Роль социума в языковой социализации
Оценка 4.7

Роль социума в языковой социализации

Оценка 4.7
Лекции
docx
07.08.2020
Роль социума в языковой социализации
роль социума в языковой социализации.docx

                         Роль социума в языковой социализации

      Социализация является основой для формирования личности, обладающей знаниями и качествами, способствующими её продуктивному функционированию в обществе. Изучением данного процесса занимаются многие учёные–социологи, психологи, антропологи, педагогии т.д. Причём каждая дисциплина рассматривает определённые аспекты социализации.
      Овладение языком, как коммуникативным средством, обусловливающим социальное взаимодействие в обществе.
       Языковая социализация выражается в усвоении не только элементов и структуры языка, но и речевых норм данной социальной среды, стереотипов речевого поведения. Таким образом, языковой социализации  подразумевает приобретение как языковой, так и коммуникативной компетенции.   
       Языковой социализации является одновременно составной частью и орудием социализации личности: психическое развитие человека, усвоение норм поведения, процесс познания и социальная деятельность не возможны без языка; одновременно усвоение языка, овладение его, нормами определяется социальной средой. Процесс  языковой социализации  продолжается на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно он проходит в детском возрасте, причем в это время он обладает рядом ярко выраженных особенностей.
      Речь молодых людей насыщена жаргонизмами, просторечиями; велика доля англицизмов, американизмов; обширна группа вульгарно-бранной (инвективной) лексики и фразеологии, даже в речи девушек, причем наблюдается вполне толерантное отношение молодежи не только к наличию подобных слов и речевых оборотов, но и перенасыщенности ими речи; это свидетельствует о недопустимо низком уровне коммуникативно-речевой культуры большой части молодежи.
       Все это становится причиной речевых затруднений при общении в разных сферах общественной жизни, серьезной помехой в учебе, профессиональной деятельности, порождает проблемы и в семейных отношениях.
       В 21-м веке требования к коммуникативно-речевой культуре специалиста возрастают, несмотря на продолжающееся снижение уровня общей и речевой культуры общества, и предполагают:
        1) наличие достаточно высокого уровня общей культуры молодого человека, системы его знаний о мире;
        2) осознание русского языка как феномена российской культуры, бережное, уважительное отношение к нему;
        3) наличие необходимого минимума общих и коммуникативно-речевых способностей, среди которых способность адекватно оценивать обстановку, ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях;
         4) гибкость, умение корректировать свою речевую деятельность в соответствии с условиями общения, психологическим состоянием собеседника;
        5) способность видеть и использовать семантические и эстетические качества слова, речи;
        6) потребность в речевом самосовершенствовании – развитии собственных способностей;
        7) систематическая работа по повышению коммуникативно-речевой культуры:
        8) усвоение знаний основ эффективного речевого общения, адекватного использования вербальных и сопутствующие им невербальных средств;
        9) развитие способностей: критически оценивать свою и чужую речь, осознавать необходимость расширения собственного языкового пространства, формировать собственный риторический стиль, эффективно читать, вникая в замысел чужой речи и различая за внешней формой внутреннее содержание, глубинные цели, замысел автора, давать аргументированную риторическую оценку прочитанному или прослушанному;
        10) осознание того, что индивидуальные формы речевого поведения могут приниматься обществом, если укладываются в рамки требований культуры, речевой в частности: соответствуют нормативным, коммуникативным, этическим требованиям и национально-культурным традициям;
11) адекватное применение коммуникативно-речевых знаний, умений, навыков в различных жизненных ситуациях.


