Е.А.Шибекова
РОЛЬ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
В статье упоминается о развитии речи у ребенка. Также рассматривается ряд мнений исследователей, занимавшихся проблемой речевого развития у детей, в которых говорится об актуальности воспитания речи ребенка в семье.
Речь, речевая культура, речевое развитие, рефлексия.
Н. А. Страродубова пишет о том, что речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком. Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми [3].
По определению М. Львова, под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой [2]. Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной адаптации ребенка.
Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование устойчиво высокого уровня речевой культуры.
Использование родительской рефлексии по вопросу развития речи детей школьного возраста может стать ресурсом в решении речевых проблем ребенка в организации работы по развитию речи школьников на основе взаимодействия школьного образовательного учреждения и семьи.
Сложно недооценить роль семьи в жизни ребенка школьного возраста. Семья, в которой живет ребенок, является особой группой со своей атмосферой, межличностными отношениями. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют как на развитие ребенка, так и на психологическое состояние самих родителей. Новые формы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь, многие качества, приобретенные малышом в детском коллективе, привносятся в семью
Е. А. Дьякова в своих трудах писала, что речевое воспитание заикающихся детей в семье существенно отличается от нормы и имеет свои особенности.
Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития [1].
Список использованных источников
1. Дьякова, Е.А. Роль речевого воспитания в семьях детей, страдающих заиканием. / Е.А. Дьякова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5 (47). – С. 63–73.
2. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов – М.: 2015 – 230с.
3. Стародубова, Н. А. Развитие речи ребенка. / Н.А. Стародубова – М.: 2014 – 320с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.