Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
Оценка 4.8

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Оценка 4.8
Документация
docx
другое
07.12.2021
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Выступление на МО.docx

Роль самообразования в развитии

профессиональной компетентности педагога

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

 Константин Сергеевич Станиславский

Совершенствование качества обучения и воспитания в дополнительном образовании  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог дополнительного образования должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие   к самообразованию:

·         Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию,  воспитательному мероприятию и др.  возникает необходимость поиска и анализа новой информации

·         Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

·         Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

·         Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

·         Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение,   к  конкретному педагогу.  

·         Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим   быть обидно.

·         Материальное стимулирование.  Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

·         Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

·       Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

·       Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

·       Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

·       Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

·       Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

·       Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

  Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

     Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

1.    Выбор направления и темы самообразования.

2.    Формулирование цели и задач самообразования.

3.    Определение круга источников информации.

4.    Выбор формы самообразования.

5.    Составление плана самообразования.

6.    Определение результата самообразования.

7.    Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

 

Рассмотрим данные этапы.

     1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

·         профессиональное (предмет преподавания);

·         психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;

·         психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

·         методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

·         информационно-компьютерные технологии;

·         здоровьесбережение;

·         правовое;

·         эстетическое;

·         историческое;

·         иностранные языки;

·         политическое;

·         интересы и хобби;

·         и т.д.

  2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.

2. Актуальность

Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей   в целом:

·  социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;

·  формирования здорового образа жизни;

·  привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков.

·  создание воспитательных систем в детских сообществах;

·  обобщение инновационного опыта педагогов.

3. Соответствие современным достижениям науки

Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

4. Стабильность

Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.

5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала  другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.

6. Оптимальность опыта

Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

  3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

·         повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

·         изучение и внедрение новых педагогических технологий;

·         изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

·         совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

     При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

     Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

    Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

·         телевидение;

·         газеты, журналы;

·         литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

·         материалы сети Интернет;

·         видео, аудио информация на различных носителях;

·         платные курсы;

·         семинары и конференции;

·         мастер-классы;

·         мероприятия по обмену опытом;

·         экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

·         курсы повышения квалификации;

·         уроки коллег;

·         путешествия и т.д.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

·         индивидуальная и

·         групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.  

6 этап – составление плана самообразования

   На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

·         название темы;

·         цели;

·         задачи;

·         предполагаемый результат;

·         этапы работы;

·         сроки выполнения каждого этапа;

·         действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

·         способ демонстрации результата проделанной работы;

·         форма отчета по проделанной работе.

 Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:

·         систематический просмотр определенных телепередач;

·         чтение конкретных педагогических периодических изданий;

·         чтение методической, педагогической и предметной литературы;

·         обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

·         посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

·         участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

·         прохождение курсов повышения квалификации;

·         проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

·         посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

·         общение с коллегами в ЦДОД, районе, области и в Интернете.

  7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования   на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

·         повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

·         разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

·         разработка новых форм, методов и приемов обучения;

·         доклады, выступления;

·         разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

·         разработка пакета тестового материала в электронном виде;

·         разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

·         создание комплектов педагогических разработок;

·         разработка модели образовательного процесса;

·         проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

·         и т.д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

     Формами отчетных работ могут быть:

·         обобщение опыта;

·         доклад;

·         сбор и анализ отчетной документации;

·         презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

·              В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

·              Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

·              Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

·              Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

·              Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

·              Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

         Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

·         Повышение качества преподавания предмета,

·         Готовность к педагогическому творчеству,

·         Профессиональный и карьерный рост,

·         Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника,

·         Соответствие педагога требованиям  общества и государства.

  Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

     Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
  2. Формулирование цели и задач самообразования.
  3. Определение круга источников информации.
  4. Выбор формы самообразования.
  5. Составление плана самообразования.
  6. Определение результата самообразования.
  7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

   На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

·         название темы;

·         цели;

·         задачи;

·         предполагаемый результат;

·         этапы работы;

·         сроки выполнения каждого этапа;

·         действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

·         способ демонстрации результата проделанной работы;

·         форма отчета по проделанной работе.


 

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Материальное стимулирование.

Материальное стимулирование.

Рассмотрим данные этапы. 1 этап – выбор направления самообразования

Рассмотрим данные этапы. 1 этап – выбор направления самообразования

Соответствие современным достижениям науки

Соответствие современным достижениям науки

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: · индивидуальная и · групповая

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: · индивидуальная и · групповая

Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть: · повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться…

Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть: · повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться…

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021