   Формирование коммуникативно-речевой компетентности предполагает:

- знакомство с основными коммуникативными, речевыми и этическими правилами, нормами;
- формирование умения точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование умения корректировать речевую форму и тактику в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата;
- умения слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, подавать реплики, дополняя и развивая тему беседы или аргументированно возражая по существу предмета обсуждения;
- формирование умения вести и поддерживать риторическими средствами беседу на научные, философские, политические, историко-культурологические, деловые, бытовые и другие темы, набор которых составляет круг компетентности культурного человека;
- развитие умения выступать перед слушателями с различными целевыми установками (с целью сообщения информации, объяснения, убеждения и т. д.) в разных жанрах, уместных в данной ситуации, на доступную тему;
- формирование и развитие способности создавать общественно, культурно и научно значимые речевые произведения в письменной и устной формах;
- развитие умения осваивать и совершенствовать речевые способы культурного самовыражения: умения излагать свои мысли, убеждения и оценки в форме доклада, статьи, тезисов, письма и т. д., соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми в обществе правилами;
- формирование умения участвовать в прениях (дебатах), дискуссиях, спорах по проблеме, в которой говорящий достаточно компетентен, ясно, правильно и лаконично излагая свое суждение в виде строго регламентированного выступления с соблюдением всех этических, этико-психологических законов и правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Языковая социализация.

       Языковая социализация - это процесс овладения  индивидуумом языка, как коммуникативным средством, с целью взаимодействия с обществом. Предусматривает усвоение речевых норм социальной среды, речевых традиций, стереотипов, а также элементов и структуры языка. Процесс языковой социализации длится на протяжении всей жизни индивидуума, особенно интенсивно он протекает в детском, подростковом возрастах. Языковая социализации способствует познанию мира, всестороннему развитию человека и усвоения норм поведения в обществе.

       Психологи выделяют три основных этапа процесса социализации:
       1) первичная социализация, или социализация ребенка;
       2) промежуточная, или псевдо устойчивая, – социализация подростка;
       3) устойчивая, целостная социализация, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости.

      По мере дифференциации и усложнения отношений растущего человека с окружающим миром умножается число социальных общностей, к которым одновременно принадлежит один и тот же индивид. В самом деле: до года-двух ребенок просто дитя своих родителей, и это одна из его немногочисленных (пока) социальных ролей. Затем его отдают в детский сад, и он становится членом еще одного сообщества. Дальше – группы сверстников во дворе, школьный класс, спортивные секции, кружки коллекционеров и т. п. После окончания школы человек становится членом таких социальных коллективов, как институт,  армия. Он не только участвует в совместной деятельности людей, составляющих ту или иную конкретную группу, но и наблюдает, как исполняют они различные роли. Поэтому, становясь взрослым, он формирует представление о разнообразных социальных ролях, включая и такие, которые сам ни разу не исполнял.
       Все это имеет прямое отношение к усвоению языка. Социализация невозможна без овладения речью, и не речью вообще, а речью данной социальной среды, нормами речевого поведения, свойственными этой среде. Язык является и компонентом социализации, и ее инструментом.
                                 

                               Различия в речевом общении у детей и подростков.

      У детей, пришедших в школу из разных в социальном и культурном отношении семей, часто обнаруживается неодинаковое владение языком, неравная способность к речевому общению. Различия касаются и активного запаса слов, умения связно говорить, и речевого приспособления к условиям общения. Эти различия сохраняются и в школьные годы, хотя совместное обучение детей разного социального происхождения в известной мере выравнивает их речь, уменьшает разницу во владении языком.
       Английский психолог Б. Бернстайн сравнил речь двух групп подростков. В первой группе были дети из низших социальных слоев, не получившие систематического образования и работавшие рассыльными; во второй – учащиеся и выпускники так называемых высших частных школ. В обеих группах – равное число подростков одного возраста. Их интеллектуальный уровень тоже был примерно одинаков (это устанавливалось специальными тестами). Каждый из членов этих двух групп дал короткое интервью на одну и ту же тему.
       Интервью записывали на магнитофон и затем подвергали лингвистическому анализу. Этот анализ подтвердил заранее выдвинутую Б. Бернстайном гипотезу, согласно которой представители первой группы (низший социальный слой) используют менее богатый и менее разнообразный словарь, чем представители второй группы. Делались эксперименты по изучению и различий в синтаксических способностях подростков из разных социальных групп: оказалось, что у ребят из бедных семей синтаксис более ограничен и однообразен, чем у учащихся и выпускников частных школ.

