Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении - СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: объяснить роль указательных слов; закрепить представление о сложноподчинённом предложении, о средствах связи в нём; формировать умения находить в сложноподчинённых предложениях указательные слова, исправлять ошибки, связанные с употреблением указательных слов; развивать пунктуационную зоркость.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать роль указательных слов; уметь правильно употреблять указательные слова и строить предложения с ними; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Чтение и обсуждение изложений
III. Проверка домашнего задания
1. Обсуждение вопросов и заданий материалов для самостоятельного наблюдения (с. 66).
2. Обсуждение вопросов и заданий.
— Слова каких частей речи используются в качестве указательных?
— Приведите примеры предложений с указательными словами.
— Какую роль играют указательные слова?
— Прокомментируйте схемы строения сложноподчинённых предложений с указательными словами (с. 67).
— Что происходит, если подчинительные союзы (так как, потому что, после того как, с тех пор как и др.) расчленяются?
— В каких случаях составные союзы обязательно расчленяются?
3. Упр. 98 — чтение и обсуждение составленных предложений.
IV. Работа по теме урока
Слово учителя
Сделаем выводы. В сложноподчинённых предложениях встречаются указательные слова — местоимения или наречия: тот, там, таков, оттуда, оттого, потому и др., которые расположены в главной части предложения и указывают на то, что при главной части имеется придаточная. Указательные слова могут вносить добавочный оттенок, подчёркивать основное значение придаточной части и уточнять её тип.
Если составной подчинительный союз расчленяется (когда необходимо подчеркнуть сказанное), то первая часть остаётся в главном предложении, превращаясь при этом в указательное слово.
Составные союзы обязательно расчленяются, если перед ними употреблены слова лишь, только, прежде всего, именно, может быть и т. п., а также частицы и, не.
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 99 — комментированное письмо.
2. Упр. 100 — чтение, обсуждение вопросов и заданий.
3. Упр. 102, 103 — работа по обнаружению и устранению речевых ошибок.
4. Упр. 104 — комментированное письмо.
2. Выполнение заданий
— Запишите предложения под диктовку.
— Определите функции союзов и роль указательных слов.
— Сделайте синтаксический разбор предложений.
После этого он привёл такие доказательства, что все мои сомнения отпали разом. Всё было так ясно и так просто, что я удивился, как этого раньше я не заметил. (В. Арсеньев)
VI. Подведение итогов урока
— Какова роль указательных слов в главной части сложноподчинённого предложения?
— Какой частью речи являются указательные слова?
— В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Домашнее задание
1. § 21.
2. Упр. 101.
Способ выражения указательных слов
Разряд Перечень слов Примеры
1. Указательные местоимения и местоимённые наречия Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет.
(К. Паустовский).
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой).
2. Определительные местоимения и местоимённые наречия Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам. (Г. Федосеев).
Везде, где мы побывали, нам видны следы запустения.
(В. Солоухин).
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия Никто, ничто, нигде, никогда и др. Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа.
(Н. Лесков).
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др. По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно. (Н. Лесков).
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак).
Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера.ь(А. Грин).
Поупражняемся и отыщем указательные слова в сложноподчинённых предложениях.
Примеры
Счастлив лишь тот человек, кому близки понятия добра и справедливости.
На этой картине художник изобразил такое событие, которое было созвучно его душе.
На площади собралось столько людей, сколько тут не было с давних пор.
Дождь прошёл так быстро, что смог только прибить пыль на дороге.
Она села за стол так, чтобы видеть каждого входящего в дверь.
Ребята быстро побежали туда, куда приземлился вертолёт.
У каждого человека бывает такая минута в жизни, которая никогда не забудется.
Наконец пришел именно тот специалист, который может справиться с этой проблемой.
Все идите туда, где пылает костёр.
Там, где сливается море с горизонтом, зашло багровое солнце.
Указательные слова в СПП
В сложноподчинённых предложениях могут быть указательные слова, которые находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение:
Он остался с тем, чтобы доказать свою невиновность (с тем – обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так, чтобы никто не видел записки (так – обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).
Способ выражения указательных слов
Разряд |
Перечень слов |
Примеры |
1. Указательные местоимения и местоимённые наречия |
Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. |
Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать
через десять лет. |
2. Определительные местоимения и местоимённые наречия |
Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. |
Весь день, что мы провели в
Загорске, я помню по минутам. (Г. Федосеев). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия |
Никто, ничто, нигде, никогда и др. |
Я не
знаю никого, кто бы мог
заменить старого графа. |
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия |
Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др. |
По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно. (Н. Лесков). |
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями |
При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) |
А это
удаётся в том случае, если сам
он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Маршак). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.