СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Роль семьи в воспитании ребенка. 5
2. Роль отца в развитии, воспитании и социализации ребенка. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 22
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие XX в. в педагогической науке и практике важным при взаимодействии с семьей становится развивающий подход, обеспечивающий создание новых условий для развития ее воспитательного потенциала. При этом семья рассматривается как саморазвивающаяся система, способная в изменяющихся условиях менять свою внутреннюю активность и осознанно преодолевать трудности в плане жизнеобеспечения и воспитания детей. Несмотря на индивидуальные ценности, цели и функции каждой семьи, одной из важнейших функций остается – воспитательная. Воспитательный потенциал представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
Если классифицировать данный комплекс, то получаются следующие компоненты воспитательного потенциала: -биологический (наследственное состояние психики индивида); -психологический (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, развитость семейного коллектива, эмоционально-психологическая атмосфера, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития); -экономический (уровень доходов в семье, бытовые условия, наличие жилья и др.); -социальный (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).
Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, из каких компонентов состоит и какими путями реализовывается, можно определить некоторые принципы его повышения и, в целом, принципы семейного воспитания: дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, теплых контактов, уважительного отношения к детям и родителям, любви и счастья; родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего; личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей, а следовательно, сами родителя должны постоянно находится в развитии и являться достойным примером для подражания; оптимизм, демократия и позиция «на равных»— основа стиля и тона общения с детьми в семье. Данные принципы можно расширять, дополнять и видоизменять.
1. Роль семьи в воспитании ребенка
Семья – многогранная система, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения, но и взаимопроникновения миров. Семья оказывает огромное влияние на процесс и результат социального развития, так как представляет собой микромодель общества с различными аспектами социальной культуры: нравственно- этическими, правовыми, патриотическими, семейно- бытовыми. Именно в семье происходит закладывание основ личности.
Семья – первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о больных и престарелых, оказывать помощь близким. В общении ребенка с членами его семьи, при совместном бытовом труде, у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят приказов, резких обращений, нравоучений, грубость старших, тяжело переживают обман и недоверие, нечестность и неискренность родителей.
Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример матери и отца, их взаимное уважение, помощь и забота, проявление нежности и ласки. Дети, которые видят прекрасные отношения в семье, став взрослыми, будут и сами стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитывать чувство любви к своим близким - к братьям и сестрам, к родителям.
В семье ребенок становится свидетелем и участником различных жизненных ситуаций, причем, не, всегда позитивных. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдений за поведением взрослых у ребенка выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о тех или иных социальных явлениях, о нормах поведения.
«Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи»,‑ пишет П.Ф. Лесгафт.
В последние десятилетия, в связи с демократическими преобразованиями в обществе, принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются новым содержанием. Например, принцип субординации отступает. Согласно данному принципу мир детства представлялся не самостоятельным уникальным периодом жизни человека, а неким «складом заготовок» для взрослой жизни. Принцип монологизма, где дети почтительно внимали наставлениям взрослых, уступает место принципу диалогизма. Данный принцип означает, что дети и взрослые – равноправные субъекты воспитания. Это значит – взрослым нужно учиться общению с ребенком на равных, а не смотреть на него снисходительно сверху вниз.
Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания воспринимается взрослыми как некая вершина, к которой родители хотят подвести ребенка, то принципы устанавливают возможности реализации намеченного в конкретных социально- психологических условиях. Таким образом, можно сказать, что принципы воспитания - это некие практические рекомендации, которыми следует руководствоваться всегда и везде, это поможет грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности. Некоторые принципы воспитания рассмотрим подробнее.
Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. Современная семья, в значительной степени ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Конечно не каждая семья, думая о цели воспитания ребенка, опирается на научные педагогические понятия, но любая мать, прижимая к себе своего ребенка, желает чтобы он был счастлив, здоров, чтобы вырос хорошим человеком и был в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает преемственности в воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьей и детским садом, негативно сказываются на психическом и общем развитии ребенка. Дело в том, что некоторые родители не имеют представления о половозрастных особенностях ребенка, о тенденциях его развития. Поэтому функция профессиональных педагогов - оказание семье помощи в конкретизации цели воспитания.
