«Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

«Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
docx
21.05.2022
«Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.docx

«Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Связная речь является важнейшим компонентом речевой деятельности, без ее развития невозможна полноценная успешная социализация ребенка. Связная речь обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развитияСвязная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь, исправлять ошибки у сверстников и даже у взрослого.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире живет добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения и в ней мы должны искать ответы на все вопросы. Благодаря сказке ребенок учится говорить, именно благодаря ей он знакомится со своими первыми литературными героями (Колобок, курочка Ряба и др.). Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, животными, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку сравнивать добро и зло, добро отождествлять, а зло осуждать. Именно в сказках происходит нравственное воспитание детей, и именно они помогают развивать связную речь у ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

С самого раннего возраста детей привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая, однако не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи. Здесь одну из главных ро-

лей могут сыграть именно сказки, которые читают детям дома и в детском саду. В детском саду они дети учатся пересказывать сказ -

ки, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки. Дети беседуют о прочитанном, рисуют любимых пер -

сонажей и составляют о них рассказыСказки раскрывают перед ними весь мир, создают необыкновенные образы.

В то же время не следует забывать, что каждая встреча со сказкой – это, прежде всего воспитание чувств ребенка. Совершенно справедливо утверждение, что малыш должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно пере -

дать свое отношение к героям и действующим лицам. Для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности.

Речь педагога является образцом для детей в области речевого развития, она должна быть грамотной, выразительной, эмоциональной, внятной и понятной. Это является одним из важных условий развития у детей связной речи. Тихая монотонная речь педагога скучная и неинтересная для детей. Ни одна сказка не привлечет внимания ребенка при таком чтении. В то время как эмоциональное интонирование при чтении или рассказывании сказки настолько погружают ребенка в мир сказок, что они просят постоянно их читать. Тем самым дети запоминают сказкипересказывают их, подражая речи педагога. Это залог успешного развития связной речи детей.

Использование русских народных сказок как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:

• владение педагогом методикой знакомства со сказкой

• учет возрастных особенностей детей при выборе сказок и планировании заданий

• использование дополнительных средств, активизирующих речевую активность детей : средств наглядности, музыкальных фрагментов, интерактивных пособий и т. д.

• привлечение родителей к работе по развитию связной речи посредством знакомства с народными сказками.

После чтения (рассказывания) необходимо провести беседу, которая поможет детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра. Все это способствует развитию связной речи.

В процессе пересказывания сказок ребенок учится связно, последовательно, выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: речь, память, мышление, воображение, восприятие. Сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Русская народная сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она продолжает жить и не утрачивает своей популярности во всем мире.


 

Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »

Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »

Здесь одну из главных ро- лей могут сыграть именно сказки , которые читают детям дома и в детском саду

Здесь одну из главных ро- лей могут сыграть именно сказки , которые читают детям дома и в детском саду

Тем самым дети запоминают сказки , пересказывают их , подражая речи педагога

Тем самым дети запоминают сказки , пересказывают их , подражая речи педагога

Русская народная сказка является эффективным развивающим , коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка является эффективным развивающим , коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2022