Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.
«Только тот, кто любит, ценит
и уважает накопленное
и сохраненное предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребёнка, это процесс сложный и длительный. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям из детства: это и дерево под окном, и родные напевы и поразившие нас когда – то факты и события. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют надежду и веру в добро.
Семья – ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, он приобрёл эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада. Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребёнка и представляет собой институт вторичной социализации. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.
В процессе нравственного воспитания у детей формируются чувства: товарищества, патриотизма, коллективизма, глубокое уважение к людям труда, активное отношение к действительности.
Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодёжи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории.
Проблемой же духовно – нравственного воспитания в настоящее время является: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Пресса, телевидение, фильмы и даже мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии. Современные дети быстрее решают задачи, осваивают телефоны и компьютеры, но они реже удивляются, радуются, сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.
Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируется понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, создаваемые нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. В.А. Сухомлинский сказал: «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро».
Единство воспитателей и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребёнка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.