Принцип научности. «В течение веков домашнее воспитание основывалось на житейских представлениях, здравом смысле традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако, в последнее столетие педагогика, как и все науки о человеке, продвинулась далеко вперед. Получено множество научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. В ряде исследований (Т.А. Маркова, Л.В. Загик и др.) выявлено, что ошибки в семейном воспитании связаны с непониманием и незнанием родителями азов педагогики и психологии. Некоторые родители считают, что воспитание детей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. О подобном педагогическом невежестве писал еще в свое время К.Д.Ушинский. Но по-прежнему и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными в вопросах воспитания и поэтому не считают нужным консультироваться по данным вопросам у специалистов, либо обратиться к психологической и педагогической литературе. Образованные молодые родители занимают совсем иную позицию. Они проявляют интерес к специальным знаниям в области воспитания и развития детей, повышают свою педагогическую культуру.
Принцип гуманизма, уважительного отношения к личности ребенка. Суть этого принципа заключатся в том, что «родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом повинны родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем- то не оправдал их желания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили защитной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, ребенок не всегда отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данном этапе его развития, а значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг. Родителям свойственно видеть пробелы в развитии ребенка в сравнении, с каким- либо образцом.
Педагогические правила, вытекающие из принципа гуманности: избегать сравнения ребенка с кем-либо, не навязывать примеры поведения, деятельности, не призывать быть похожим на тот или иной образец поведения. Важно учить ребенка быть самим собой. Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Взрослые обязаны уважать права ребенка, такие как право на знание и незнание, право на слезы и неудачи, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, кем он является.
К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку ‑ «стань таким, как я хочу». И делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится его инициативность. Очень важно осознавать, что ребенок не собственность взрослых родителей, и никто не имеет право решать за него судьбу, родители должны любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. В связи с этим полезно следовать заветам педагога- гуманиста В.А. Сухомлинского. Он призывает взрослых ощущать в себе детство, мудро относиться к поступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения и самовоспитания.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности.
Согласно данному принципу домашнее воспитание должно осуществляться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не, только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего возраста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвлечения, в воспитании детей 5-6 лет он уже не «сработает», здесь будут уместны объяснения, убеждения, личный пример. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого видны не сразу, а много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают ребенку ощущение уверенности, а это основа формирования личности. Последовательность в воспитании обычно ассоциируется со строгостью, однако, это не совсем одно и то же. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок как объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельности, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). При последовательном воспитании повышается субъективность ребенка, ответственность за свое поведение и деятельность. К сожалению, родители, в особенности молодые отличаются нетерпением, не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть продукт своей деятельности незамедлительно.
Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа такова, что «в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, культурной, и природной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по полу и по возрасту людьми». Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания.
Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, половое, правовое и т.д.). Однако, понятно, что личность не воспитывается по частям, поэтому в педагогическом процессе ребенок осваивает знания, которые влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется его всестороннее развитие. «Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, развить культурно, помочь в их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Но, к сожалению, не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и зачастую ограничиваются отдельными задачами воспитания», Например, направляют все силы на физическое или эстетическое воспитание ребенка. В последнее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, и основное внимание обращается на умственное развитие, а развитие, например, физическое или нравственное уходит на второй план.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей современного воспитания ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: разными членами семьи, педагогами образовательных учреждений. Ни один из воспитателей маленького ребенка не может воспитывать его изолированно друг от друга. Крайне важно согласование целей воспитания, средств и методов. Несогласованность может привести к таким последствиям, как в басне И.А.Крылова «Лебедь, рак да щука». Малейшие разногласия в воспитании ставят ребенка в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются большие нервно- психические затраты. Малейшие разногласия в вопросах воспитания приводят ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности и надежности.
Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, а значит, эффективно содействовать развитию.
Важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей. «Авторитет родителей - это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам. Не имея авторитета нельзя воспитывать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека. Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах родителей, дети не только гордятся ими, но и внимают для себя поведение родителей, как образец для подражания. Главным является нравственный облик родителей, дети всегда желают видеть в них высокие моральные качества, такие как, мужество и скромность, честность и справедливость, чувство долга и доброжелательность к людям, богатство знаний и культуру поведения. Образ жизни родителей - основа их авторитета у детей. Требования родителей не должны расходиться с собственным поведением, ведь их поведение как образец. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным, непосредственным контролем. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.
Естественно, что каждая семья индивидуальна и неповторима, имеет свои особенности, условия, средства и методы воспитания. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по - настоящему формировать. А ребенок, в свою очередь, несет в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.
