Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Оценка 4.7

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Оценка 4.7
Образовательные программы +2
docx
русский язык
7 кл—11 кл
07.11.2023
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
объяснить роль указательных слов; закрепить представление о сложноподчинённом предложении, о средствах связи в нём; формировать умения находить в сложноподчинённых предложениях указательные слова, исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.docx

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: объяснить роль указательных слов; закрепить представление о сложноподчинённом предложении, о средствах связи в нём; формировать умения находить в сложноподчинённых предложениях указательные слова, исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов; развивать пунктуационную зоркость.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать роль указательных слов; уметь правильно употреблять указательные слова и строить предложения с ними; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Чтение и обсуждение изложений

III. Проверка домашнего задания

1. Обсуждение вопросов и заданий материалов для самостоятельного наблюдения (с. 66).

2. Обсуждение вопросов и заданий.

— Слова каких частей речи используются в качестве указательных?

— Приведите примеры предложений с указательными словами.

— Какую роль играют указательные слова?

— Прокомментируйте схемы строения сложноподчинённых предложений с указательными словами (с. 67).

— Что происходит, если подчинительные союзы (так как, потому что, после того как, с тех пор как и др.) расчленяются?

— В каких случаях составные союзы обязательно расчленяются?

3. Упр. 98 — чтение и обсуждение составленных предложений.

IV. Работа по теме урока

Слово учителя

Сделаем выводы. В сложноподчинённых предложениях встречаются указательные слова — местоимения или наречия: тот, там, таков, оттуда, оттого, потому и др., которые расположены в главной части предложения и указывают на то, что при главной части имеется придаточная. Указательные слова могут вносить добавочный оттенок, подчёркивать основное значение придаточной части и уточнять её тип.

Если составной подчинительный союз расчленяется (когда необходимо подчеркнуть сказанное), то первая часть остаётся в главном предложении, превращаясь при этом в указательное слово.

Составные союзы обязательно расчленяются, если перед ними употреблены слова лишь, только, прежде всего, именно, может быть и т. п., а также частицы ине.

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 99 — комментированное письмо.

2. Упр. 100 — чтение, обсуждение вопросов и заданий.

3. Упр. 102, 103 — работа по обнаружению и устранению речевых ошибок.

4. Упр. 104 — комментированное письмо.

2. Выполнение заданий

— Запишите предложения под диктовку.

— Определите функции союзов и роль указательных слов.

— Сделайте синтаксический разбор предложений.

После этого он привёл такие доказательства, что все мои сомнения отпали разом. Всё было так ясно и так просто, что я удивился, как этого раньше я не заметил. (В. Арсеньев)

VI. Подведение итогов урока

— Какова роль указательных слов в главной части сложноподчинённого предложения?

— Какой частью речи являются указательные слова?

— В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?

Домашнее задание

1. § 21.

2. Упр. 101.

Способ выражения указательных слов

Разряд       Перечень слов     Примеры

1. Указательные местоимения и местоимённые наречия     Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.         Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет.

(К. Паустовский).

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой).

2. Определительные местоимения и местоимённые наречия        Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.  Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам. (Г. Федосеев).

Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения.

(В. Солоухин).

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия  Никто, ничто, нигде, никогда и др.       Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа.

(Н. Лесков).

4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др.      По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно. (Н. Лесков).

5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями   При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)     А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак).

Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера.ь(А. Грин).

Поупражняемся и отыщем указательные слова в сложноподчинённых предложениях.

 

Примеры

Счастлив лишь тот человек, кому близки понятия добра и справедливости.

На этой картине художник изобразил такое событие, которое было созвучно его душе.

На площади собралось столько людей, сколько тут не было с давних пор.

Дождь прошёл так быстро, что смог только прибить пыль на дороге.

Она села за стол так, чтобы видеть каждого входящего в дверь.

Ребята быстро побежали туда, куда приземлился вертолёт.

У каждого человека бывает такая минута в жизни, которая никогда не забудется.

Наконец пришел именно тот специалист, который может справиться с этой проблемой.

Все идите туда, где пылает костёр.

Там, где сливается море с горизонтом, зашло багровое солнце.

 

Указательные слова в СПП

В сложноподчинённых предложениях могут быть указательные слова, которые находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение:

Он остался с темчтобы доказать свою невиновность (с тем – обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так, чтобы никто не видел записки (так – обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).

Способ выражения указательных слов

Разряд

Перечень слов

Примеры

1. Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.

Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет.
 (К. Паустовский).
 Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой).

2. Определительные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.

Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам. (Г. Федосеев).
Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения.
 (В. Солоухин).

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, никогда и др.

Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа.
 (Н. Лесков).

4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия

Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др.

По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно. (Н. Лесков).

5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак).
Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера. (А. Грин).

 


 

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении -

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении -

Слово учителя Сделаем выводы

Слово учителя Сделаем выводы

В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?

В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?

Ребята быстро побежали туда, куда приземлился вертолёт

Ребята быстро побежали туда, куда приземлился вертолёт

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023