 

                          Отличительные особенности речи молодых людей

·         Жаргонизм;

·         Просторечие;

·         Англицизмы;

·         Американизмы;

·         Вульгарно-бранная

      Жаргон— социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Жаргонные слова или выражения называют «жаргонизмами».
Лексика жаргона строится на базе литературного языка путём переосмысления, метафоризации, переоформления, звукового усечения и т. п., а также активного усвоения иноязычных слов и морфем.
       Просторечия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами. Просторечие свойственно малообразованным носителям языка, оно явно отклоняется от существующих литературных языковых норм.  Просторечие реализуется в устной форме речи; при этом оно может получать отражение в художественной литературе и в частной переписке лиц — носителей просторечия. В целом сфера функционирования просторечия весьма узка и ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями. 
       Англицизм
— заимствование слов из английского языка в какой-либо другой язык.
       Американизмы — это лексические, фонетические и грамматические особенности английского языка в США, представляющие собой сравнительно немногочисленные отклонения от британской литературной нормы. К ним относятся слова, возникшие в США и не получившие распространения в Англии: названия растений и животных североамериканского континента, различных явлений, связанных с государственным и политическим строем США, с бытом американцев. Также американизмами можно назвать слова в русском языке, позаимствованные из американского диалекта в связи с широким распространением американских фильмов, песен и западных движений.
        Вульгарно-бранная – обсценная лексика — «непристойный, распутный, безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий вульгарные, грубые и грубейшие (похабные, непристойные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
      И так  по определению социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Она обусловлена тем, что в процессе планируемого и не планируемого влияния общества на индивида, происходит усвоение «правил игры» принятых в социуме. Если человек усвоил социально одобряемый стиль жизни – он становится частью общества. Язык – это система знаков, через которую посредством соотношения смыслового значения и типового звучания, происходит накапливание и передача опыта. Язык обеспечивает взаимодействие людей в процессах познания, труда, обучения, игры и т.д. Он является средством управления поведением, и отображает уровень духовного и материального развития общества. Основная роль языка в социализации личности заключается в том, что это основное средство передачи опыта и знаний. Посредством него передаётся информация обо всех культурных нормах и ценностях нации, правилах этикета, социальных разграничениях, общественном строе и т.д. В современном обществе при использовании языка, как средства социализации возникает ряд проблем: деградация русского языка; язык, который используют престарелые люди, и язык молодёжи отличаются; язык средств массовой информации, отличается от языка внутри семьи; непостоянство социально-политической обстановки, как следствие часто изменение смысла слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Роль социума в языковой социализации

Роль социума в языковой социализации

Формирование коммуникативно-речевой компетентности предполагает: - знакомство с основными коммуникативными, речевыми и этическими правилами, нормами; - формирование умения точно и грамотно излагать свои мысли в устной…

Формирование коммуникативно-речевой компетентности предполагает: - знакомство с основными коммуникативными, речевыми и этическими правилами, нормами; - формирование умения точно и грамотно излагать свои мысли в устной…

Языковая социализация.

Языковая социализация.

Б. Бернстайном гипотезу, согласно которой представители первой группы (низший социальный слой) используют менее богатый и менее разнообразный словарь, чем представители второй группы

Б. Бернстайном гипотезу, согласно которой представители первой группы (низший социальный слой) используют менее богатый и менее разнообразный словарь, чем представители второй группы

Язык – это система знаков, через которую посредством соотношения смыслового значения и типового звучания, происходит накапливание и передача опыта

Язык – это система знаков, через которую посредством соотношения смыслового значения и типового звучания, происходит накапливание и передача опыта

Роль социума в языковой социализации

Роль социума в языковой социализации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2020