Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста
Семья – первый социальный институт, в котором получает свой жизненный опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности.
Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.
Любознательность
и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему
миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции,
вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у
ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в
окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс
воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие
ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в
интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов
развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его
умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.
Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится
важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как
целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к
школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в
период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время,
когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у
детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных
результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно
только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями
для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и
старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на
его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным
сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они
легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так,
рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения
у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми
воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя
мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший
брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно
отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями,
просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.
Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность
общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации
различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей
об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к
птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на
особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах
наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных
интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать
которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены
семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную
помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые
результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность
дошкольника.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет
психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие
вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития
в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и
познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в
детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно
провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей
с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы
воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может
быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с
природой с использованием проблемных вопросов и т. д.
Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.
Заключение
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.