Роль учителя в развитии воображения у детей младшего школьного возраста.
Оценка 4.8

Роль учителя в развитии воображения у детей младшего школьного возраста.

Оценка 4.8
docx
12.09.2020
Роль учителя в развитии воображения у детей младшего школьного возраста.
Роль учителя в воображении.docx

Роль учителя в развитии воображения младших школьников

 

Обучение – это такая разновидность человеческой деятельности, которая предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика, поэтому оно имеет двусторонний характер, т.е. состоит из двух процессов:  процесса преподавания - деятельность преподавателя, процесса обучения - деятельность ученика или коллектива. Обучение невозможно без взаимодействия учителя и учеников. Полноценная реализация системы развивающего обучения предполагает не только овладение учителем современными знаниями в области психологии развития и новой технологией обучения, но и наличие у педагогов определенных личностных качеств.  Среди факторов, влияющих на развитие воображения детей, уровень развития воображения самого педагога является очень важным. В педагогической деятельности доминирует творчество. Особенностью педагогической деятельности (иногда считают - основной особенностью) является нестандартность педагогических задач и ситуаций, вероятностный характер профессиональных решений. По мере накопления опыта в своей профессии учитель многие из своих действий на уроке и во внеклассной работе начинает выполнять бессознательно, автоматически, приобретает навыки педагогической работы. С одной стороны, усвоение таких навыков облегчает труд и способствует его продуктивности. Учителю уже не нужно постоянно следить за собой — за стилем своей речи, за манерой держаться перед классом, за точным распределением времени по этапам урока. В.А. Кан-Калик отмечает: «Профессиональное своеобразие деятельности педагога заключается в том, что полная алгоритмизация ее практически невозможна, хотя в педагогическом труде и существует определенная совокупность приемов и навыков, которым педагог обучен». Творчество возникает в ситуации неопределенности, имеет вероятностный характер. В.А. Кан Калик и его сооавторы считают, что «Любое педагогическое преобразование обязательно включает в себя творческое начало, ибо сама преобразуемая личность всегда уникальна и неповторима. Творчество -объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя» [1].

В.А. Сухомлинский считал, что одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера [2]. У творчески работающего учителя дети точно знают задачу каждого урока и стремятся к ее выполнению, получают не только те знания, которые могут найти в учебнике, но и множество дополнительных, связанных с их жизнью и объясняющих то, с чем они непосредственно сталкиваются в действительности. Им интересно учиться, они умеют работать самостоятельно, получают высокое наслаждение от умственной деятельности. Так творчество рождает творчество – учитель выращивает в душах ребят семена активного отношения к жизни. Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка — едва ли не важнейшая задача учителя-воспитателя. Во всем этом на процесс воображения ложится немалая нагрузка. Сложность антиципирования (предвосхищение будущего) в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что слишком многое обуславливает поведение и развитие школьника. В поведении ребенка нет однозначности, т. е. одна и та же причина необязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Один и тот же стимул может по-разному переработаться в сознании школьника и выразиться в поведении. А.И, Панов связывает это со степенью понимания, состояния в данный момент, отношения к учителю, влияния сверстников и т.д. Педагог должен быть готов к тому, чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшем будущем. Педагогическое творчество проявляется во всех элементах педагогической деятельности: в целеполагании, средствах, методах, условиях [3]. Учебный процесс включает самые различные виды труда, поощряя проявления творчества. Такое  разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил  позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей. Только снабдив учащихся определенными знаниями, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству и развитию воображения. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Задачи педагога состоят в том, чтобы используя разнообразные методы обучения и воспитания научить детей рассуждать, мыслить, самостоятельно делать выводы. Стимулировать детей находить новые оригинальные подходы и нешаблонные решения. На развитие воображения направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме индивидуального изготовления изделия от начала до конца. Ориентируясь на творчество учителя, школьник понимает, что окружающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с самых разных позиций, что часто на один вопрос можно дать огромное количество альтернативных ответов, что может быть множество мнений по тому или иному поводу и каждое должно цениться, уважаться, приниматься к сведению, что мир позволяет утвердить в общении учителя и ученика как оптимальную форму - диалог, где кругозор учителя взаимодействует с кругозором ученика, и процесс обучения протекает на личностно-значимом уровне, превращаясь в межличностный процесс. Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Творческая деятельность учителя осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств для применения  к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. Увидеть что-то по-новому не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческого задатка и способностей не только учащихся, но и самого учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

2.     Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. –К.:Рад.шк., 1984.-254 с.

3.     Панов А.И. Педагогическое творчество: структурно-аналитический аспект. - Томск, ОГУ «РЦРО», 2003. – 28 с.


 

Роль учителя в развитии воображения младших школьников

Роль учителя в развитии воображения младших школьников

Творчество -объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя» [1]

Творчество -объективная профессиональная необходимость в деятельности учителя» [1]

Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей

Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей

Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении

Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2020