Итак, современная наука подчеркивает авторитет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, которые осваивает ребенок. Сегодня стремление быть грамотным родителем стало особенно актуально, в результате чего отношение к семье в целом и к родителю в частности претерпевает серьезные изменения. Стремление быть хорошим родителем свидетельствует о готовности человека взять на себя ответственность за воспитание детей.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Свой воспитательный потенциал. Причины тому разные: одни родители не хотят заниматься воспитанием, другие хотят, но не знают как, а третьи не понимают, зачем это нужно. Очень большая часть современных молодых родителей не знают правил обращения со своими собственными малышами и в реальной жизни, оказываются, не готовы к возникающим трудностям. Как правило, такие родители действуют опираясь на свой собственный детский опыт и опыт своих родителей.
Родители являются первыми самыми любящими педагогами для малыша. Они налаживают его контакт с окружающим миром, знакомят с различными понятиями и явлениями. Взрослые учат ребенка устанавливать тесную взаимосвязь: мысль – действие — последствие. Жизнь каждого человека, его история начинается с семьи, маленького социума. От того, в какой среде воспитывается ребенок, будет зависеть содержание его личности и будущее в целом. В каждой семье существуют сложившиеся веками ценности и устои. Существуют так же различные стили семейного воспитания. Одни родители вкладывают в детей все самое лучшее, воспитывая честных, сознательных и высоконравственных людей. В других семьях наряду с любовью к чаду царит безнаказанность и попустительство. Полная свобода выбора, отсутствие каких-либо норм и правил поведения приводят к плачевным последствиям. Рассмотрим основные стили воспитания в семье.
Авторитарная семья
Основная характеристика такого стиля семейного воспитания – это стремление родителей принимать все решения за своего ребенка. При этом самостоятельность маленького человека подавляется, любые нарушения установленных правил караются. Наказание может быть в форме физического воздействия, морального давления или словесного порицания.
Опасности такого воспитывающего метода в следующем: Во-первых, дети, чью инициативу и волеизъявление «задавили», не имеют внутреннего механизма анализа (контроля) своих поступков. Поэтому все их действия оцениваются лишь по отношению к возможно, последующему наказанию, а не в связи с их социальной ценностью или личной безопасностью. Если наказания нет, или его можно избежать, то ребенок будет демонстрировать откровенно асоциальное поведение. Во-вторых, часть детей находят в себе силы сказать «нет» давлению со стороны старших. В любом случае подобные воспитывающие методы ведут к формированию агрессивной, асоциальной или пассивной, зависимой личности.
Авторитетный или демократический стиль общения
Демократическая семья сегодня считается наиболее предпочтительной средой для развития ребенка. Причины? Большинство решений родители принимают совместно с ребенком. Предварительно маленького человека знакомят со взглядами старшего поколения на конкретную проблему. Кроме того, обязательно выслушивают мнение ребенка. После этого решение принимается коллегиально.
Благодаря такому – совещательно-размышляющему, воспитательному методу, у ребенка формируется адекватная возрасту ответственность. В этом случае дети доверяют родителям, прислушиваются к их мнению даже при наличии юношеского максимализма, а родители получают некий депозит доверия, который можно использовать во благо ребенку. Авторитарные решения принимаются крайне редко. А родители на долгое время становятся истинным авторитетом (примером) для своих наследников.
На выходе – уже во взрослом возрасте, дети из таких семей прекрасно адаптируются в обществе. Умеют договариваться с коллегами, решать проблемы с членами собственной семьи исключительно мирным путем. Для них не характерна агрессия. Они психически устойчивы, стабильны.
Либеральный стиль
Этот тип семейного воспитания достаточно дискуссионный. По идее, родители перепоручают ответственность за свою жизнь, воспитание, образование самим детям. В одном случае дети становятся действительно ответственными, учатся осознано принимать решение, получают жизненный опыт в раннем возрасте. В другом случае дети воспринимают свободу, как вседозволенность, поэтому часто совершают вредные для себя или асоциальные поступки. Отдельного внимания требует минимизация эмоциональных связей между детьми и родителями – побочный эффект подобного типа воспитания ребенка.
