус» (неблагополучие). В своем подходе к психоанализу М. Литвак акцентирует внимание на том, что позиция «Я» формируется неосознанно в раннем детстве.

Исследования А. В. Сухарева и его учеников, объединенных идеями этнофункционального подхода, устанавливают не только значимость детских впечатлений, но их определяющую роль в адаптации взрослого, в выстраивании его жизненного пути, специфике событий и ситуаций, вхождение в которые обусловлено рядом знаковых «включений» ребенка в культурное, ландшафтное, климатическое окружение. Нам наиболее близка идея А. В. Сухарева о значимости определенности детских впечатлений и их адекватности «архегении этносреды» рождения и проживания личности, того содержания среды, которому соответствует содержание культурно закрепленных форм адаптации и самореализации личности для активности и переживаний бытия.

Таким образом, исследователи различных направлений психологии демонстрируют единство в оценке значимости детства и детских впечатлений для психологии взрослого и его поведения в различных сферах жизни. Между тем вопрос о соотношении смысложизненных ориентаций и установок в соотнесении с различными переменными, характеризующими доминирующий эмоциональный фон событий детства, конкретных сюжетов, запечатленных в памяти, остается актуальным для понимания источников или, по крайней мере, факторов формирования этих диспозиций. Поэтому цель данного исследования - изучить «вклад» детских впечатлений в вариации смысложизненных и социально-психологических установок личности.

Анализ литературных персонажей и их детства:

Роль детства в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Для раскрытия темы воспитания как способа формирования личности стоит обратить внимание на роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой – дворянин, его с детства окружает культура и быт столицы. Личность Онегина неординарна, потому он не испытывает удовлетворения от светской жизни, хотя воспитан в среде дворянской интеллигенции. Это противоречивое состояние проявляется в эпизоде дуэли с Ленским, что и приводит главного героя к утрате смысла жизни. Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина, получила совсем другое воспитание. На её личность оказали влияние русская культура и западные романы. Народные традиции она впитала в себя через окружение, благодаря сказкам и приданиям, которые рассказывала маленькой Тане няня. Детство героини прошло среди красот русской природы и народных обрядов. Влияние Запада отражает пушкинский идеал воспитания: соединение европейского образования с национальными традициями России. Именно поэтому Татьяна выделяется твёрдыми моральными принципами и сильным характером, что отличает её от остальных героев романа «Евгений Онегин».

Гончаров: проблема роли детства в жизни человека, аргументы. «Обломов».

Писатель И.А. Гончаров в романе «Обломов» акцентирует внимание проблеме роли детства в жизни человека. Главный герой произведения Илья Обломов, совершенно не умеет позаботиться о себе, так как вырос в «тепличных условиях». Ни одно своё решение он не доводит до конца и даже не пытается начать что-то делать, а только мысленно представляет, как будет хорошо в итоге. Его друг – энергичный и деятельный Штольц с детства приучался родителями к самостоятельности. Этот герой дисциплинирован, трудолюбив и знает, чего хочет.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья. Главный герой – Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми. Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Выводы:

В детском возрасте начинают формироваться большинство социально-психологических установок личности и задается вектор этого формирования.

Детские впечатления представляют собой богатый материал для психологического анализа и понимания личностной регуляции социального поведения взрослых.

Период детства очень важен для полноценного и гармоничного развития личности. Он является основой для адекватного восприятия себя и своих сил, мира вокруг и дальнейшей счастливой жизни человека.

Детские впечатления и воспоминания в большей или меньшей степени накладывают свой отпечаток практически на все показатели смысложизненных ориентаций и социально-психологических установок личности. Причем негативные оценки событий детства подрывают показатель осмысленности жизни и негативно сказываются на других показателях, насыщенность же детства положительными, отрицательными и нейтральными воспоминаниями и оценками событий положительно сказывается на формировании социально-психологических установок.

Ранние детские впечатления не только отражают какой-то прошлый ранний детский опыт, но и сами формируют, строят будущее. Так опыт ранних детских впечатлений является для ребенка главным источником внешних и внутренних воздействий, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.

 

Источники информации:

1.                 Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / пер. А. М. Боковиков, О. В. Шапошникова. М., 2002. 220 с.

2.                 Курпатов А. В. Развитие личности (психология и психотерапия). – СПб.: ИД «Нева», 2006. – 90 с.

3.                 Литвак М.Е. Что такое «судьба и сценарий?» URL: http://litvak.me/statyi/article_post/chto-takoye-sudba-istsenariy (дата обращения: 20.05.2022).

4.                 Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. СПб., 2002. 539 с.

5.                 Михайличенко В.Е. Психология развития личности // НТУ «ХПИ», 2015. – 388 с.

6.                 Роджерс К.О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта. М., 1994. - С. 118-125.

7.                 Сухарев А.В. Представления о развитии, воспитании и обучении человека: историко-философский анализ и следствия для психологической науки // Пространство и время. - 2015. - № 4 (22). - С. 76-86.

8.                 Шамионов Р.М., Федусенко А.В. Соотношение субъективных оценок событий детства и социально-психологических установок // Акмеология образования. - 2017. - Т. 6. - №. 2 (22). - С. 148-152.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. - Рязань : РГПУ, 1999. - С. 13.

[2] Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Наука, 1989. – 403 с.

[3] Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. -  296 с.

 

Доклад на тему: «Роль ранних детских впечатлений при формировании личности ребенка»

Доклад на тему: «Роль ранних детских впечатлений при формировании личности ребенка»

Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда,

Семейные клубы - динамичные структуры

Семейные клубы - динамичные структуры

Иначе говоря, самотождественность ребенка сталкивается с требованием социального окружения социально желательного поведения

Иначе говоря, самотождественность ребенка сталкивается с требованием социального окружения социально желательного поведения

Поэтому цель данного исследования - изучить «вклад» детских впечатлений в вариации смысложизненных и социально-психологических установок личности

Поэтому цель данного исследования - изучить «вклад» детских впечатлений в вариации смысложизненных и социально-психологических установок личности

В детском возрасте начинают формироваться большинство социально-психологических установок личности и задается вектор этого формирования

В детском возрасте начинают формироваться большинство социально-психологических установок личности и задается вектор этого формирования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2023