Проект: «Роль русского фольклора в речевом развитии детей второй младшей группы»
Авторы проекта: Чикарева Любовь Юрьевна – воспитатель
Тип проекта: познавательно - творческий
По числу участников: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (01.12.2019-29.02.2020г.)
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.
Введение: фольклор – народная мудрость, народное знание, это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. В нем сохранилось само детство человечества.
Художественная система русского фольклора своеобразна (былины, сказки, песни, легенды, а так же малые формы: потешки, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.), язык прост, точен, выразителен.
Младших дошкольников привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Дети, повторяя их, улавливают созвучность стиха. Детям этого возраста нравятся русские народные сказки: несложное содержание, знакомые герои, вызывающие чувство симпатии, простая, доступная форма изложения. Сказки являются для ребенка и учителем, и толкователем нравственных заповедей.
Целенапрвленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Аннотация: проект направлен:
- на разработку содержания и форм работы с детьми младшего дошкольного возраста по речевому развитию малыми формами фольклора, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов ДОУ, детей и их родителей;
- на повышение качества воспитательного процесса, в формировании у детей умений воспринимать и понимать малые формы фольклора;
- на создание методического материала по данной проблеме.
Актуальность: каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам национальной культуры. Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа. Ведь устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой, постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми народного фольклора создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через него ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Проблема, на решение которой направлении проект: у детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- повысить интерес у детей младшей группы к русскому фольклору;
- развивать у детей память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора;
- вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;
- совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Ожидаемые результаты:
- обогащение словарного запаса детей;
- приобщение к народному творчеству;
- вовлечение родителей в развитие детей;
- пополнение методической копилки;
- обогащение опыта по проблемной тематике.
Этапы реализации проекта:
подготовительный:
- постановка проблемы, подбор и изучение литературы;
- определение цели, задач проекта;
- создание условий, обновление и пополнение наглядного материала;
- оформление РППС по данной проблеме;
основной:
- ежедневное чтение и применение малых форм фольклора в режимных моментах;
- НОД;
- выставка книг с различными жанрами фольклора;
- рассматривание иллюстраций, картинок;
- театральная деятельность, игры драматизации;
- дидактические, пальчиковые игры;
- привлечение родителей к созданию РППС в группе;
- выставка продуктивной деятельности, созданной в семье, на основе фольклорных произведений
заключительный:
- подведение итогов по проекту;
- оформление фотоотчета в родительском уголке;
- театральное представление для родителей по сказке «Репка»
Перспективы дальнейшего развития проекта: дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:
- накопление дидактического материала (фотографий, иллюстраций, сюжетных картинок, альбомов, книг);
- участие детей в различных мероприятиях (конкурсах рисунков, чтецов, театральных представлениях и т.д.);
- организация и проведение праздника « Весна – Красна, приди к нам» на основе изученных малых форм фольклора.
План мероприятий:
Месяц |
Форма деятельности, название мероприятия |
Цели, задачи |
Участники деятельности |
Д Е К А Б Р Ь
|
Чтение потешек: «Как у нашего кота», «Кисонька Мурысенька», «Ай, качи-качи-качи».
НОД: чтение р.н.с. «Снегурушка и лиса».
Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке…», «Этот пальчик дедушка,…».
Хороводная игра: «Заинька, попляши…»
Работа с родителями |
Познакомить детей с новыми потешками; вызвать желание повторять их за воспитателем, развивать интонацию, выразительность речи.
Познакомить детей с р.н.с., с образом лисы, отличным от лисиц из других сказок, упр. в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.
Развивать память; способствовать развитию моторики рук; вырабатывать умение проговаривать текст, совместно с выполняемыми действиями.
Вовлекать детей в народные игры; развивать песенное творчество, умение координировать свои движения со словами хоровода, движениями других детей.
Обогащение книжного уголка новыми книгами по теме проекта.
|
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели родители |
Я Н
|
Заучивание закличек: «Солнышко, появись!», «Солнышко, ведрышко…»
НОД: чтение р.н.с. «Гуси-лебеди»
Д.и. «Покажи правильно»
Чтение потешек: «Как у наших, у ребят…», «Еду, еду, к бабе, деду...»
Работа с родителями |
Развивать память; стимулировать детей в использовании голосового аппарата с разной громкостью обращения.