Стили семейного воспитания, их характеристика изучаются педагогами, психологами многих стран. Самым правильным и грамотным вариантом взаимоотношений в семье считается демократический стиль. Ученые признают этот формат взаимоотношений самым плодотворным и благоприятным для развития полноценной, всесторонне сформированной личности. Независимо от материального положения семьи, культурного уровня и религиозной принадлежности, главными векторами являются признание интересов ребенка и соблюдение его прав. Ребенок, который наравне с любовью и заботой получает свободу выбора и возможность принимать решения, всегда соблюдает интересы другого и духовно наполнен, вырастает счастливым и свободным человеком. Он способен понять позицию собеседника, умеет с достоинством признавать свои ошибки, ему не чуждо прощение. С детства он знает, что все ошибаются и из каждого промаха нужно извлекать урок.
Либеральный и авторитарный методы воспитания никогда не приведут к формированию полноценной личности, гармонично развитого человека. Взрослые, взаимодействуя, со своими детьми, оставляют без внимания многие важные аспекты психолого-педагогического развития. Дети ловят каждое слово родителей, реагируют на любое действие, тонко чувствуют эмоциональную атмосферу в доме. Ребенок отдаляется от родителей, как при чрезмерной опеке, всесторонней ограниченности, так и когда отсутствуют любые правила и чадо всегда одобрительно гладят по головке. Человек, выросший при либеральной или авторитарной системе воспитания, не способен адекватно оценивать себя и свои поступки.
Все зависит от того, каким хотят видеть родители в будущем своего отпрыска. Так же важно учитывать индивидуальные особенности малыша. Кому-то необходимо давать больше свободы для выражения своего «я». Другим важно установить определенные рамки, контролировать и во время направлять.
Важно помнить, что стиль воспитания – это гибкая система мер воздействия взрослых на детей. Но в основе всего должна лежать безусловная, искренняя любовь к своему чаду. Уважение, принятие и содействие – вот база для здоровых отношений в семье.
Для того, чтобы узнать какой стиль воспитания преобладает в семьях наших воспитанников, мы провели анкетирование среди родителей.
При наблюдении за детьми, за их взаимоотношениями с родителями опираясь на данные анкетирования, мы пришли к выводу: в нашей группе преобладает авторитетный или демократический стиль воспитания.
Для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
• Принимать активное участие в жизни семьи;
• Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
• Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
• Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
• Уважать право ребёнка на собственное мнение;
• Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
• С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.
Чтобы найти общий язык с ребенком, нужно придерживаться следующих основных принципов:
· Признавать уникальность ребенка.
· Уважать ценности ребенка.
· Осознавать собственные ошибки
· Подавать хороший пример
· Установить в семье правила
Воспитание ребенка – это, прежде всего, его успешная социализация в современном мире. Социализация - это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Именно семья является первым и наиболее значимым институтом социализации ребенка.
2. Роль отца в развитии, воспитании и социализации ребенка
Сейчас существует огромное число разного рода исследований, которые посвящены постижению эмоций, психологических действий, ценностных направлений женщины и оказания их влияния на формирование ее личности и реализацию ее материнской роли. Однако остаются неизмеримо малоизученными вопросы: о роли отца в развитии ребенка, его воспитании, социализации, иных психологических условий развития и формирования отцовства.
На нынешнем этапе изучения отношений по линии родители – дети есть необходимость важнейшей актуализации проблемных тем, связанных со становлением и эволюции отцовства, и еще расширением обзора просвещения населения по тем или иным вопросам формирования отцовской пронации и выполнения функций отца. Это предусматривается недостаточно изученным феноменом отцовства и особенностью отцовской любви, ролевых семейных аспектов отцовства, факторов влияющих на отцовскую позицию, функциональных задач современного отца. Проводимые немногочисленные эксперименты, которые были направлены на поиски биологических детерминантов поведения отцов, признаются всеми специалистами недостаточными для объяснения первостепенности отцовства в современных реалиях действительности. Однако рассматриваемые вопросы являются животрепещущими и реально значимыми при осуществлении коррекционных программ развития у всех детей или программ психологического – адаптивного сопровождения семей.
В работах И.С. Кона феномен отцовство называется чувством, побуждающим мужчину исходить в семейных отношении и к своему ребёнка со значительной долей сопереживающей ответственности. Кроме всего, через социально-психологическую призму, отцовство, как и материнство, подается как социо-культурный феномен, роль отца в котором тщательно «прописана» в каждой культуре.
Феномен отцовства подается как социальная семейная роль. Под данной ролью мы понимаем нормативно и социально одобряемая модель поведения, которая ожидаема от человека, который занимает определенную социальную позицию и главенствующую роль в межличностных отношениях. В современных исследованиях отмечается, что определение «роль» компонуется с такими понятиями, как норма и санкции. Нормы дают направление, что именно с точки зрения группы индивидуумов должно выполняться носителем данной роли. Санкции – это отраженные реакции окружающих или самого индивида на исполнение или неисполнение роли.
