Роль учителя в оказании психологической поддержки учеников в школе

  • Работа в классе
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 11.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Роль учителя несомненно важна в психологической поддержке учеников. процесс адаптации становится легче если учитель активный, друг, помощник для учеников
Иконка файла материала роль учителя в оказании психологической поддержки .doc

Роль учителя в оказании психологической помощи первоклассникам в период адаптации.

Психологическая поддержка в развитии и социализации детей, являясь компонентом системы образования, способствует решению таких важных задач, как: переход образовательных учреждений на стратегию гуманистической педагогики; совер­шенствование образовательного процесса; развитие профессио­нального сообщества специалистов различных областей знаний; осуществление социальной политики государства в реализации прав и интересов ребенка; психологическое восстановление и оздоровление, социальная адаптация учащихся образовательных учреждений.

Психологическая поддержка как специфический вид психопрактики соответствует логике личностно развивающего обучения. Переход к такой парадигме остается во многих обра­зовательных учреждениях лишь декларируемой ценностью, в других - реализация подхода осуществляется методом «проб и ошибок».

В современной педагогической психологии наметилась тенденция актуализации исследований, посвященных изучению проблемы адаптации школьника и разработке психологических программ, способствующих достижению полноценного развития и самореализации личности. Однако проблема психологиче­ской помощи эмоциональному развитию первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе изучена недостаточно. Эмоциональная сфера представляет собой целый класс явлений, охватывающих и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побужде­ние и аффективную оценку действительности, организуя цело­стные формы поведения разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Младший школьный возраст характери­зуется повышенной эмоциональностью, ранимостью, восприим­чивостью к деструктивным внешним влияниям. Дети в 6-7 лет часто переживают тревогу, страх и стресс, связанные с учебной ситуацией, слабо контролируют свое эмоциональное состояние и не владеют собой. Это вызывает, в свою очередь, неадекватное поведение у первоклассников: вербальную и невербальную аг­рессию, направленную как на себя, так и на окружающих, раз­личные невротические реакции, реакции протеста и т.п.

Успешная адаптация первоклассника к школе, его эмо­циональное благополучие, ощущение психологического ком­форта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивиду­альный подход к детям. Именно учитель играет важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив.

Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания первоклассника в школе - привить ему чувство, что его класс, школа не являются чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников. Так как учи­тель для ученика - высший авторитет, то и воспитательная работа должна проводиться, прежде всего, личным примером учи­теля, отзывчивого, доброго человека, готового прийти на помощь без упреков ребенка в лени и нерадивости. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношения к нему и его одноклассников. Поэтому от негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне.

Следовательно, эмоционально-личностное отношение учителя к ребенку, знание его индивидуальных особенностей и умение оказать современную психологическую поддержку определяет в значительной степени психосоциальную адаптацию первоклассника к школе.

Необходимость работы в режиме психологической поддержки требует повышение профессиональной психологической компетенции учителя как реализатора поддерживающих развивающих педагогических технологий.