Познакомит детей со сказкой в обработке М.Булатова; вызвать желание послушать ее еще раз.
Учить находить на серии картинок потешек, изображение прочитанной.
Учить детей повторять слова потешек ритмично, сопровождая их стуком ложками; развивать чувство ритма.
Обновление персонажей кукольного и пальчикового театров.
|
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели родители |
Ф |
Обыгрывание песенки «Жили у бабуси…»
Продуктивная деятельность (лепка) «Ладушки-ладушки, мы печем оладушки»
НОД: «Чтение р.н.с. «Лиса и заяц»
Рассматривание иллюстраций к знакомым произведениям народного фольклора
Д.и. «Из какой я сказки»
Театральное представление для родителей по сказке «Репка»
|
Учить разнообразным выразительным движениям на основе материала детского фольклора.
Развивать мускулатуру пальцев, умение работать с пластилином.
Познакомить детей со сказкой в обработке В.Даля; помочь понять смысл произведения.
Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, высказывать свои предположения.
Учить детей узнавать сказочных героев по описанию отдельных сюжетов; развивать связную речь; активизировать словарь. |
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети
воспитатели дети родители |
Описание проекта: для создания необходимых условий, способствующих возникновению интереса детей к устному народному творчеству, я оборудовала в группе «Книжный уголок», он оформлен в виде могучего дуба, на его ветках расположены полочки для книг. Постоянный житель уголка – это мудрый филин. Уголок расположен так, чтобы любой, ребенок мог взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи, именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. Возраст детей второй младшей группы – это возраст сказки, на полках уголка преобладают книги с русскими народными сказками, потешками, песенками разного формата и размера (книги-ширмы, книги-панорамы, музыкальные книги, книги-игрушки и т.д.). Все книги с большими, реалистичными и красивыми картинками, дети очень любят их рассматривать, возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений, ведь картинки помогают малышам лучше понять и запомнить содержание текста.
Есть наборы серий картинок по сказкам, которые используются в совместной деятельности (д.и.: «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку», «Из какой я сказки», «Узнай по описанию» и т.д.), а так же в театральной деятельности, проигрывая тот или иной отрывок из хорошо знакомой сказки.
Собрана фонотека детских песен из мультфильмов, сказок, которые рассказывает мудрый филин, дети учатся внимательно слушать текст, следить за ходом событий произведений, подпевают героям мультфильмов.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я строила на активном участии педагога и ребенка, добиваясь, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
В совместной деятельности, я использовала потешки, песенки, прибаутки, которые разучивала с детьми вне занятий (пальчиковые игры, хороводы, режимные моменты), они всегда сопровождались рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, использовала прием присутствия игрового персонажа, проигрывала перед детьми разнообразные действия (животные разговаривают, поют, пляшут, играют), чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа.
Малые формы фольклора забавляют, создают настроение, дети легко соотносят содержание знакомых потешек, песенок с сюжетными картинками, с удовольствием самостоятельно их рассказывают, сопровождая движениями крупной и мелкой моторики, например, показывают, какой большой, неуклюжий медведь, как хитра лисичка-сестричка, как топает бычок, скачет лошадка, осторожно ходит котик, выгибает спинку и т.д. Иногда при инсценировании произведений, дети берут в руки разные предметы (палочки, камешки, ложки, платочки, музыкальные игрушки и т.д.), для выполнения каких либо движений, если текст позволяет, делю детей на две подгруппы, когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. Часто как музыкальный инструмент предлагаются деревянные ложки. Например, одни дети показывают, как скачут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Для этого надо одну ложку положить на ладонь, и щечкой о щечку ударять. Получается глухой звук, который может быть то громче, если лошадка близко, то тише, если лошадка ускакала далеко.
Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонка, где была? Эти упражнения с тексом развивают интонацию, выразительность детской речи. Произведения русского фольклора систематически используются и в продуктивных видах детской деятельности: занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка»-обыгрываем потешкой «По дорожке Ваня шел» и т. д. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает их эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Результаты использования русского народного творчества: речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился, они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
Список используемой литературы:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозаика - Синтез, 2010.
4.Куприна Л.С., Бударина Т.А. знакомство детей с русским народным творчеством. СП.:Детство- пресс,2001.
5.Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва
7.Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
8.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера,2010.
9.Хрестоматия "Детская литература". - М.: "Просвещение", 1980.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.