По мнению известных западных исследователей-антропологов (Р. Кэмпбелл, Г. Бокль и др.) степень роли отца определяется:
• количеством имеющихся жен и детей, за которых он несет ответственность перед социумом;
• степенью его личной власти над ними;
• личным временем, которое он тратит на детей и жен ;
• непосредственно включением в их проблемы, в том числе и ухаживанием за детьми, играми с ними;
• степенью его вовлеченности в участие в ритуальных событиях;
• его составляющей в труд на благо семьи и ее защиту.
Отечественные исследователи психоанализа (И.С. Кон, Н.К. Радина, Н.В. Самоукина и др.) разделяют два подхода к анализу роли отцовства : традиционный и современный, так рассматриваемое, «новое отцовство».
Традиционный подход преломляется через призму рассмотрения биологически незыблемой роли отца и отмечается обособленностью его от ребёнка, поскольку его контакты с ребёнком – ничтожно временны и как бы отстранены по сравнению с материнскими чувствами. Желание мужчины стать отцом, создать семью ученые объясняют тем, что он, заключая брачные отношения, обеспечивает себе желанные права и позитивный статус в обществе, которых лишены холостые мужчины. Эти права имели под собою желание наличие детей, поскольку только женатым людям предоставляется законное право иметь последних. К бездетности социум относился отрицательно. По традиции, отец заботился о семье как об экономической единице, определял главную семейную политику, стратегию выбора жизненных ориентиров, решал вопросы первоочередного наследования, и отношением отца к названным обязательствам определялся его престиж. Но он всегда стоял в стороне по линии отношений «мать-ребенок». Желание человека стать отцом перфорировалось с детским образом и поведением собственного отца, но отцовство в данном контексте не предусматривало ежедневный уход за ребёнком и последующее его прямое воспитание.
С середины XX века, когда изменился статус женщины в обществе, поворот так к называемому «новому отцовству». Женщины начинают участвовать в хозяйственной деятельности, что позволяет получить им некую автономию и независимость от мужчины. Такая ситуация явилась причиной переориентации мужчинами своей новой семейной роли, усиления их восприятия ответственности за семью. Социолог Дж. Левин отмечал, что в таком понятии отцовства начинают исчезать подходы общности материнской и отцовской позиции. При новом отцовстве мужчины становятся более женоподобными, они более доступны и сентиментальны по отношению к своим детям. Они полностью признали, что их эмоциональное поведение отражается на их детях. Кроме того, они стали брать на себя ответственность за интеллектуальное и нравственное воспитание своих отпрысков, включать свою доступность и контакты с детьми, общение с их учителями, живой интерес к сфере занятий ребенка, его местонахождении, желаниях и потребностях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение достаточно долгого периода времени социальный институт семьи испытал на себе значительные изменения, в ходе которых были обозначены важнейшие функции семьи в современном обществе. В последнее время семья испытывает на себе влияние различных негативных общественных явлений, таких как политические изменения, мировой экономической кризис и т.д. Следует отметить, что данные явления оказывают отрицательное влияние на воспитательный процесс в семье. Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей.
Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи. Воспитательный потенциал семьи, прежде всего, реализуется путем оказания всесторонней помощи в развитии ребенка, а именно созданием таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие. В семейных отношениях между родителями и детьми необходимо использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания.
Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация жизни семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_(дата обращения: 14.03.2018).
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. – М., 1993. – 608 с.
3. Безрукова О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы // Социологические исследования. 2016. № 3. - 118–127 с.
4. Данилова И.С. Основные направления взаимодействия субъектов воспитания в регионе в интересах развития компетентностного родительства // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 6. – 24-29 с.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание // Т.А. Куликова – М: Академия,1999.
6. Орехова Е.Я., Шайденко Н.А., Сергеева А.В. Семья XXI века: сплоченность или разобщение? Европейский контекст // Научное мнение. 2016. № 6–7. - 103–106 с.
7. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. // Избр. пед. соч. в 3 т. – 422-442 с.
8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. // Избр. пед. соч. в 3 т. – Т. 3. - 305 – 420 с.
9. Шеина М.Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: Автореф. дис. канд. пед. наук / М.Б. Шеина. – Уфа, 2013. – 30 с.
10. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.