«Роль трудового воспитания в коррекции личности школьника с ОВЗ»
«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него душу, то счастье само отыщет вас»
Ушинский.
Трудовое воспитание является важнейшей стороной в формировании и развитии личности ребенка с ОВЗ. И определяет становление отношений к окружающей его действительности. Так как изначально процесс воспитания через труд или трудовые операции это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудится.
Трудовое воспитание направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающее знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
Рассматривая процесс трудового воспитания с методической позиции, опираясь на основные законы педагогики и психологии, можно выделить пять основных задач трудового воспитания.
Первой задачей трудового воспитания является воспитание психологической и практической готовности к труду. Каждый ребенок должен отчетливо осознать, что он не может жить не трудясь.
Вторая задача трудового воспитания – формирование общих мотивов трудовой деятельности, как наиболее ценных пи значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу общества. При таких побудительных мотивах труд становится средством всестороннего развития личности.
Третья задача трудового воспитания – формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда.
Четвертая задача трудового воспитания – это воспитание уважения к труду, бережное отношение к его результатам, общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.
Пятая задача трудового воспитания – развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии.
Одними из важнейших принципов в создании благоприятной атмосферы в освоении трудовых навыков являются:
· принцип посильности
· принцип объективности
· принцип общественно-полезной направленности
Говоря о принципе посильности, мы подразумеваем уровень психической и физической готовности – развитости ребенка на момент выполнения данных трудовых операций. Если ребенок способен выполнить ту или иную работу, как с физической так и с психологической позиции на данном этапе, то в последствии мы можем говорить о тенденции роста с коррекции развития его психики, он сможет выполнять задания более технологичные.
Если же трудовая операция непосильна ребенку, то пропадет интерес, появляется барьер невыполнимости, что ведет к торможению в освоении трудовых навыков.
Рассматривая принцип объективности, мы можем сделать вывод, что при выполнении трудовых обязанностей ребенок должен быть убежден, что делать надо все в соответствии с указанием, показом, образцом, требованием, нормами, соблюдая необходимую технику безопасности. Ребенок должен знать и четко представлять о значении выполняемой работы, о ее пользе, важности, неотложности.
Третий принцип несет в себе глубокую моральную значимость, особенно для социально неадаптированных детей и детей с умственными отклонениями, которые нуждаются в коррекции личностных качеств. Категория рассматриваемых детей особенно нуждается в убеждении важности и значимости выполняемой ими работы, они должны знать, что та работа которую они будут выполнять важна для общества.
В своей работе по трудовому воспитанию с детьми с ОВЗ использовала практические занятия, беседы, экскурсии, анкетирования, диспуты, праздники.
Так в ходе беседы « Хлеб всему голова» дети знакомятся с трудом хлеборобов, узнали что главное богатство на земле – это хлеб и достается он большим трудом. Аналогичные беседы по трудовому воспитанию: «Кем быть?», «Мои речки не белоручки», «Солнце красит землю, а человека труд», «Полет на планету Труд» позволили ребятам уважительно относиться к людям труда, бережно относится к природным ресурсам. На празднике «Мой город» дети познакомились с достопримечательностями нашего города, много интересного узнали о профессии нефтяников, о природных богатствах нашего края. Дети пришли к выводу, что они являются будущими хозяевами земли и будут делать все для того, чтобы город стал богаче и краше.
Большое значение в своей работе уделяла диагностике и мониторингу. Считаю, что мониторинговое исследование позволяет последовательно планировать и осуществлять комплексные воздействия на личность ребенка.
Изучив большое количество необходимой методической литературы по трудовому воспитанию, а именно работы известных педагогов-дефектологов, пришла к выводу, что эта тема не только не утратила своей актуальности, а напротив находится в стадии качественного развития и преобразования, являет собой благодатную почву для исследования.
Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач.
Труд способствует развитию восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, являясь основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.
«Без труда человек становится пустым местом», говорят в народе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.